Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Справочник классного руководителя

Справочник классного руководителя №5 2015 (275,00 руб.)

0   0
Страниц84
ID312890
АннотацияПрактический журнал по организации воспитательной работы, учебного процесса и внеурочной деятельности в школе для классного руководителя. Лучшие примеры из практики и рекомендации ведущих экспертов в области педагогики, психологии, права, приведенные на страницах журнала, помогут классному руководителю проводить эффективную воспитательную работу, успешно проходить проверки контролирующих органов и контролировать учебный процесс.
Справочник классного руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №5 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312890 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№5/май/2015 И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО www.menobr.ru Школьное самоуправление Подготовка к экзаменам Восстановительная медиация Социальный проект в школе ЛУЧШЕЕ ИЗ ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Открыта подписка на II полугодие 2015 года Журнал «Справочник классного руководителя» Выгодно! <...> Подробности на сайте www.proflit.ru Оформите подписку на свой профессиональный журнал В интернет-магазине: www.proflit.ru/edu На почте (полугодовые индексы): «Роспечать» – 36421; «Почта России» – 99347; «Пресса России» – 88030 В редакции Тел. <...> : 8 (495) 937-9082; e-mail: ap@mcfr.ru Реклама № 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. <...> Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики Департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Чернобай Е.В. – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Шавринова Е.Н. – канд. пед. наук, заведующая Институтом развития образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования № 5 2015 СОДЕРЖАНИЕ Школьное самоуправление 4 Воспитываем школьных активистов На вопросы об особенностях становления и работы ученического самоуправления в г. Москве отвечает Куранина Н.М., председатель Московского <...>
Справочник_классного_руководителя_№5_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_классного_руководителя_№5_2015.pdf
№ 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики Департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Чернобай Е.В. – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Шавринова Е.Н. – канд. пед. наук, заведующая Институтом развития образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования № 5 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Школьное самоуправление 4 Воспитываем школьных активистов На вопросы об особенностях становления и работы ученического самоуправления в г. Москве отвечает Куранина Н.М., председатель Московского городского совета вожатых (кураторов ученического самоуправления) Департамента образования города Москвы, зам. директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ ДООЦ «Команда» Управляем воспитательным процессом Тетерина Е.А. 9 Детская организация и школьное самоуправление – отличительные черты Понятийный аппарат. Сравнительная таблица Коновалов А.Ю. 13 Школьная служба примирения и восстановительный подход в работе педагога Решение конфликтных и криминальных ситуаций. Восстановительная медиация. Элементы восстановительного подхода в работе педагога (классного руководителя). Школьные и территориальные службы примирения. Примерный порядок создания и поддержки школьной службы примирения Анисимова М.В., Бегун И.С. 26 Физкультурные минутки и физкультурные паузы Воздействие на организм обучающихся. Формы проведения и содержание. Классификация упражнений и рекомендации по их выбору и проведению. Примеры упражнений Работаем с классом Обласова Л.С., Шарикова Л.А. 47 Оптимизация временных затрат и мобилизация личностного ресурса при подготовке к экзаменам Методика повторения ранее изученного материала Золотухина Н.Ф. 52 Анализ личных целей подростков – первый шаг в формировании системы саморегуляции их поведения и деятельности Занятие с обучающимися по теме: «Цели и их достижение в жизни человека» 2
Стр.4
№ 5 • 2015 Ильина Е.Г. 56 Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы в проектной деятельности Формирование личностных УУД в проектной деятельности на примере работы классного коллектива над социальным проектом «Юные доброхоты» Организуем внеурочную деятельность Шилильо С.А. 62 Правовая игра «Хочу быть президентом» Игра проводится в рамках правовой недели в школе для обучающихся 10–11-х классов Работаем с документами 68 Соз дание советов обучающихся Письмо Минобрнауки России от 14.02.2014 № ВК-262/09 «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях» В фокусе 74 Новости образования 3
Стр.5
ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Воспитываем школьных активистов О том, как в Москве реализуется право обучающихся на участие в управлении образовательной организацией через ученическое самоуправление, рассказывает Куранина Надежда Михайловна, председатель Московского городского совета вожатых (кураторов ученического самоуправления) образовательных организаций Департамента образования города Москвы, зам. директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ ДООЦ «Команда». ? В столице подвели итоги внедрения в школах ученического самоуправления. Время показало главное – система работает. Кто стоял у истоков создания этой системы и когда начали появляться ученические советы? – Ученическое самоуправление своими корнями уходит во времена существования пионерской организации. В некоторых школах Москвы ученические советы появились еще в 90-е гг., но это были единичные образования. Массовое распространение в Москве советы обучающихся получили в середине 2000-х гг. Тогда, в 2005 г. и был создан Городской центр по взаимодействию с ученическим самоуправлением на базе Дворца на Воробьевых Горах, руководил центром Константин Андреев. В 2012–2013 гг. ГБОУ ДООЦ «Команда» совместно с Московским городским советом вожатых (кураторов ученического самоуправления) образовательных организаций Департамента образования города Москвы активно начинает заниматься ученическими советами, и не только в рамках выездных мероприятий, как это было раньше. В 2014 г. центр «Команда» стал городским оператором по вопросам развития системы ученического самоуправления в городе Москве. ? 4 Какова основная цель внедрения системы ученического самоуправления? – Предоставить обучающимся возможность участия в государственно-общественном управлении школой.
Стр.6
№ 5 • 2015 ? Закреплено ли школьное самоуправление законодательно? Есть ли какой-то свод правил или рекомендаций по созданию ученического совета в школе? – Да. Основные документы – это Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг., утв. Указом Президента РФ от 01.05.2012 № 761. На сайте ГБОУ ДООЦ «Команда» (www.komanda-center.ru) размещены методические материалы, которые помогут обучающимся организовать ученический совет. ? Может ли администрация школы препятствовать созданию ученического совета? – С выходом в свет Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наличие совета обучающихся в образовательной организации является обязательным, если с такой инициативой выступают школьники. ? Давайте поговорим о структуре ученического совета. Кто может стать членом ученического совета и сколько (в среднем) школьников входит в его состав? – В ученический совет могут входить все обучающиеся школы с 1-го по 11-й класс. Ограничений не существует. В среднем актив ученического совета составляет от 30 до 50 школьников. ? ? Как формируются ученические советы в образовательных комплексах? В них входят представители всех структурных подразделений (школ)? – Вопросы формирования совета, структуры, выборов в него прописываются в положении о советах обучающихся. Как правило, в ученическом совете комплекса представлены обучающиеся всех структурных подразделений. Могут ли родители обучающихся входить в состав ученических советов? – В ученический совет входят только обучающиеся. Родители, педагоги, администрация, ученики и все заинтересованные лица могут взаимодействовать в рамках управляющих советов образовательных организаций или собственных представительных органов. Это весьма продуктивная форма государственнообщественного управления образованием, позволяющая принимать стратегические решения, мощная площадка для диалога всех представителей образовательного и воспитательного процесса. ? Давайте обсудим права и обязанности ученических советов. Основной вопрос – это серьезные организации, которые принимают реальные решения, 5
Стр.7
Школьное самоуправление или де-юре они имеют полномочия, а де-факто ни на что не влияют? Правда ли, что (как ранее заявлялось) они могут контролировать бюджет образовательной организации, корректировать премии педагогам и вносить изменения в учебный план? – Контролировать и корректировать – это громко сказано. Ребята, входящие в ученические советы, таких задач перед собой не ставят. В большей степени они ориентированы на диалог со взрослыми, выступают с инициативами и рекомендациями, в т. ч. и по финансовым вопросам, что же касается учебного плана – да, действительно, во многих образовательных организациях он составляется с учетом мнения обучающихся, ребята влияют на расписание занятий, тематику факультативных занятий. ? Участвуют ли ученические советы в решении каких-то административных вопросов. Например, связанных с организацией питания или выбором школьной формы. – В большинстве московских школ эти вопросы решаются с участием ученических советов. Такие вопросы, как установка велопарковок на территории школ, ящичков для хранения личных вещей, организация пешей зоны при подходе к школе, озеленение территории практически всегда инициируются именно ученическими советами. ? ? Педагоги серьезно относятся к решениям ученических советов? – По-разному. Но на сегодняшний день наметилась благоприятная тенденция. Все чаще педагоги содействуют работе ученических советов и поддерживают детские инициативы. А все созданное совместно – особенно ценно, поэтому успешно исполняется и реализовывается. Ученический совет – полезная инициатива. Но без сопровождения взрослых, точнее – профессионалов своего дела, едва ли сможет нормально функционировать. Кто курирует данную деятельность? – С ученическими советами работают старшие вожатые или кураторы ученического самоуправления. Они поддерживают и направляют, обучают ребят основам управления, тайм-менеджмента, ораторскому искусству, личной эффективности, организации дел, мероприятий и многому другому. Они – старшие товарищи, помогающие ребятам в реализации их инициатив. Важно понимать, что куратор или вожатый – это не руководитель ученического совета, а наставник, помощник ребят. ? 6 Какие организации, отвечающие за ученическое самоуправление, работают в Москве?
Стр.8
№ 5 • 2015 – С активистами ученического самоуправления уже 6 лет работает Московский городской совет вожатых (кураторов ученического самоуправления) образовательных организаций Департамента образования города Москвы (далее – Совет вожатых). Из немногочисленной группы единомышленников Совет вожатых вырос в профессиональное сообщество педагогов, которое насчитывает более 60 человек. Совет вожатых совместно с ГБОУ ДООЦ «Команда» проводит выездные мероприятия, профильные смены, научно-практические конференции, школы актива, реализовывает просветительский проект «Субботы активиста» для активистов ученического самоуправления города Москвы. Надежными партнерами для ученических советов становятся межрайонные советы директоров. При них создаются межрайонные советы активистов. Ребята учатся у опытных руководителей, перенимают опыт. ? Какие мероприятия проводятся для кураторов и членов ученических советов? – Кураторы и активисты могут получить методическую поддержку, поделиться опытом и повысить квалификацию в школе кураторов ученических советов; принять участие в конкурсе профессионального педагогического мастерства «Вожатый и его Команда». Для них действует Форум вожатых (кураторов ученических советов) города Москвы. Регулярно организуются научно-практические конференции и выездные обучающие семинары. Для актива ученического самоуправления города Москвы проводится профильная смена Мегаполис-сити. Основой смены Мегаполис-сити является серия экономико-правовых деловых игр: «Азбука рынка», «Мегаполис», «Выборы мэра», «Арбат», «Университет» и др. Ребята с головой погружаются в атмосферу современного делового мира, строят свой город, продумывают экономическую систему, создают собственное дело под руководством опытных юристов, экономистов и педагогов. У каждого участника программы есть уникальная возможность посетить мастер-классы по маркетингу, связям с общественностью, банковскому делу, правовому обеспечению предпринимательской деятельности, а также множество интересных встреч, занятий и бесед с представителями профессионального экономического сообщества. Для этой программы специально создан сайтсимулятор, который позволяет участникам распоряжаться своими доходами, платить налоги, получать стипендии – и все это онлайн. По поручению Департамента образования города Москвы специально для просветительского проекта «Субботы активиста» ГБОУ ДООЦ «Команда» разработана новая программа «Управление. Уверенность. Успех», которая прошла апробацию на зимней смене активистов ученического самоуправления. Программа рассчитана на обучающихся образовательных организаций города Москвы в возрасте от 14 до 18 лет, заинтересованных в участии в государственно-общественном управлении образованием. Занятия проводятся 1 раз в неделю по субботам. Курс включает в себя три модуля: психология управления, личная эффективность, мастерство публичных выступлений. 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.