Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Справочник руководителя образовательного учреждения

Справочник руководителя образовательного учреждения №12 2014 (354,00 руб.)

0   0
Страниц116
ID312813
АннотацияВедущее профессиональное издание для управления образовательной организацией в соответствии с ФГОС. Финансирование и управление школой, работа с персоналом, взаимодействие с контролирующими органами, внедрение информационных технологий, правовые аспекты. Практические советы по вопросам финансирования и управления школой, работа с персоналом и взаимодействие с контролирующими органами, внедрение информационных технологий и правовые аспекты деятельности – эти и многие другие важные темы поднимаются в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения».
Справочник руководителя образовательного учреждения .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №12 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312813 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лолита Алферова, проректор ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» Fotolia/PhotoXPress.ru № 12 декабрь 2014 Абанкина Т.В. – директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ФГОУ ВПО «НИУ – Высшая школа экономики» Башкина Г.В. – начальник отдела экономики образования Центра стратегических разработок ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» Благинин А.Г. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Вавилов А.И. – старший научный сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ФГОУ ВПО «НИУ – Высшая школа экономики» Дулинов М.В. – директор тематического направления «МЦФЭР Образование» Кирсанов А.И. – директор Института экстремальной психологии ГОУ ВПО «Московский городской психологопедагогический университет» Рытов А.И. – директор ГАУ «Московский центр качества образования» Бодякина Т.П. – руководитель объединенной редакции «Образование» Издательского дома МЦФЭР Левицкий М.Л. – директор Института менеджмента ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики Департамента образования города Москвы Нефедова З.А. – генеральный директор агентства «Социальный проект» Рачевский Е.Л. – директор ГОУ «Центр образования № 548 “Царицыно”» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Чеха В.В. – проректор ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» С одержание РЕГИОН В ФОКУСЕ Коротко о главном 4 Общее образование в Свердловской области Общая характеристика образовательного комплекса. <...> Поощрение лучших <...>
Справочник_руководителя_образовательного_учреждения_№12_2014.pdf
№ 12 декабрь 2014 Абанкина Т.В. – директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ФГОУ ВПО «НИУ – Высшая школа экономики» Башкина Г.В. – начальник отдела экономики образования Центра стратегических разработок ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» Благинин А.Г. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Вавилов А.И. – старший научный сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ФГОУ ВПО «НИУ – Высшая школа экономики» Дулинов М.В. – директор тематического направления «МЦФЭР Образование» Кирсанов А.И. – директор Института экстремальной психологии ГОУ ВПО «Московский городской психологопедагогический университет» Рытов А.И. – директор ГАУ «Московский центр качества образования» Бодякина Т.П. – руководитель объединенной редакции «Образование» Издательского дома МЦФЭР Левицкий М.Л. – директор Института менеджмента ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики Департамента образования города Москвы Нефедова З.А. – генеральный директор агентства «Социальный проект» Рачевский Е.Л. – директор ГОУ «Центр образования № 548 “Царицыно”» Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Чеха В.В. – проректор ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Стр.3
С одержание РЕГИОН В ФОКУСЕ Коротко о главном 4 Общее образование в Свердловской области Общая характеристика образовательного комплекса. Организация питания и медицинское обслуживание учащихся. Поддержка талантливых детей и молодежи. Поощрение лучших учителей Интервью 6 «Самое сильное мое желание, чтобы участники образовательных отношений понимали друг друга» Интервью с министром общего и профессионального образования Свердловской области Юрием Ивановичем Биктугановым Лучший опыт Вера Елтышева 10 Сотрудничество школы с предприятием-шефом Опыт взаимодействия СОШ № 22 г. Асбеста Свердловской области с ООО «Асбестовский ремонтно-машиностроительный завод» НОВЫЙ ДОКУМЕНТ Обзор законодательства 16 Определены административные меры, применяемые для защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию 17 Утвержден профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» 18 Установлен порядок переноса выходных дней в 2015 г. В деталях Владимир Боровик 21 «Познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность» Комментарий к Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р 26 Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р (извлечение) ЕСТЬ МНЕНИЕ Блицопрос 40 Как воспитать в ребенке доброту? Разъяснение Анна Михайленко 43 Уроки доброты Реализация образовательного проекта «Уроки доброты», разработанного РООИ «Перспектива» Читайте в номере
Стр.4
СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ В суде 46 О расторжении договора на размещение торговой палатки вблизи школы Правовая поддержка Виталий Шеломенцев 50 Правовая основа профилактики детского алкоголизма Требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции. Юридическая ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство и алкоголизм РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ Труд и заработная плата Андрей Даньшин 56 Выплата компенсации за неиспользованный отпуск Особенности расчета денежной компенсации работнику за неиспользованный отпуск при увольнении Пошаговая инструкция 62 Оформление документации при расчете отпуска работнику Административно-хозяйственная деятельность Алевтина Кочкина 64 Как организовать энергосбережение в школе Правовая основа повышения экономии энергоресурсов в школе. Внедрение энергосберегающих технологий. Формирование энергосберегающего поведения работников Охрана здоровья Галина Рогова 72 Осторожно: грипп! Положения новых санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций». Виды противогриппозных вакцин. Противопоказания к проведению вакцинации у детей СЛОВО ЭКСПЕРТУ Письмо в редакцию 87 Каким образом осуществляется премирование работников в образовательном комплексе? 89 Можно ли создать управляющий совет внутри структурного подразделения образовательного комплекса? Электронная система «Образование» 91 Требования к созданию образовательных комплексов МЕЖДУ ДЕЛОМ Заметки путешественника Мария Астахова 93 На краю земли НА ЗАМЕТКУ Ксения Шеина 60 Кадровое делопроизводство и расчет заработной платы на отлично 97 Перечень публикаций за 2014 год 3
Стр.5
Р егион в фокусе Общее образование в Свердловской области Общая характеристика образовательного комплекса По состоянию на первое полугодие 2014 г. в Свердловской области насчитывается 3186 образовательных организаций, в т. ч. 1063 общеобразовательных. В них обучаются 428 289 детей, работают 54 422 работника. С 2009 г. численность обучающихся дневных общеобразовательных организаций в регионе постоянно увеличивается. За последние шесть лет прирост составил 39 626 человек (9,9%). Данная динамика обусловлена ростом рождаемости в начале нулевых годов. На территории области нет общеобразовательных организаций (школ), которые ведут занятия в три смены. Доля обучающихся во вторую смену в 2013–2014 учебном году составила 14,6%. Свердловская область относится к числу субъектов РФ, для которых характерен многонациональный состав населения. В ряде муниципальных образований находятся традиционные места проживания татарской и марийской общин. Развитие сети образовательных организаций на этих территориях осуществляется с учетом этнокультурного компонента образования. Организация питания В Свердловской области созданы условия для получения образования детьмиинвалидами и детьми с ОВЗ. В зависимости от заключения психолого-медико-педагогической комиссии, рекомендаций врачей и пожеланий родителей дети могут обучаться как в специальных (коррекционных), так и в обычных общеобразовательных организациях по программам инклюзивного образования. В 2013–2014 учебном году численность детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных организациях и в специальных (коррекционных) классах при дневных общеобразовательных организациях, составила 15 088 человек. Большое внимание в регионе уделяется обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. Для этого был разработан и успешно реализован проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому». На средства, выделенные из федерального и областного бюджетов, были оснащены специализированным оборудованием и программным обеспечением, подключены к сети Интернет учебные места для детей-инвалидов и рабочие места для педагогов. В настоящее время в школе дистанционного образования, созданной на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс», обучаются 533 ребенка. В 2014 г. 11 государственных специальных (коррекционных) образовательных организаций участвовали в комплексной программе Свердловской области «Доступная среда» на 2014–2015 гг. В рамках данной программы проводилась работа по переоснащению школьных спортивных залов и площадок с целью создания условий для занятий физкультурой спортом детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. За два предыдущих года в общеобразовательных организациях мероприятия, Свердловской области были проведены комплексные направленные на повышение качества питания обучающихся: ремонт пищеблоков на сумму 107 600 тыс. руб.; установка нового оборудования на сумму 383 200 тыс. руб. (мармиты, пароконвектоматы, печи и др.); оборудование водопроводов фильтрами для очистки воды; приобретение стационарных бактерицидных установок для обеззараживания воздуха. Охват горячим питанием обучающихся общеобразовательных организаций в регионе в 2014 г. составил 95,4% (в 2013 г. – 95,6%). Согласно закону Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» обучающиеся по очной форме обучения в государственных общеобразовательных организациях, муниципальных общеобразовательных организациях и обособленных структурных подразделениях государст
Стр.6
РЕГИОН В ФОКУСЕ | Коротко о главном Поощрение лучших учителей В соответствии с указом Президента РФ от 28.01.2010 № 117 «О денежном поощрении лучших учителей» лучшим учителям и воспитателям образовательных организаций Свердловской области за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание, выплачивается денежное поощрение – 76 премий от 40 тыс. до 260 тыс. руб. С целью привлечения и закрепления молодых специалистов в системе образования Свердловской области педагогическим работникам, поступившим на работу в областные государственные или муниципальные образовательные организации, осуществляются выплаты. Кроме того, из средств областного бюджета им даются единовременные пособия на обзаведение хозяйством. Размер такого пособия в сельской местности составляет 50 тыс. руб., в городе – до 35 тыс. руб. Результаты ЕГЭ В 2014 г. ЕГЭ в Свердловской области сдавали 22 195 человек. Из них более 80% – это выпускники общеобразовательных школ текущего года, примерно 10% – выпускники учреждений СПО, остальные – выпускники прошлых лет. Во всех административных районах региона было организовано 173 пункта проведения ЕГЭ. Для наблюдения за ходом экзаменов были аккредитоваПоддержка талантливых детей и молодежи Поддержка талантливых детей и молодежи носит в Свердловской области системный характер. На территории региона действуют различные программы, направленные на поддержку юных талантов, реализацию молодежных инициатив. Ежегодно в канун нового учебного года в резиденцию губернатора Свердловской области приглашаются одаренные школьники, добившиеся успехов в интеллектуальной и творческой деятельности, их учителя и родители. Школьникам вручаются 50 премий губернатора, размер которых с каждым годом увеличивается. В 2014 г. такие премии были вручены в 18-й раз. ны 1687 общественных наблюдателя, 1400 членов государственной экзаменационной комиссии осуществляли контроль соблюдения порядка проведения ЕГЭ. Кроме того, следить за ходом ЕГЭ можно было через Интернет. Все видеозаписи, сделанные на экзаменах, хранились в течение трех месяцев для проверки спорных случаев. Как и в предыдущие годы, в 2014 г. наиболее массовыми среди предметов по выбору в регионе венных общеобразовательных организаций Свердловской области по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам обеспечиваются бесплатным питанием (завтрак или обед) за счет средств областного бюджета в случае, если они являются: • детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; • детьми из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области; • детьми из многодетных семей; • обучающимися, получающими начальное общее образование. Кроме того, за счет средств областного бюджета обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающиеся с ОВЗ, в т. ч. дети-инвалиды. № 12 декабрь 2014 были обществознание, физика, история России и биология. При этом результаты сдачи экзаменов улучшились. Средние баллы ЕГЭ в Свердловской области по всем предметам оказались выше среднероссийских показателей (в прошлые годы они были выше только по четырем-пяти предметам). Так, средний балл по русскому языку в регионе составил 65,5 балла, что на 3,5 балла выше общероссийского. Медицинское обслуживание В регионе организовано лицензирование медицинской деятельности медицинских кабинетов общеобразовательных организаций. На 1 сентября 2014 г. из 710 медицинских кабинетов, подлежащих лицензированию, 646 (90,9%) получили лицензию. Более 300 общеобразовательных организаций в области имеют статус малокомплектных школ. Согласно действующему законодательству медицинские кабинеты в них не предусмотрены. Оказание медицинской помощи обучающимся в таких организациях осуществляется в условиях медицинских организаций, в т. ч. на базе фельдшерско-акушерских пунктов, общеврачебных практик и детских поликлиник по системе «Единый педиатр (фельдшер)». С целью формирования ранних установок на здоровый образ жизни среди детей и подростков в общеобразовательных организациях Свердловской области создаются кабинеты здоровья. По состоянию на 1 сентября 2014 г. такие кабинеты созданы в 16 организациях, в 12 – осуществляется подготовительная работа по их созданию. 5
Стр.7
РЕГИОН В ФОКУСЕ | Интервью Образовательный комплекс Свердловской области является одним из крупнейших в Российской Федерации. В течение ряда лет здесь успешно реализуются мероприятия в рамках государственных и областных программ развития образования, ведется активная работа по созданию современной инфраструктуры, обеспечению доступного образования для детей с ОВЗ. По словам министра общего и профессионального образования Свердловской области Юрия Ивановича Биктуганова, в 2015 г. решение этих вопросов продолжится. Особое внимание будет уделяться повышению качества физико-математического образования, формированию читательской культуры в детской и подростковой среде, развитию взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. «Самое сильное мое желание, чтобы участники образовательных отношений понимали друг друга» Юрий Иванович, Вы вступили в должность в 2011 г., и в этом же году началась реализация целевой программы «Развитие образования в Свердловской области (“Наша новая школа”) на 2011–2015 годы». Расскажите, пожалуйста, что удалось сделать за это время? На мой взгляд, сделано было немало. Назову лишь некоторые результаты. Прежде всего нам удалось модернизировать школьную инфраструктуру. В 2010 г. вступили в силу новые СанПиНы, и нам пришлось приводить все образовательные организации в соответствие с установленными требованиями. Чтобы решить эту проблему, из областного бюджета муниципалитетам в 2011–2013 гг. было выделено 560 млн руб. На эти средства плюс средства местных бюджетов был проведен капитальный ремонт 1340 зданий и сооружений. Кроме того, 570 млн руб. было выделено на капитальный ремонт, приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений государственных образовательных организаций. В результате в целом по области доля зданий образовательных организаций, нуждающихся в проведении капитального ремонта, сократилась со 100 до 40%. Еще одним направлением реализации программы стало введение нового образовательного стандарта. В 2011 г. на базе учреждения дополнительного профессионального об
Стр.8
РЕГИОН В ФОКУСЕ | Интервью разования Свердловской области «Институт развития образования»* была создана стажировочная площадка по введению ФГОС**. В результате доля педагогических и руководящих работников, прошедших курсы повышения квалификации в связи с введением ФГОС, увеличилась с 15 до 60%. Это стало одним из факторов, позволивших обеспечить в 2011–2013 гг. переход 1–3-х классов всех общеобразовательных организаций Свердловской области на новый стандарт. Достаточно много удалось сделать и для развития системы дополнительного образования детей. За три года в общеобразовательных организациях и в организациях дополнительного образования детей было открыто 18 специализированных центров, создана сеть базовых площадок с целью реализации образовательных программ по робототехнике и 3D-моделированию. Это позволило увеличить долю учащихся, участвующих в мероприятиях для талантливых детей и молодежи, с 15 до 35%, а долю образовательных организаций, реализующих специальные программы по работе с талантливыми детьми и молодежью, – с 30 до 45%. Также в рамках реализации программы было осуществлено строительство здания экологического отделения центра дополнительного образования детей «Дворец мо* Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Примеч. ред. ** Постановление правительства Свердловской области от 21.12.2011 № 1777-ПП «Об организации деятельности стажировочной площадки по теме “Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования как фактор модернизации системы образования Свердловской области” в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011– 2015 годы в Свердловской области». – Примеч. ред. № 12 декабрь 2014 лодежи» в г. Екатеринбурге, здания школы на 480 мест в г. Сысерть, завершена реконструкция здания школы в г. Артемовский, начато строительство здания школы в с. Платоново Шалинского городского округа. Для различных муниципальных и государственных образовательных организаций было приобретено 132 автобуса для подвоза учащихся, практически все школьные автобусы были оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и тахографами. В 2014 г. в связи с началом реализации государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года»*** реализация программы, о которой я говорил выше, была прекращена, однако основные направления нашей работы остались прежними. Во всех российских регионах сейчас проводится работа по созданию доступной школьной среды для детей с ОВЗ. Свердловская область не исключение. А решается ли у вас проблема дальнейшего обучения и трудоустройства таких детей? Эта проблема сейчас решается на самом высоком уровне. В 2012 г. Президент России своим указом**** поставил задачу увеличить к 2020 г. долю образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возмож*** Постановление правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1262-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области “Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года”» – Примеч. ред. **** Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». – Примеч. ред. 7
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.