Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 538834)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Актуальные проблемы высшего музыкального образования  / №2 (36) 2015

ОСМОГЛАСНИК СТЕВАНА МОКРАНЯЦА: ПОПЕВКИ В УСЛОВИЯХ ВАРИАНТНОСТИ (100,00 руб.)

0   0
АвторыЕвдокимова А. А.,
Страниц6
ID311633
АннотацияВ Осмогласнике Мокраняца отражен процесс возникновения попевочного интонирования. Можно наблюдать, как в псалмодических строках впервые появляются попевки, как увеличивается их количество и «удельный вес», как постепенно возникают строки-центоны. В статье выявлены особые виды центонных строк и способ их вариантного изменения, основанный на взаимозаменяемости попевок.
ОСМОГЛАСНИК СТЕВАНА МОКРАНЯЦА: ПОПЕВКИ В УСЛОВИЯХ ВАРИАНТНОСТИ [Электронный ресурс] / Евдокимова А. А., // Актуальные проблемы высшего музыкального образования .— 2015 .— №2 (36) .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/311633

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ © Евдокимова А. А., 2015 ОСМОГЛАСНИК СТЕВАНА МОКРАНЯЦА: ПОПЕВКИ В УСЛОВИЯХ ВАРИАНТНОСТИ В Осмогласнике Мокраняца отражен процесс возникновения попевочного интонирования. <...> В статье выявлены особые виды центонных строк и способ их вариантного изменения, основанный на взаимозаменяемости попевок. <...> Ключевые слова: Стеван Мокраняц, Осмогласник, сербский распев, знаменный распев, вариантность, попевка, центон Вариантность — обычное свойство церковного пения, подробно изученное в медиевистике. <...> Сербский Осмогласник представляет большой интерес с данной точки зрения, поскольку представляет собой запись живой устной церковно-певческой традиции, выполненную одним из ее носителей — выдающимся сербским композитором Стеваном Стояновичем Мокраняцем (1855–1914). <...> Единственной областью, неподвластной истреблению, оказалась память верующего народа: все это время сербское церковное пение существовало в устной форме. <...> Первым предпринял попытку записи в середине Х1Х века молодой сербский композитор Корнелий Станкович [4]. <...> Им была зафиксирована традиция церковного пения в Карловацкой митрополии, находящейся за границами Сербии, то есть в православных приходах Австро-Венгрии, где, спасаясь от турецкого геноцида, жили эмигрировавшие сербы. <...> Стеван Мокраняц посвятил записи этих церковных напевов более 20 лет. <...> Как пишет сам композитор в Предисловии, в юности он пел на клиросе, поэтому «знал каждый звук этих песнопений» [3, с. <...> Однако для того, чтобы выбрать и опубликовать наиболее общезначимый вариант, Мокраняц записывал напевы также с голоса знатоков церковного пения — архимандритов А. Бранковича <...> Нам уже приходилось писать о парадоксальной ситуации, возникающей при восприятии этих напевов русскими людьми: при первом же прослушивании они кажутся знакомыми. <...> Причина этого состоит в том, что в сербском Осмогласнике звучат мелодические формулы, аналогичные попевкам знаменного распева <...>