Работающая система менеджмента качества может стать реальным инструментом непрерывного совершенствования деятельности предприятия и источником экономических выгод. <...> Система менеджмента качества может быть использована как эффективный инструмент совершенствования системы управления, повышения конкурентоспособности организации. <...> Учебник написан коллективом авторов под редакцией доктора экономических наук С.Д. Ильенковой: Предисловие — доктор экон. наук С.Д. Ильенкова; гл. <...> Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. <...> Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. <...> Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. <...> Средняя продолжительность горения электроламп определенной мощности, изготовленных на предприятии, 400 часов. <...> Без обеспечения техникоэксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, записанных в технических условиях (ТУ), не может быть осуществлена сертификация продукции. <...> Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата 10 на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. <...> В теории и практике управления качеством выделены две проблемы: качество продукции и менеджмент качества. <...> Внимание японских управляющих привлекли такие понятия, как статистический контроль качества и комплексное управление качеством. <...> Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества. <...> В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества1: система качества (Quality System); система менеджмента, основанная <...>
Управление_качеством._4-е_изд.,_перераб._и_доп._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_«Профессиональный_учебник».pdf
УДК [005.6+658.562](075.8)
ББК 65.290-80ÿ73-1
Ó67
Рецензен ты:
кафедра экономики инноваций экономического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
(çàâ. кафедрой ä-ð ýêîí. íàóê, ïðîô. Í.Ï. Èâàùåíêî)
академик Академии проблем качества Н.И. Цибизов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Управление качеством: учебник для студентов вузов, обуУ67
чающихся по специальностям экономики и управления /
под ðåä. Ñ.Ä. Ильенковой. — 4-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. —
Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 287 ñ.
I. Ильенкова, Светлана Дмитриевна, ред.
ISBN 978-5-238-02344-1
Агентство CIP РГБ
В учебнике обобщаются достижения теории и практики управления
качеством. Прослеживается эволюция методов обеспечения качества.
Рассматриваются деятельность Международной организации по стандартизации
(ISO) и принятое семейство стандартов ISO—9000. Излагаются
методологические основы управления качеством; приводятся примеры,
иллюстрирующие эффективность выборочного контроля качества. Рассматриваются
методы управления затратами на обеспечение качества.
На примере сферы образования и информационных технологий раскрываются
особенности управления качеством в сфере услуг.
Для студентов, преподавателей экономических вузов и факультетов, а
также руководителей предприятий и менеджеров по качеству.
ББК 65.290-80ÿ73-1
ISBN 978-5-238-02344-1
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 1998, 2003, 2007, 2013
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.).
Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2007, 2013
Стр.3
Оглавление
Предисловие
1.2. Значение повышения качества
1.3. Качество как объект управления
Выводы
Вопросы для повторения
Глава 2. Эволюция подходов к менеджменту качества
2.1. Менеджмент качества: становление и развитие
2.2. Развитие принципов сертификации
2.3. Основные этапы развития систем качества
2.4. Сущность процессного подхода к управлению качеством
2.5. Разработка и внедрение системы менеджмента качества
Выводы
Вопросы для повторения
Глава 3. Менеджмент ресурсов
3.1. Управление человеческими ресурсами
3.2. Инфраструктура и внешняя среда
3.3. Результативность системы менеджмента качества
Выводы
Вопросы для повторения
4.2. Статистический приемочный контроль по альтернативному
признаку
4.3. Стандарты статистического приемочного контроля
4.4. Контрольные карты
Выводы
Вопросы для повторения
Глава 5. Методы статистического регулирования, анализа
и контроля технологических процессов
Глава 1. Качество как экономическая категория и объект управления 6
1.1. Понятие «êà÷åñòâî»
3
6
10
13
17
17
18
18
23
24
33
38
45
46
47
47
70
77
78
78
Глава 4. Методологические основы управления качеством продукции 79
4.1. Контроль качества
79
81
94
99
107
108
109
5.1. Методы статистического регулирования технологических
процессов 109
5.2. Предварительная статистическая обработка результатов
контроля 117
5.3. Сравнение качества работы станков с помощью
дисперсионного анализа
5.4. Сравнение качества работы станков с помощью непараметрических
критериев
Выводы
Вопросы для повторения
Глава 6. Выборочный контроль при исследовании надежности
134
134
135
6.1. Основные понятия в области технического обеспечения
надежности 135
6.2. Показатели надежности
286
139
120
127
Стр.287
6.3. Выборочный контроль
Выводы
Вопросы для повторения
Глава 7. Сертификация продукции и систем качества
7.1. Обязательная и добровольная сертификация
7.2. Преимущества сертификации продукции
7.3. Этапы проведения сертификации системы качества
Выводы
Вопросы для повторения
Глава 8. Управление затратами на обеспечение качества
140
141
142
143
143
148
157
161
162
163
8.1. Затраты на качество продукции: этапы формирования и виды 163
8.2. Информационная база анализа затрат на качество продукции 170
8.3. Методы анализа затрат на качество продукции
8.4. Анализ брака и потерь от брака
8.5. Экономическая эффективность новой продукции
Выводы
Вопросы для повторения
Глава 9. Управление затратами на качество при проведении
проектного анализа
9.1. Состав проектного анализа
9.2. Общая характеристика изделия
9.3. Коммерческий анализ
9.4. Технический анализ
9.5. Организационный, социальный, экологический
и экономический анализ
9.5.1. Организационный анализ
9.5.2. Социальный анализ
9.5.3. Экологический анализ
9.5.4. Экономический анализ
Выводы
Вопроы для повторения
Глава 10. Системы менеджмента качества в образовании
10.1. Качество образования
10.2. Особенности системы менеджмента качества в высших
учебных заведениях
10.3. Показатели качества образования
Выводы
Вопросы для повторения
180
194
196
197
198
199
199
202
203
205
207
207
208
209
210
212
212
213
213
216
220
223
223
Глава 11. Менеджмент качества в мнформационных технологиях 224
11.1.Ключевые аспекты управления качеством на рынке
информационных технологий
11.2. Этапы внедрения СМК в ИТ-компаниях
11.3. Определение затрат на качество
11.4. Информационные технологии как инструмент
управления качеством в ИТ-компаниях
Выводы
Вопросы для повторения
256
268
269
Заключение 270
Библиографический список
Приложения 273
Словарь терминов и понятий
287
271
281
224
234
249
Стр.288