Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник классного руководителя

Справочник классного руководителя №6 2015 (275,00 руб.)

0   0
Страниц84
ID312891
АннотацияПрактический журнал по организации воспитательной работы, учебного процесса и внеурочной деятельности в школе для классного руководителя. Лучшие примеры из практики и рекомендации ведущих экспертов в области педагогики, психологии, права, приведенные на страницах журнала, помогут классному руководителю проводить эффективную воспитательную работу, успешно проходить проверки контролирующих органов и контролировать учебный процесс.
Справочник классного руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №6 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312891 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№6/июнь/2015 И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО www.menobr.ru Самоаудит состояния классного руководства в ОО Оценка образовательных результатов обучающихся Трудовая деятельность несовершеннолетних Правила здорового образа жизни ЛУЧШЕЕ ИЗ ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Завершается подписка на II полугодие 2015 года Журнал «Справочник классного руководителя» Выгодно! <...> Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики Департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Чернобай Е.В. – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Шавринова Е.Н. – канд. пед. наук, заведующая Институтом развития образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования № 6 2015 СОДЕРЖАНИЕ Год литературы в России 4 Театральный проект «Классика в классе» О том, как интегрировать текст классического литературного произведения в жизнь современного старшеклассника, рассказывает Спесивцев В.С., театральный режиссер, педагог, художественный руководитель Московского молодежного театра, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РФ Игнатьева С.Д. <...> .» Литературная викторина для обучающихся 5–8-х классов Управляем воспитательным процессом Нечаев М.П. <...> 16 Самоаудит состояния классного руководства в образовательной организации Оценочная методика самоаудита: показатели и их содержание, система оценивания Савиных Г.П. <...> 26 Оценка образовательных результатов обучающихся по итогам мероприятий воспитательной направленности Как оценить эффективность мероприятия воспитательной направленности в соответствии с требованиями ФГОС общего <...>
Справочник_классного_руководителя_№6_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_классного_руководителя_№6_2015.pdf
№ 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики Департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Чернобай Е.В. – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Шавринова Е.Н. – канд. пед. наук, заведующая Институтом развития образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования № 6 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Год литературы в России 4 Театральный проект «Классика в классе» О том, как интегрировать текст классического литературного произведения в жизнь современного старшеклассника, рассказывает Спесивцев В.С., театральный режиссер, педагог, художественный руководитель Московского молодежного театра, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РФ Игнатьева С.Д. 11 Литературная викторина «А помнишь ли ты?..» Литературная викторина для обучающихся 5–8-х классов Управляем воспитательным процессом Нечаев М.П. 16 Самоаудит состояния классного руководства в образовательной организации Оценочная методика самоаудита: показатели и их содержание, система оценивания Савиных Г.П. 26 Оценка образовательных результатов обучающихся по итогам мероприятий воспитательной направленности Как оценить эффективность мероприятия воспитательной направленности в соответствии с требованиями ФГОС общего образования? На этот вопрос дан ответ в статье. Предложены рекомендации по проведению оценки личностных образовательных результатов обучающихся. Приведен пример использования рекомендаций Работаем с классом Широбокова Т.С. 33 Классный час «Правила здорового образа жизни» Методическая разработка классного часа позволяет в простой, наглядной, легкой для усвоения форме обогатить подростков знаниями, необходимыми для ведения здорового образа жизни. Анисимова М.В., Бегун И.С. 38 Подвижные (динамические) перемены Время и место проведения. Содержание динамической перемены. Рекомендации по организации 2
Стр.4
№ 6 • 2015 Организуем внеурочную деятельность Манжукова О.А. 44 Классный час «Особенности регулирования трудовой деятельности несовершеннолетних» В ходе классного часа обучающиеся смогут найти ответы на вопросы: Как найти работу? Чем трудовой договор отличается от гражданско-правового? С какого возраста можно работать? Какие документы нужны при приеме на работу, о чем следует помнить при оформлении? Какие есть запреты при приеме на работу? Какова продолжительность рабочего времени и времени отдыха? Каковы нормы выработки и оплаты труда? На каком основании могут уволить? Ронгинская С.Б. 53 Сценарий фестиваля «Ее величество – семья!» Сценарий мероприятия для обучающихся 1-го класса и их родителей Работаем с документами 57 Регламент выбора модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» Письмо Минобрнауки России от 31.03.2015 № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ» 66 Смотр-конкурс на «Лучший казачий кадетский корпус» Приказ Минобрнауки России от 27.02.2015 № 130 «Об утверждении Порядка проведения смотра-конкурса на звание “Лучший казачий кадетский корпус”» Календарь Манжукова О.А., Виноградова Т.В. 70 Классный час «Символы России» Классный час, посвященный Дню России В фокусе 76 Артек – страна детства 3
Стр.5
ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ Театральный проект «Классика в классе» В 2015 году реализуется комплексная государственная программа «Год литературы», направленная на пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях, развитие интереса к русской и мировой литературе. В числе основных мероприятий – международный писательский форум «Литературная Евразия», проекты «Литературная карта России», «Библионочь-2015», «Лето с книгой», «Всемирный день книги», «Живая классика» и «ReadRussia / Читай Россию», конкурс «Литературная столица России». О том, как можно интегрировать текст классического литературного произведения в жизнь современного старшеклассника, нам рассказал Вячеслав Семенович Спесивцев, театральный режиссер, педагог, художественный руководитель Московского молодежного театра, народный артист РФ. ? Вячеслав Семенович, расскажите, пожалуйста, о проекте «Классика в классе». – Московский молодежный театр с 2009 г. реализует проект «Классика в классе» – театральный урок литературы для обучающихся и учителей, который проводится как на сцене театра, так и в любой школе, т. е. на совсем не театральной сцене. Уникальность спектакля-урока в том, что обучающиеся сами принимают участие в театральной постановке. Они с головой окунаются в текст художественного произведения, когда прямо в класс заходят персонажи знаменитых классических произведений. Любой старшеклассник может вместе с Лопахиным расчертить вишневый сад на дачные участки, разучить с Репетиловым бессмертные строки А.С. Грибоедова… Театральный урок – не просто спектакль, это неповторимая постановка, насыщенная элементами ролевой игры. «Классика в классе» включает 17 спектаклей по произведениям: «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Гроза» и «Беспридан4
Стр.6
№ 6 • 2015 ница» А.Н. Островского, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «На дне» М. Горького, «Дорогие мои хорошие…» С.А. Есенина, «Яма» А.И. Куприна, «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира*. ? Как возникла идея театрального проекта «Классика в классе»? – Проект «Классика в классе» основывается на идее неразрывной связи искусства и жизни, встраивания текста в ежедневное существование человека. Эта идея имеет смысл, начиная от Древней Греции и до настоящего времени. В дни определенных праздников античный театр собирал все население города и окрестностей. Десять дней жители греческих полисов смотрели пьесы Эсхила, Софокла, Еврипида, понимание которых было необходимо для строительства демократии. В демократическом полисе, например в Афинах, государственные вопросы решались народным собранием, соблюдались равенство граждан перед законом и свобода слова. Именно в таком полисе происходило развитие театра, который затрагивал проблемы политического строя, внешней политики, воспитания молодежи и др. Без театра невозможно было себе представить жизнь как отдельного человека, так и общества в целом. Литература – это духовное здание, которое определяет существование человека в культуре, дает ему возможность понять, кто он есть. Но заставить читать ребенка невозможно. И можно понять школьников, которые не хотят читать тексты, анализировать сложную структуру художественного произведения, потому что эти тексты написаны для театра, т. е. они изначально предназначены для восприятия зрителя, а не читателя. Один из спектаклей-уроков поставлен по тексту Л.Н. Толстого «Война и мир». Изучая этот роман на уроках, в самом лучшем случае обучающиеся отслеживают сюжет, узнав, кто и за кого вышел замуж. А вся философия Л.Н. Толстого о войне и мире часто остается для них непознанной и непонятой. Поэтому в спектакле «Война и мир» философские рассуждения героев о войне и мире обязательно включены в их монологи. И мысли Л.Н. Толстого про войну кажутся настолько современными. Например, о том, что «война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну...»**. Поэтому, если написанное Л.Н. Толстым заставляет задуматься зрителя о сегодняшнем дне, о современной истории, задать себе вопрос: «О чем это?», то свое главное предназначение и все свои задачи проект «Классика в классе» выполняет. * Подробнее о Московском молодежном театре см.: www.spesivcev.ru. ** Андрей Болконский: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. <…> Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями <…>. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду... Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. <…>» // Толстой Л.Н. Война и мир. Т. III. Ч. II. XXV. 5
Стр.7
Год литературы в России ? Как театр может повлиять на интерес к чтению, если обучающегося не интересует ни театр, ни литература? – Современный молодой человек, выпускник школы, воспринимает модель мира несколько по-другому, чем его ровесник XX в. Этот мир синкретичен: он объединяет реальное и виртуальное пространство. И классический литературный текст в такой модели мира, во-первых, воспринимается с трудом, а во-вторых, чаще всего вообще не находит способов коммуникации с читателем. Четыре тома «Войны и мира» трудно представить главными составляющими в жизни интернет-пользователя или профессионального блогера. На мой взгляд, в Интернет человек уходит, когда истратил весь потенциал общения с друзьями, а потенциал общения с культурой, языком, художественным текстом в себе не открыл. Сегодня проще и быстрее не писать комментарии, например, к фотографии, а поставить лайки, и все – внимание к себе обеспечено. И вот в такую виртуальную жизнь тоже должно приходить произведение классической литературы, а вместе с ним и театр. Как это происходит? Московский молодежный театр вместе с проектом «Классика в классе» осуществляет международный театральный проект «Онлайн-театр». На страничку в социальной сети пока неизвестного нам пользователя заходит актер Московского молодежного театра (например, Семен Спесивцев) и предлагает поговорить о театре, а потом принять участие в театральной постановке пьесы У. Шекспира. Мы набираем «сборную» Ромео и Джульетт и проводим репетиции с помощью Skype. Театральная подготовка или театральное образование есть далеко не у всех желающих участвовать в таком спектакле. Это не главное условие. Для того чтобы играть в спектакле, необходимо прочесть пьесу. Поэтому вместе с предложением участвовать в проекте «Онлайн-театр» у интернет-пользователя закономерно возникает необходимость прочитать пьесу У. Шекспира «Ромео и Джульетта». При этом читать Шекспира его никто не заставляет. События пьесы проходят в течение четырех действий (знакомство, венчание, расставание, смерть главных героев), и каждое действие играет новая пара из разных стран (Россия, Литва, Габон, Казахстан, Австрия, Нигерия, Белоруссия, Грузия, Греция). Пар главных героев может быть не четыре, а восемь или больше (сколько наберем). Все Ромео и Джульетты исполняют роли на своих родных языках. 14 февраля 2014 г. на сцене нашего театра с огромным успехом прошел этот спектакль. Мы планируем продолжить проект. ? Возникает вопрос о том, не является ли спектакль-урок подменой изучения литературного произведения? Чем отличается спектакль-урок от сборника «Произведения русской литературы в кратком изложении»? – Главное предназначение спектакля – мотивация любого ребенка на чтение литературного произведения, а не подмена его изучения или театрализация сборника «Произведения русской литературы в кратком изложении». Одного обучающегося, который никогда не читал и не испытывал потребности читать «Вишневый сад», можно мотивировать, предложив участвовать в действии, происходящем на 6
Стр.8
№ 6 • 2015 сцене. Другого, старательно занимающегося на уроках литературы, осознанно и вдумчиво читающего, можно заставить задуматься над какой-либо фразой и повторно прочитать литературное произведение. После одного из театральных уроков «Вишневый сад» ко мне подошла ученица и спросила, правда ли, что автором художественного образа «люди – деревья» из вишневого сада* является А.П. Чехов. Она удивилась и решила, что ей необходимо еще раз прочитать «Вишневый сад». Именно в этот момент понимаешь, что главная задача спектакля-урока – расшевелить в обычном человеке думающего читателя – достигнута. ? Вячеслав Семенович, проектируя спектакль-урок, каким образом вы выбираете приемы, которые совершенно точно заинтересуют современного старшеклассника? – Самый главный прием – это «включить» зрителя в события, происходящие на сцене. В литературном произведении существует множество пластов авторского повествования, смыслов, связанных с разными персонажами: главные герои, второстепенные, образ автора, образ рассказчика и т. п. Также многогранно и театральное действие. Ни театральный режиссер, ни актеры, ни автор драматического произведения не воспринимают зрителя как человека, просто наблюдающего за игрой актеров на сцене. Это не навсегда заданная для зрителя роль. Смысловая напряженность дает возможность участвовать зрителю в драматическом произведении. Играя спектакль по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, актеры останавливают сценическое действие на определенном эпизоде (объяснение Татьяны и Онегина), тем самым создавая ситуацию неясности сюжета, его незавершенности. Во время этой паузы актеры задают зрителям проблемный вопрос: что надо сделать Татьяне – уйти к Онегину и бросить мужа или остаться? Да, Татьяна говорит Онегину, что любит его по-прежнему, но эта любовь уже ничего не меняет. Актеры подходят к любой 15–16-летней девушке, сидящей в зале, и просят ее оценить ситуацию со своей точки зрения, рассказать, как бы она поступила. Потом подходят с этим же вопросом к другой девушке, к третьей… Так зал постепенно вовлекается в обсуждение финала романа в стихах «Евгений Онегин», проживая историю его главных героев как свою личную. И в этот момент обсуждения зритель отчетливо начинает понимать важность выбора Татьяны Лариной и всю необходимость существования романа «Евгений Онегин» уже в его личном культурном пространстве. Вовлечение зрителя в театральное действие как его полноправного участника возможно и по-другому. Он должен включить свое воображение. В спектакле «Война и мир» практически нет декораций. Их заменяют десять ящиков для снарядов. На разных сторонах этих ящиков нарисованы колонны, фрагменты зданий и т. п. Если на сцене дом Ростовых, то эти ящики символически передают интерьер * Диалог Ани и Пети Трофимова в конце II действия «Вишневого сада»: «Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней…». 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ