Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Издательский дом МЦФЭР
Директор
Главный редактор
МЦФЭР Образование
Коммерческий директор
Директор по развитию
образовательных
и региональных проектов
Объединенная редакция
«Образование»
Главный редактор
Бодякина Т.П.
Редакция
Шеф-редактор Кушнарева Н.В.
Ответственный редактор
Костылева К.В.
Редакторы Осадчая Т.Н.
Агуреева Т.Н.
Баринова Л.П.
Петрова С.П.
Семенова В.В.
Романова Е.П.
Выпускающий редактор
Дизайн
Верстка Жафярова Г.Х.
Секретарь редакции
тел.: 8 (495) 937-90-80
(многоканальный)
Адрес редакции
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17;
тел.: 8 (495) 937-90-80
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9;
e-mail: doshkolnik@mcfr.ru;
Сайты: www.resobr.ru; www.profl it.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 83637 (полугодовой), 83638 (годовой);
«Почта России» – 12515 (полугодовой), 12516 (годовой);
«Пресса России» – 38860 (полугодовой), 43667 (годовой)
Отдел продвижения
Владимирова А.С.
Кондрашова Ю.О.
Полтева Н.Ю.
тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный)
Размещение рекламы
тел.: 8 (495) 937-90-80 (доб. 27-45);
e-mail: nsinitsina@mcfr.ru
Отдел по работе с клиентами
тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62;
e-mail: ap@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru
На обложке рисунок Насти Марковой «Жираф в Африке».
МКДОУ № 37 пос. Сельцо Ленинградской области.
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Свидетельство: ПИ № 77-18062 от 18.05.2004.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций.
Цена свободная.
Подписано в печать 05.06.2014. Выход в свет 25.06.2014.
Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 10,08. Тираж 21 000 экз. Изд. № 6232. Заказ № 2979.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография».
Филиал «Чеховский Печатный Двор».
142300, Московская обл., г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1
Сайт: www.chpd.ru; тел.: 8 (495) 988-63-87
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
9 771813 367147
Синицина Н.Ю.
Калганова Н.Н.
Межанский М.А.
Заместитель генерального директора,
директор «МЦФЭР Образование» Дулинов М.В.
Гирихиди В.П.
Богданова Е.В.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Макарова С.М.
Заместитель коммерческого
директора Полуэктова-Жежеря Ю.В.
Слепушенко О.А.
Башев В.В. – директор Центра региональной
образовательной политики Института
образования ФГОУ ВПО «НИУ ГУ –
Высшая школа экономики»
Башкина Г.В. – зав. лабораторией нормативного и финансовоэкономического
обеспечения образования
Института управления образованием РАО
Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР
Вавилов А.И. – cтарший научный сотрудник Института
образования ФГОУ ВПО «НИУ ГУ –
Высшая школа экономики»
Дулинов М.В. – директор ТН «МЦФЭР Образование»
Дядюнова И.А. – зав. кафедрой начального и дошкольного
образования ФГОУ ВПО «АПК и ППРО»
Левицкий М.Л. – доктор педагогических наук, кандидат
экономических наук, директор Института
менеджмента ГБОУ ВПО «Московский
городской педагогический университет»
Мосов А.В. – руководитель экспертного направления
некоммерческого партнерства «Росконтроль»,
зав. лабораторией Научно-исследовательского
института детского питания
Степанова М.И. – доктор медицинских наук, зав. лабораторией
гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены
и охраны здоровья детей и подростков
ФГБУ «НЦЗД» РАМН
Тараданова И.И. – зам. директора Департамента государственной
политики в сфере общего образования
Минобрнауки России
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Абанкина И.В. – директор Института развития образования
ФГОУ ВПО «НИУ ГУ – Высшая школа экономики»
Данилина Т.А. – и. о. директора ГБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 417» г. Москвы
Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного
образования министерства образования
и науки Челябинской области
Малова Г.П. – заведующий ГБОУ «Детский сад присмотра
и оздоровления № 733» г. Москвы
Понкратова В.Н. – эксперт аппарата Профсоюза работников
народного образования и науки РФ
Чеха В.В. – кандидат юридических наук, проректор
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический
государственный университет»
Шевченко Т.Н. – кандидат экономических наук,
зам. директора Института менеджмента
ГБОУ ВПО «Московский городской
педагогический университет»
ISSN 1813-3673
07
№ 7 | июль | 2014
Стр.3
Содержание
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ
Управление образованием
Александр Кузнецов,
Елена Комарова
5
Труд
Римма Мубаракшина
16 Увольнение работника
в случае его несоответствия
занимаемой должности
вследствие недостаточной
квалификации
Бухучет
Светлана Баранова
24
Бухгалтерский учет
расходов на проведение
праздничных мероприятий
Электронная система «Образование»
28
Об отпуске педагогических
работников и не только
Обязан ли работодатель по заявлению
работника заменить основной отпуск
денежной компенсацией? Можно ли отзывать
работников из отпуска? Должен
ли выдаваться листок нетрудоспособности,
если во время основного отпуска у
работницы заболел пятилетний ребенок?
Пошаговая инструкция
34
Оформление образовательной
организацией документации
при расчете отпуска работнику
2
Эффективный контракт
в дошкольном образовании
Инклюзивный детский сад
Елена Михалицына,
Гульнара Аникеева
36
Организация подвоза
детей-инвалидов и детей
с ОВЗ в детский сад
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Блицопрос
42
Стараетесь ли вы
заниматься спортом и вести
здоровый образ жизни?
Слово родителям
44 Устраивает ли вас оснащение
спортивных площадок
в детском саду?
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
И СПОРТ
Кадры
Светлана Филиппова
45
Оснащение
Богданна Ханадеева
49
Создаем условия для
физического развития
воспитанников в детском саду
Знания педагога – залог
здоровья детей
Стр.4
Безопасность
Татьяна Зорина
53
Безопасность проведения
занятий на физкультурной
площадке и в спортивном зале
Социальное партнерство
Марина Богомолова
59
НОВЫЙ ДОКУМЕНТ
Развитие спортивных
способностей у детей
дошкольного возраста
Опыт г. Москвы
СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ
В суде
63
83
О запрете строительства
автостоянки вблизи
образовательной организации
Из опыта работы
Земфира Сизён
67
Анастасия Лова
72
На что способен управляющий
совет детского сада
Переход детского сада
на новый график работы
Читайте в следующих номерах:
Мониторинг условий реализации ФГОС дошкольного
образования в субъектах РФ
Ответственность работников за нарушение антитабачного закона
Как создать автогородок на площадке детского сада?
№ 7 • 2014
3
Обзор законодательства
82
Признаны недействующими
нормативы определения
площади групповой комнаты
на одного ребенка, фактически
находящегося в группе
Утвержден порядок приема
воспитанников в детские сады
Комментарий эксперта
Вадим Чеха
84
Интеграция системы образования
Крыма и Севастополя
в образовательное
пространство РФ
МЕЖДУ ДЕЛОМ
Школа самообразования
95
Тест № 1.
Блок «Организация закупок»
Письмо в редакцию
79
Воспитатель нашего детского сада согласна
после своей основной работы
(продолжительностью 7 ч 12 мин.) выполнять
работу за отсутствующего воспитателя
(продолжительностью 3 ч 36 мин.).
Такая работа считается сверхурочной
или совместительством?
Стр.5
Директ-папка «МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ», выпуск 2014 года
«Реализация Федерального закона
"Об образовании в Российской Федерации"
в разъяснениях и примерах»
Принимаемые в развитие Федерального
закона «Об образовании в Российской
Федерации» нормативные правовые акты
вызывают у руководителей образовательных
организаций много вопросов и требуют
дополнительных разъяснений. В папке
собраны ответы лучших экспертов
сферы образования на наиболее часто
возникающие вопросы, комментарии
к подзаконным нормативным документам,
а также образцы локальных актов
образовательной организации.
Краткое содержание выпуска:
Возникновение, изменение и прекращение
образовательных отношений
остав директ-папки входят:
текстовый блок объемом 400 стр.
короб-бокс с кольцевым механизмом
В со
В состав дирек
+ ПОДАРОК! Компакт-диск
с нормативными документами
и локальными актами
Как приобрести директ-папку?
В редакции
Тел.: 8 (495) 937-9082, 933-6317
Факс: 8 (495) 933-5262
E-mail: ap@mcfr.ru
Интернет-магазин: www.proflit.ru/edu
На почте по каталогам:
«Роспечать» – 36904
«Почта России» – 99682
«Пресса России» – 88064
Реклама
Формирование структуры ОО
Организация образовательного процесса
Требования к педагогическим работникам
Сетевое взаимодействие ОО
Использование средств обучения
и воспитания образовательных
организаций
Издается «МЦФЭР Образование»
Стр.6
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ
Управление образованием
Александр
Кузнецов,
канд. пед.
наук, министр
образования и науки
Челябинской
области;
Елена
Комарова,
нач. управления
дошкольного
образования
министерства
образования и науки
Челябинской
области
Переход
от тарифной сетки
к эффективному
контракту
Эффективный контракт
в дошкольном образовании
В отечественной системе образования попытки внедрения аналогов эффективного
контракта предпринимались еще в советское время. Социалистическое
соревнование, расчет так называемого коэффициента трудового
участия – все это базировалось на применении тех или иных показателей
и критериев оценки качества труда. Однако трудовые взаимоотношения
в СССР выстраивались на иных нормативных основаниях. Контракта как документа
не существовало, а в сфере стимулирования труда доминировали
нематериальные методы.
Сегодня введение эффективных контрактов является логическим звеном
в масштабной системе мер по совершенствованию социальной политики
РФ, повышению эффективности бюджетного сектора экономики. Рассмотрим
основные этапы перехода к системе оплаты труда по его результатам.
Этап
1. В 2008 г. Правительством РФ было принято решение об отказе
от единой тарифной сетки, применявшейся для расчета заработной платы
работников бюджетной сферы, и переводе бюджетных учреждений на отраслевые
системы оплаты труда (постановление Правительства РФ от 05.08.2008
№ 583*). Реализация этого решения позволила не только учесть отраслевые
особенности при регулировании трудовых отношений и оплаты труда, но и су*
Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда
работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных
государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений
федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена
военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется
на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных
учреждений».
№ 7 • 2014
© А. Кузнецов, Е. Комарова, 2014
5
Стр.7
щественно увеличить долю стимулирующих выплат, позволяющих повысить
эффективность деятельности отдельных работников и целых трудовых коллективов.
Значительные изменения коснулись оплаты труда руководителей,
должностной оклад которых был привязан к средней заработной плате основного
персонала.
Этап 2. На дальнейшее повышение эффективности бюджетного сектора
был направлен Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений». С изменения схемы финансирования бюджетных
учреждений (предоставления субсидий) и введения понятия государственного
(муниципального) задания начался переход от финансирования
процесса функционирования к финансированию процесса развития
и достижения результата бюджетным учреждением, его трудовым коллективом
и отдельным работником. А в указе Президента РФ от 07.05.2012
№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
(далее – указ Президента РФ № 597) прямо сказано о необходимости
установления связи между стимулирующими выплатами и результатами
труда работников.
Этап 3. С целью исполнения указа Президента РФ № 597 распоряжениЭффективный
контракт – это трудовой договор
с работником, в котором конкретизированы его
должностные обязанности, условия оплаты труда,
показатели и критерии оценки эффективности деятельности
для назначения стимулирующих выплат
в зависимости от результатов труда и качества оказываемых
государственных (муниципальных) услуг,
а также меры социальной поддержки.
Программа поэтапного совершенствования
системы оплаты труда. Раздел IV. Абз. 33
Оценка труда
руководителя
ем Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р утверждена Программа поэтапного
совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных)
учреждениях на 2012–2018 годы (далее – Программа поэтапного
совершенствования системы оплаты труда), которой
введено понятие «эффективный контракт». В рамках
данной программы Минтруда России разработало
рекомендации по оформлению трудовых отношений
с работником при введении эффективного контракта*.
Этап 4. Постановлением Правительства РФ от
30.03.2013 № 286 «О формировании независимой
системы оценки качества работы организаций, оказывающих
социальные услуги» завершилось оформление
основной нормативной правовой базы, позволяющей
сопоставить результаты труда работников
с оплатой их труда.
В настоящее время оценка эффективности деятельности руководителей
образовательных организаций относится к числу непроработанных задач
и противоречивых проблем. Например, спорным является вопрос о предмете
оценивания. Исходя из того, что предметом деятельности руководителя является
информационное взаимодействие (осуществление управленческих
функций), непосредственным результатом его труда становятся управленческие
решения, закрепляемые в форме различных документов. Результаты
работы образовательной организации – итог совместных усилий руководителя
и всех работников. Поэтому, с одной стороны, труд руководителя можно
* Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению
трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении
эффективного контракта».
6
Стр.8
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ | Управление образованием
оценивать по результатам осуществления им управленческих функций,
а с другой стороны – по результатам работы организации в целом.
В теории и практике менеджмента принято связывать отдельные результаты
труда руководителя с конечными результатами деятельности возглавляемой
им организации. Но возможно ли применить этот метод на практике при
оценке качества управления образовательной организацией?
Для ответа на этот вопрос и определения подходов к разработке эффективного
контракта с руководителем мы решили сопоставить:
1. Нормативные требования к руководителю дошкольной организации:
функции руководителя, выделенные в качестве должностных обязанностей
в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей,
специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от
26.08.2010 № 761н (далее – ЕКС).
2. Функции руководителя на практике: уточненные должностные обязанности
(трудовые функции), которые фактически исполняются (или исполнение
которых объективно необходимо) в должности «заведующий дошкольным
образовательным учреждением».
3. Результаты труда руководителя: документационное оформление
управленческих решений.
4. Результаты работы дошкольной организации: основные группы
показателей результатов работы дошкольной образовательной организации
(выполнение муниципального задания, отсутствие штрафных санкций, жалоб
со стороны родителей и т. д.), которые определялись, исходя из сложившейся
практики оценивания работы образовательных организаций, в т. ч. с учетом
действующей нормативной правовой базы.
5. Затраты времени на выполнение управленческих функций: временные
затраты на осуществление обязанностей в годовом бюджете рабочего
времени руководителя. Примерные временные затраты определялись
методом экспертной оценки руководителями полнокомплектных детских садов,
где штатным расписанием, как правило, предусматривается наличие заместителей
заведующего по административно-хозяйственной, воспитательнометодической
работе и некоторых других специалистов. В малокомплектных
детских садах соотношение временных затрат руководителя на выполнение
должностных обязанностей может быть иным.
Результаты сопоставления приведены в таблице.
Сопоставление показывает, что должностные обязанности (перечень
основных трудовых функций) по должности «руководитель», установленные
в ЕКС, не в полной мере совпадают с обязанностями, которые фактически
возлагаются на заведующего детским садом, поскольку они предназначены
для всех типов образовательных организаций и носят общий характер. Так,
ЕКС не предусмотрены обязанности заведующего, связанные с организацией
присмотра и ухода за детьми. Между тем выполнение этих трудовых функций
занимает четверть рабочего времени руководителя детского сада. Если обязанности
по работе с кадрами в ЕКС описаны подробно, то по другим направлениям
работы, например по организации материально-технического обеспечения,
сформулированы слишком обобщенно.
Именно поэтому важно уточнить перечень должностных обязанностей
заведующего детским садом при разработке эффективного контракта.
№ 7 • 2014
7
Стр.9