Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник заместителя директора школы

Справочник заместителя директора школы №5 2014 (270,42 руб.)

0   0
Страниц116
ID312902
АннотацияСпециализированное издание об организации образовательного процесса, методической и экспериментальной работы для заместителей директора школы. Вопросы качества образования, педагогической деятельности. Нормативная поддержка.
Справочник заместителя директора школы .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №5 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312902 (дата обращения: 12.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 5/май/2014 www.menobr.ru Общее образование Челябинской области Рабочая программа педагога – инструмент управления качеством образования Актуальные вопросы промежуточной аттестации обучающихся Виртуальная лаборатория как фактор развития системы дополнительного образования мая 9 УЧЕБНАЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5/май/2014 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт тематического направления «МЦФЭР Образование» Башев В.В. – директор Центра региональной образовательной политики Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Котова О.А. – заместитель директора ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Рытов А.И. – директор ГБУ «Московский центр качества образования» Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист, эксперт тематического направления «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно» Нормативная база представлена по состоянию на 09.04.2014 Регион в фокусе 4 Общее образование Челябинской <...>
Справочник_заместителя_директора_школы_№5_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_заместителя_директора_школы_№5_2014.pdf
№ 5/май/2014 Редакционная коллегия Анишина Т.П. – ведущий эксперт тематического направления «МЦФЭР Образование» Башев В.В. – директор Центра региональной образовательной политики Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Воровщиков С.Г. – декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Котова О.А. – заместитель директора ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Логвинова И.М. – заместитель директора ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования» Рытов А.И. – директор ГБУ «Московский центр качества образования» Спасская Е.Б. – заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Чернобай Е.В. – директор Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Экспертный совет Гулидов П.В. – юрист, эксперт тематического направления «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 402 г. Москвы Рачевский Е.Л. – директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно»
Стр.3
Нормативная база представлена по состоянию на 09.04.2014 Регион в фокусе 4 Общее образование Челябинской области Система общего образования. Инфраструктура образования. Совершенствование учительского корпуса. Результаты государственной итоговой аттестации. Поддержка талантливых обучающихся. Региональная модель подготовки олимпиадного резерва Никифорова Н.С., Петрова Г.Б. 6 Самообучающаяся образовательная организация – среда для непрерывного профессионального развития педагогов Самообучающаяся образовательная организация: принципы и индикативные показатели. Процессуальная динамическая модель самообучающейся образовательной организации. Планирование методической работы. Метапредметные методические объединения и проблемно-творческие группы учителей. Персонифицированная программа повышения квалификации Контролируем качество образования Белова С.Н. 28 Технология управления развитием системы оценивания качества образовательного процесса в школе Концепция управления развитием системы оценивания качества образовательного процесса в школе. Разработка комплекса моделей системы оценивания качества образовательного процесса в логике обучающего менеджмента. Реализация технологии на внутриорганизационных кластерах пяти уровней: образовательной организации, методических объединений, учебных дисциплин, взаимодействия учителя и класса (группы, обучающегося), субъектно-личностного уровня Организуем педагогическую деятельность Гоглова М.Н., Покосовская О.В. 45 Рабочая программа педагога – инструмент управления качеством образования Образовательная программа. Основная образовательная программа. Примерная основная образовательная программа. Примерная предметная программа. Авторская программа. Рабочая предметная программа. Алгоритм проектирования предметной программы. Этапы проектирования 57 Учиться интересно, учить – легко! Использование интерактивных проекторов во время уроков. Интерактивный ультракороткофокусный проектор Epson EB-595Wi
Стр.4
Бодякина Т.П., Губанова Е.В. 58 Актуальные вопросы промежуточной аттестации обучающихся Понятийный аппарат. Формы промежуточной аттестации в учебном плане. Актуальные вопросы проведения промежуточной аттестации обучающихся. Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Моделируем блок дополнительного образования Любич Г.Р., Калягина О.Ю., Стрыгина М.М. 81 Виртуальная лаборатория как фактор развития системы дополнительного образования Центр дополнительного образования. «Виртуальная лаборатория»: комплекс программных и аппаратных средств, реализуемых по технологии облака. Школа креативного развития. Проект «Наука и техника»: робототехника. Проект «Человек и природа»: нанолаборатория. Школьное научное общество. Проект «Журналистика» Электронная система «Образование» 99 Организация экспертизы, утверждения и изменения рабочих программ Шаблоны документов, необходимые в работе заместителя директора: положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), оценочная карта рабочей программы, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования Нормативное регулирование учебного процесса 103 Приказ Рособрнадзора от 17.12.2013 № 1274 Об утверждении порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования А также 79 Планинг
Стр.5
Регион в фокусе Комплекс мер по модернизации общего образования, реализуемый в Челябинской области, позволил существенно изменить инфраструктуру образования. Приоритетными направлениями являются совершенствование учительского корпуса, повышение качества образовательных услуг, поддержка талантливых детей и молодежи. Челябинская область лидирует по количеству победителей и призеров олимпиад школьников по предметам естественнонаучного цикла. В практику работы педагогов области внедрена региональная модель подготовки олимпиадного резерва, которая предусматривает выявление обучающихся – потенциальных победителей всероссийской олимпиады школьников, организацию тьюторского сопровождения талантливых обучающихся, создание образовательных программ, направленных на актуализацию и развитие творческого потенциала олимпиадников, создание системы психологической подготовки, формирование стрессоустойчивости и выстраивание коммуникаций. Общее образование Челябинской области Совершенствование учительского корпуса С 2011 г. в ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» действует стажировочная площадка, обеспечивающая повышение квалификации педагогов Южного Урала и других регионов Российской Федерации, в рамках реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. по направлениям: модернизация регионально-муниципальных систем дошкольного образования и распространение на территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования. С целью повышения престижа педагогической профессии и распространения передового педагогического опыта ежегодно с февраля по май проводятся конкурсы профессионального мастерства: «Учитель года», «Педагогический дебют», «Педагог в дошкольном образовании», «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Самый классный классный», «Директор года», «Мастер года». Эффективность и качество проводимых на Южном Урале конкурсов профессионального мастерства подтверждается результатами, которые педагоги демонстрируют в федеральных конкурсах. Учителя Челябинской области трижды становились абсолютными победителями всероссийского конкурса «Учитель года». В 2013 г. учитель из Челябинска был назван одним из шести абсолютных победителей всероссийского конкурса «Педагогический дебют». В 2013 г. НОУ «Московский центр непрерывного математического образования» при поддержке РИА «Новости», «Учительской газеты» и Минобрнауки России подготовили перечень 500 лучших школ. В список вошли 18 образовательных организаций Челябинской области. В результате по количеству школ, представленных в данном списке, Челябинская область заняла 3-е место среди субъектов РФ. Образовательные организации общего образования Система общего образования включает в себя 867 образовательных организаций: 13 школ с углубленным изучением предметов; 19 гимназий и 20 лицеев; 1 школу с первоначальной летной подготовкой; 50 специальных (коррекционных) школ; 2 специальных учебно-воспитательных учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; 4 оздоровительно-образовательные организации для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении; 5 образовательных организаций для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; 35 школ-садов; 21 вечернюю (сменную) школу и др. общеобразовательные организации. В этих учреждениях обучается и воспитывается более 340 тыс. школьников. По ФГОС обучается 120 826 учащихся, что составляет почти 80% от общей численности обучающихся в начальной школе и 37,3 % от общего количества обучающихся. 4 Справочник заместителя директора школы
Стр.6
Регион в фокусе Региональная модель подготовки олимпиадного резерва По итогам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012/13 уч. г. эксперты определили предметы, по которым результаты южноуральских школьников могли бы быть выше. Была разработана региональная модель очно-заочной подготовки олимпиадного резерва. Сегодня в регионе в полной мере реализован комплекс мероприятий для эффективного внедрения модели. Было проведено согласование состава участников очно-заочной подготовки, созданы образовательные программы, направленные на актуализацию и развитие творческого потенциала олимпиадников. Для предметной подготовки обучающихся приглашены преподаватели вузов, учителя, которые в течение нескольких лет готовили победителей и призеров олимпиад. ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» совместно с Минобрнауки Челябинской области определены базовые площадки, которые реализовали очную часть программы. Разработаны регламенты организации и проведения региональной Государственная итоговая аттестация обучающихся Результаты выпускников Челябинской области по единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ) традиционно выше средних показателей по России. В 2013 г. 100 баллов по результатам ЕГЭ получил 191 выпускник. Наибольшее количество «стобалльников» по химии (76 человек) и русскому языку (48 учащихся). Три выпускника имеют максимальный результат по двум предметам. В 2013 г. ЕГЭ проходил на базе 127 пунктов проведения экзамена при участии более 6000 организаторов и 561 эксперта. Общее количество участников ЕГЭ составило 16 080 человек (в 2012 г. – 12 тыс.). Впервые председатели предметных комиссий ЕГЭ выбраны по результатам конкурсного отбора. очно-заочной подготовки олимпиадного резерва. Обучаясь по программе заочно, учащиеся получали по электронной почте лекции и практические задания. В случае затруднений участники обращались за консультациями к педагогам в онлайн режиме. Очная часть программы предусматривала занятия, где комментировались итоги межсессионного периода, определялись задачи на следующий период. Подготовка участников орга ни зована через проектную и ис сле довательскую деятельность, моделирование алгоритмов действий для выполнения творческих и практических заданий. С каждой предметной группой занимались психологи, которые разработали программу психологического сопровождения обучающихся, вошедших в состав олимпиадного резерва. Эта программа включала в себя тренинги, направленные на командообразование, формирование стрессоустойчивости и выстраивание коммуникаций. Для педагогов-тьюторов в это время были организованы курсы повышения квалификации по вопросам организации и сопровождения талантливых обучающихся. Инфраструктура образования С 2011 г. в регионе реализуется комплекс мер по модернизации общего образования, направленный на создание современных условий для всех участников образовательного процесса. В результате реализации запланированных мероприятий 91,6% учащихся обучается в образовательных организациях, которые соответствуют современным требованиям. Приобретение 122 школьных автобусов снизило на 50% потребность в новых транспортных средствах для безопасного подвоза обучающихся из отдаленных населенных пунктов. Более 148,8 млн руб. направлено на приобретение учебников, соответствующих перечню, утвержденному приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год». По данным мониторинга обеспеченность учебниками составляет 80%. Развитие системы поддержки талантливых обучающихся Реализуется комплексная поддержка талантливых детей и молодежи – специальные образовательные организации учитывают особые потребности талантливых обучающихся: 12 школ с углубленным изучением отдельных предметов; 19 гимназий; 20 лицеев. В 21 школе открыты 102 класса с углубленным изу чением отдельных предметов. В ГУО ШИ «Челябинский областной лицей-интернат» обучение ведется на трех языках, реализуется образовательная программа, ориентированная на одаренных подростков. Ежегодно челябинские школьники участвуют в разнообразных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. Традиционно самой массовой по количеству участников является всероссийская олимпиада школьников, по количеству победителей и призеров которой Челябинская область занимает 1-е место в Уральском федеральном округе и 5-е среди регионов РФ, уступая г. Москве, г. Санкт-Петербургу, Татарстану и Московской области. Челябинская область является лидером по количеству победителей и призеров олимпиад школьников по предметам естественнонаучного цикла, в т. ч. международных олимпиад по физике, химии и информатике. Все эти достижения стали возможны благодаря системной работе по выявлению и поддержке одаренных и перспективных школьников. Для создания необходимых условий, обеспечивающих качественное образование талантливых школьников, в регионе на базе ОО открываются предметные лаборатории, оснащенные современным оборудованием, соответствующим высоким стандартам, позволяющим создать ресурсные центры для научно-исследовательской деятельности учащихся, отработки моделей профильного обучения и повышения квалификации педагогов. В настоящее время открыто 40 лабораторий с охватом всех крупных территорий области и направлений деятельности. № 5• 2014 5
Стр.7
Н.С. Никифорова, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением математики», г. Магнитогорск Челябинской обл., Г.Б. Петрова, зам. директора МОУ ДПОПР «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы», г. Магнитогорск Челябинской обл. Самообучающаяся образовательная организация – среда для непрерывного профессионального развития педагогов Самообучающаяся образовательная организация В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) одним из основных принципов государственной политики назван принцип «обеспечения права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности» (cт. 2, гл. 1). Идея непрерывного образования в настоящее время актуальна в педагогической среде. Образовательная организация (далее – ОО) должна быть конкурентоспособной на рынке образовательных услуг. Это возможно при условии наличия профессионально мобильного, гибкого, креативного, толерантного педагогического коллектива, осознающего общую цель и позиционирующего себя как команда. Современная ОО – «обучающаяся организация». Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) требует от педагога изменения его профессионального самосознания. Одним из условий, которое может качественно переломить ситуацию, является организация работы педагогического коллектива в режиме «самообучающейся организации». В основу моделирования образовательной системы МОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением математики» г. Магнитогорска (далее – СОШ № 5) положена идея развития ОО как самообучающейся организации, находящейся в постоянном самосовершенствовании и динамичном развитии. Администрация и педагогический коллектив СОШ № 5 моделировали образовательную систему, опираясь на базовые принципы самообучающейся организации, разработанные Г.А. Игнатьевой*: * Подробнее см.: Игнатьева Г.А. Ситуационно-позиционная модель профессионального развития педагога / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова, Д.Ю. Доронин, М.В. Медвидь. Кафедра педагогики и андрагогики: становление научной школы в системе постдипломного образования. Сборник трудов кафедры. Н. Новгород: ООО «Поволжье», 2009. – Примеч. авт. 6 Справочник заместителя директора школы
Стр.8
Регион в фокусе • принцип синергийной включенности (каждый педагог является одновременно и двигателем развития (своего и организации), и источником построения новых ситуаций развития (противоречий, проблем)); • позиционного самоопределения (каждый педагог может выбрать способ самоутверждения и самореализации в организации, а школа – траекторию развития в зависимости от внешних и внутренних потребностей); • динамического равновесия (введение некоторых ограничений, регулирующих меру профессиональной компетентности и ответственности педагогов в целях обеспечения устойчивого развития); • рефлексивности (базовое свойство личности (административной команды), которое выявляет, распознает профессиональные качества личности педагога и формирует новые). Итак, целью самообучающейся ОО является создание развивающего пространства для всех участников образовательного процесса на основе использования внутренних ресурсов и профессионального потенциала организации, обеспечивающего непрерывное развитие педагогов и обучающихся. Предполагаемым результатом является потребность педагогов в непрерывном динамическом развитии и самосовершенствовании, раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, самоутверждение и самореализация в коллективном процессе деятельности; повышение внутрифирменной культуры. Общими индикативными показателями эффективности саморазвивающейся ОО (по Г.А. Игнатьевой) являются: • востребованность, инновационность, системность в деятельности; • наличие ресурсных условий образовательной деятельности, от которых зависит научность, оптимальность, сбалансированность, взаимосвязанность работы; • разработанность процессуальной оценки образовательной деятельности, задающей эффективность, здоровьесберегающий характер деятельности ОО, работоспособность ее коллектива; • наличие системы управления, определяющей управляемость, результативность, надежность работы педагогической системы школы. Модель самообучающейся ОО Далее представляется структура, содержание и индикативные показатели модели самообучающейся ОО, которая с 2008 г. внедряется в практику работы СОШ № 5 (рисунок). Процессуальная динамическая модель самообучающейся ОО представляет собой открытую спираль развития. Движение ОО по спирали поступательно и динамично. Переход от одного этапа к другому возможен при условии накопления «критической массы», т. е. качественных результатов – индикативных показателей завершения реализации этапа. Движение от этапа к этапу неравномерно в силу индивидуальных особенностей членов каждого педагогического коллектива. Особое внимание уделяется групповой работе, которая позволяет постигать искусство диалога, «учит мобилизовывать энергию и деятельность членов коллектива для достижения общих целей <…>, когда групповые знания и способности превышают сумму индивидуальных № 5 • 2014 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ