Уважаемые коллеги!
За последние несколько лет в законодательстве произошли изменения,
направленные на реформирование системы госзаказа,
создание условий для развития конкуренции, предотвращение
коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных
и муниципальных нужд.
Вступивший в силу 1 января 2014 г. Закон № 44-ФЗ значительно
расширил перечень сведений, подлежащих включению в реестр
недобросовестных поставщиков, установил более серьезные, чем
Закон № 94-ФЗ, требования к приемке поставленного товара, результатов
выполненной работы, оказанной услуги, закрепил принцип
профессионализма заказчика, ввел новые положения об ответственности
поставщика, подрядчика, исполнителя.
Цель этих нововведений – обеспечить всех заказчиков, в том
числе образовательные организации, товарами, работами, услугами
лучшего качества. Достичь ее, без сомнения, непросто. Чтобы
грамотно выстроить закупочную политику, руководители образовательных
организаций должны знать не только положения Закона
№ 44-ФЗ и подзаконных нормативных актов, но и уметь применять
их на практике.
Далеко не все статьи и пункты Закона № 44-ФЗ в настоящее время
вступили в силу. Некоторые из них начнут действовать только
в 2015, 2016 и даже 2017 г. Тем не менее осваивать новые инструменты
конкурентных процедур, учиться планировать и обосновывать
закупки, привлекать на работу специалистов, имеющих соответствующее
образование в сфере госзаказа, нужно уже сейчас.
Надеемся, что специальный выпуск нашего журнала поможет
вам решить эти задачи и создать в организации условия, необходимые
для эффективной закупочной деятельности.
Редакция журнала
«Справочник руководителя
образовательного учреждения»
Стр.3
Реклама
Встречайте, ваш новый эксперт
Журнал для руководителей и специалистов отделов закупок
и закупочных служб образовательных организаций
Все, что необходимо
знать в сфере
государственных
закупок, от ведущих
специалистов
Минэкономразвития
России, ФАС России,
Счетной палаты,
а также представителей
контролирующих
органов в сфере
образования.
Выберите свой способ подписки
В редакции
по тел.: 8 (495) 937-9082
по e-mail: ap@mcfr.ru
В интернет-магазине
www.proflit.ru/goszakaz
На почте по каталогам
«Роспечать» – 70861
«Почта России» – 99944
«Пресса России» – 94043
Fotolia/PhotoXPress.ru
Стр.4
№ 7
июль
2014
Абанкина Т.В. – директор Центра
прикладных экономических исследований
и разработок Института развития
образования ФГОУ ВПО «НИУ – Высшая
школа экономики»
Башкина Г.В. – заведующий лабораторией
проблем нормативного и финансовоэкономического
обеспечения образования
Института управления образованием РАО
Благинин А.Г. – начальник отдела
стандартов и содержания в сфере общего
образования Департамента государственной
политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки
Российской Федерации
Богданова Е.В. – главный редактор
Издательского дома МЦФЭР
Вавилов А.И. – старший научный
сотрудник Центра правовых прикладных
разработок Института развития образования
ФГОУ ВПО «НИУ – Высшая школа
экономики»
Дулинов М.В. – директор «МЦФЭР
Образование»
Кирсанов А.И. – директор Института
экстремальной психологии ГОУ ВПО
«Московский городской психологопедагогический
университет»
Рытов А.И. – директор ГАУ «Московский
центр качества образования»
Тараданова И.И. – заместитель
директора Департамента государственной
политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки
Российской Федерации
Чеха В.В. – проректор ФГБОУ ВПО
«Московский педагогический
государственный университет»
Бодякина Т.П. – руководитель объединенной
редакции «Образование» Издательского дома
МЦФЭР
Левицкий М.Л. – директор Института
менеджмента ГОУ ВПО «Московский городской
педагогический университет»
Минько Н.Г. – руководитель Центра
образовательной политики Департамента
образования города Москвы
Нефедова З.А. – генеральный директор агентства
«Социальный проект»
Рачевский Е.Л. – директор ГОУ «Центр
образования № 548 “Царицыно”»
Стр.5
С
одержание
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Интервью
7 «Нам удастся сделать процесс
закупок в сфере образования более
прозрачным и эффективным»
Интервью с директором Института менеджмента
Московского городского педагогического
университета Михаилом Львовичем Левицким
Блицопрос
11 Способствует ли введение контрактной
системы повышению качества
получаемых товаров, работ, услуг?
Информация к размышлению
Александр Чуряев
14 Закон о контрактной системе: будут ли
проигравшие?
Анализ нововведений Закона № 44-ФЗ. Плюсы
и минусы нового подхода к организации закупочной
деятельности с целью обеспечения государственных
и муниципальных нужд
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК
Консультация специалиста
Анастасия Яргунова
23 Сравнительная характеристика
процедур, связанных с контрактом,
по Закону № 94-ФЗ и Закону № 44-ФЗ
Процедуры заключения, изменения и исполнения
государственного (муниципального) контракта
в старом и новом законах, регулирующих сферу
закупок
Планирование
33 Формирование плана-графика и плана
закупок
Правовая основа формирования плана-графика
закупок товаров, работ, услуг. Сравнительный анализ
плана-графика и плана закупок в соответствии
с Законом № 44-ФЗ
Административные решения
Ольга Лисовенко
36 Зачем нужен контрактный
управляющий?
Требования к образованию, порядок назначения
и функциональные обязанности контрактного
управляющего в образовательной организации
Анжела Илишева, Сергей Мосолкин
41 Банковская гарантия как способ
обеспечения исполнения контракта
Преимущества использования банковской гарантии
в закупочной деятельности. Рекомендации
руководителю образовательной организации
по работе с банковскими гарантиями
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
Письмо в редакцию
48 Обязана ли бюджетная
образовательная организация,
получающая средства от приносящей
доход деятельности, разрабатывать
положение о закупке?
48 Что делать, если у образовательной
организации нет возможности
создать контрактную службу
в качестве отдельного структурного
подразделения?
Стр.6
49 Какие расходы заказчик вправе
предусмотреть в контракте на оказание
услуг, связанных с направлением
работника в служебную командировку,
заключаемом с единственным
поставщиком?
Электронная система «Образование»
50 Как составить положение о закупке
КОНТРОЛЬ ЗАКУПОК
Правовая поддержка
52 Информационное обеспечение
контрактной системы
Основные функции единой информационной
системы в сфере закупок. Требования к информации,
размещаемой в системе. Создание информационных
систем на региональном и муниципальном уровнях
59 Проведение экспертизы результатов,
предусмотренных контрактом
Понятие экспертизы в сфере закупок. Привлечение
экспертов и экспертных организаций к проверке
результатов исполнения государственного
(муниципального) контракта
Ответственность
63 Меры административной
ответственности за нарушения
законодательства в сфере закупок
Виды административных наказаний за нарушения
в сфере государственных (муниципальных) закупок.
Применение норм старой и новой редакции КоАП РФ
Илья Падчин
71 Уголовная ответственность
за преступления в сфере закупок
Особенности привлечения к уголовной
ответственности за нарушения при осуществлении
государственных (муниципальных) закупок
5
Читайте
в номере
СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ
По мнению родителей
79 Ремонтные работы в школе…
В суде
80 Об отказе в возмещении
дополнительных расходов подрядчика
при выполнении работ по ремонту
школы
НОВЫЙ ДОКУМЕНТ
В деталях
85 Постановление Правительства РФ
от 28.11.2013 № 1093 «О порядке
подготовки и размещения в единой
информационной системе в сфере
закупок отчета об исполнении
государственного (муниципального)
контракта и (или) о результатах
отдельного этапа его исполнения»
(извлечение)
Стр.7
93 Постановление Правительства РФ
от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях
к формированию, утверждению
и ведению планов закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения нужд
субъекта Российской Федерации
и муниципальных нужд, а также
требованиях к форме планов закупок
товаров, работ, услуг» (извлечение)
101 Постановление Правительства РФ
от 21.11.2013 № 1044 «О требованиях
к формированию, утверждению
и ведению планов-графиков закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения
нужд субъекта Российской Федерации
и муниципальных нужд, а также
требованиях к форме планов-графиков
закупок товаров, работ, услуг»
(извлечение)
110 Разъяснение Минэкономразвития
России от 04.04.2014 № Д28и-428
«О разъяснении положений
Федерального закона от 5 апреля
2013 г. № 44-ФЗ»
27 июля 2014 г. исполняется 70 лет эксперту нашего
журнала – директору Института менеджмента
Московского городского педагогического университета,
академику Российской академии образования Михаилу
Львовичу Левицкому. Мы поздравляем его с этой
знаменательной датой и желаем крепкого здоровья,
хорошего настроения, удачи и вдохновения во всех
делах. Пусть родные всегда окружают его любовью
и пониманием, а коллеги – уважением!
Стр.8
Е
сть мнение
С 1 января 2014 г. вступили в силу основные положения
Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд». О том, насколько готовы руководители
образовательных организаций к его нововведениям и какие
действия они должны предпринять, чтобы грамотно
организовать закупочную деятельность, рассказывает
директор Института менеджмента Московского городского
педагогического университета Михаил Львович Левицкий.
«Нам удастся сделать
процесс закупок в сфере
образования более прозрачным
и эффективным»
Михаил Львович, Закон о контрактной
системе был принят больше года назад,
однако споры о его пользе и вреде
для общества не утихают. Наша
редакция проводила опрос директоров
школ: большинство из них считает,
что введение контрактной системы
только усложнило процесс закупок.
Вы с согласны с этим мнением?
На этот вопрос трудно дать однозначный
ответ. Конечно, с введением контрактной системы
объем документации, которую придется
готовить, и количество бюрократических
процедур, которые придется проходить образовательным
организациям, существенно
возросли. Однако и возможностей для того,
чтобы эффективно организовать закупочную
деятельность, у них стало больше. В частности,
бюджетные образовательные организации
теперь могут применять для определенного
вида закупок положения Федерального
№ 7 июль 2014
закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических
лиц». Кроме того, в законодательство введены
новые положения об ответственности
поставщика, установлены более серьезные
требования к приемке товара и т. д. В целом
Закон о контрактной системе дает заказчикам
немало полезных инструментов, только
нужно научиться правильно их применять.
А насколько реально понять и выполнить
все требования Закона о контрактной
системе?
Думаю, что у руководителей образовательных
организаций нет другого выхода. Самое
главное – они должны учитывать, что требования
к закупочной деятельности регламентируются
не только Законом о контрактной
системе, но и уже упомянутым Законом
№ 223-ФЗ, а также различными постановлениями
Правительства РФ, приказами
7
Стр.9