ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ © Евдокимова А. А., 2015 ОСМОГЛАСНИК СТЕВАНА МОКРАНЯЦА: ПОПЕВКИ В УСЛОВИЯХ ВАРИАНТНОСТИ В Осмогласнике Мокраняца отражен процесс возникновения попевочного интонирования. <...> В статье выявлены особые виды центонных строк и способ их вариантного изменения, основанный на взаимозаменяемости попевок. <...> Ключевые слова: Стеван Мокраняц, Осмогласник, сербский распев, знаменный распев, вариантность, попевка, центон Вариантность — обычное свойство церковного пения, подробно изученное в медиевистике. <...> Сербский Осмогласник представляет большой интерес с данной точки зрения, поскольку представляет собой запись живой устной церковно-певческой традиции, выполненную одним из ее носителей — выдающимся сербским композитором Стеваном Стояновичем Мокраняцем (1855–1914). <...> Единственной областью, неподвластной истреблению, оказалась память верующего народа: все это время сербское церковное пение существовало в устной форме. <...> Первым предпринял попытку записи в середине Х1Х века молодой сербский композитор Корнелий Станкович [4]. <...> Им была зафиксирована традиция церковного пения в Карловацкой митрополии, находящейся за границами Сербии, то есть в православных приходах Австро-Венгрии, где, спасаясь от турецкого геноцида, жили эмигрировавшие сербы. <...> Стеван Мокраняц посвятил записи этих церковных напевов более 20 лет. <...> Как пишет сам композитор в Предисловии, в юности он пел на клиросе, поэтому «знал каждый звук этих песнопений» [3, с. <...> Однако для того, чтобы выбрать и опубликовать наиболее общезначимый вариант, Мокраняц записывал напевы также с голоса знатоков церковного пения — архимандритов А. Бранковича <...> Нам уже приходилось писать о парадоксальной ситуации, возникающей при восприятии этих напевов русскими людьми: при первом же прослушивании они кажутся знакомыми. <...> Причина этого состоит в том, что в сербском Осмогласнике звучат мелодические формулы, аналогичные попевкам знаменного распева <...>