Л 52 Методические рекомендации по коррекции познавательных процессов у детей с задержкой психического развития на занятиях фитнес-аэробикой / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» / Е.А. Летова, Л.А. Семёнов. <...> Характеристики отклонений в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) у детей с задержкой психического развития (ЗПР) . <...> Обоснование возможностей использования физических упражнений для коррекции познавательных процессов у детей с ЗПР . <...> Общие методические подходы к коррекции внимания, памяти, мышления у детей с ЗПР на занятиях фитнес-аэробикой . <...> Методическое обеспечение коррекции внимания, памяти, мышления при овладении танцевальными связками на занятиях фитнес-аэробикой . <...> Задачи: рассмотреть типичные отклонения в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), имеющих первостепенное значение в учебной деятельности детей с ЗПР; раскрыть теоретические аспекты возможностей использования физических упражнений вообще и фитнес-аэробики, в частности, в коррекции выделенных познавательных процессов у детей с ЗПР; представить основные положения по использованию упражнений фитнес-аэробики для коррекции у детей с ЗПР отклонений в развитии внимания, памяти, мышления; предложить содержание и методику проведения занятий фитнес-аэробикой, направленных на коррекцию внимания, памяти, мышления. <...> ХАРАКТЕРИСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ) У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) При задержке психического развития происходит нарушение нормального темпа психического развития, в частности страдают познавательные процессы (внимание, память, мышление и т.д.), охарактеризованные Павловым И.П., как связанные элементы сложной нервной системы, лежащие в основе взаимодействия между собой и окружающей обстановкой [18]. <...> Познавательный процесс «внимание» выражается <...>
Методические_рекомендации_по_коррекции_познавательных_процессов_у_детей_с_задержкой_психического_развития_на_занятиях_фитнес-аэробикой.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
А
ААЬЫ
А
АЯ
А АЯЯ -АЭ
Сургут
2 0 1 3
Е
.
А
.
Л
е
т
о
в
а
, Л
.
А
.
С
е
м
ё
н
о
в
Стр.1
УДК 376.4(07)
Печатается по решению
ББК 74.56.я81 Редакционно-издательского совета СурГПУ
Летова, Е.А.
Л 52 Методические рекомендации по коррекции познавательных
процессов у детей с задержкой психического
развития на занятиях фитнес-аэробикой / Гос. образоват.
учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры
«Сургут. гос. пед. ун-т» / Е.А. Летова, Л.А. Семёнов. –
Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 58 с., ил.
© Летова Е.А., Семёнов Л.А., 2013
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2013
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................... 3
1. Характеристики отклонений в развитии
познавательных процессов (внимания, памяти, мышления)
у детей с задержкой психического развития (ЗПР) ............ 6
2. Обоснование возможностей использования
физических упражнений для коррекции познавательных
процессов у детей с ЗПР ...................................................... 9
3. Основные предпосылки по применению упражнений
из фитнес-аэробики для коррекции
познавательных процессов у детей с ЗПР............................ 12
4. Содержание и структура занятий фитнес-аэробикой
с направленной коррекцией познавательных процессов
у детей с ЗПР ........................................................................ 15
5. Общие методические подходы к коррекции внимания,
памяти, мышления у детей с ЗПР
на занятиях фитнес-аэробикой ............................................ 33
6. Методическое обеспечение коррекции внимания,
памяти, мышления при овладении танцевальными связками
на занятиях фитнес-аэробикой ............................................ 38
Заключение ............................................................................... 55
Литература ................................................................................ 56
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе все больше внимания уделяется
физической культуре, как важному элементу здорового образа
жизни. В зависимости от цели, задач и мотивации к использованию
средств физической культуры можно улучшить свои кондиционные
способности, укрепить двигательные навыки, повысить
уровень здоровья и оказать положительное воздействие
на познавательную сферу.
Взаимосвязь физического воспитания с психическим развитием
обусловлена фундаментальными положениями таких
как, Н.А. Бернштейн, В.К. Бальсевич, П.Я. Гальперин, П.Ф. Лесгафт
[2, 1, 7, 12 и др.] и подтверждение тому можно найти в исследованиях
Н.И. Дворкина М.М. Кольцова, Г.В. Кособуцкая
[8, 9, 10 и др.].
Анализ же литературных источников показал, что до настоящего
времени средства физической культуры для коррекции
познавательных процессов (внимания, памяти и мышления)
у детей с задержкой психического развития практически
не используются.
Проведенное нами исследование позволило, во-первых, выяснить,
что наиболее подходящим средством физической культуры
для коррекции являются упражнения из фитнес-аэробики.
Во-вторых, экспериментально доказать, что применение этих упражнений
позволяет существенно улучшить состояние у детей
с ЗПР внимания, памяти и мышления.
В течение трех лет проведения экспериментального исследования
с детьми четвертых, пятых, шестых, седьмых классов
у всех испытуемых с ЗПР выявлена положительная динамика
улучшений познавательных процессов.
Показатели внимания (пропускная способность и избирательность,
концентрация, переключаемость, распределение, объем
внимания) у учащихся четвертого-пятого и пятого-шестого
классов повысились более чем на 30%, показатели у учащихся
шестого-седьмого классов улучшились чуть меньше – около
30%.
4
Стр.4
Показатели памяти (зрительная память и запоминание)
улучшились на 58% у детей четвертого-пятого классов, на 54%
у детей пятого-шестого классов и на 49% у учащихся шестогоседьмого
классов.
Целью работы является представление педагогам по физической
культуре, работающими с детьми с ЗПР, рекомендации
по коррекции познавательных процессов у данной категории
детей посредством физических упражнений из фитнес-аэробики.
Задачи:
рассмотреть типичные отклонения в развитии познавательных
процессов (внимания, памяти, мышления), имеющих
первостепенное значение в учебной деятельности детей с ЗПР;
раскрыть теоретические аспекты возможностей использования
физических упражнений вообще и фитнес-аэробики,
в частности, в коррекции выделенных познавательных процессов
у детей с ЗПР;
представить основные положения по использованию
упражнений фитнес-аэробики для коррекции у детей с ЗПР отклонений
в развитии внимания, памяти, мышления;
предложить содержание и методику проведения занятий
фитнес-аэробикой, направленных на коррекцию внимания,
памяти, мышления.
В соответствии с данными задачами и выстраивалась
структура предлагаемой работы.
5
Стр.5