ISBN 978–5–87677–190–2 © Павлов И.П., 2014 © Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2014 2 СОВРЕМЕННЫЙ ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК ТОМ 1 * МОРФЕМИКА * МОРФОНОЛОГИЯ * СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 3 4 От редактора Жизнерадостный, добрый человек, неутомимый, разносторонний ученый, талантливый педагог, активный гражданин – таким был для нас и остался в нашей памяти Иван Павлович Павлов, посвятивший свою жизнь делу служения чувашской гуманитарной науке, чувашскому народу. <...> Разработкой проблем морфосинтаксиса в чувашском языкознании в наши дни плодотворно занимаются современные молодые исследователи (например, А.М. Иванова на эту тему защитила докторскую диссертацию). <...> 1: Морфология) заставили чувашеведов переосмыслить достижения чувашского языкознания и связать научное изучение языка с развитием живого чувашского языка, с изучением тех процессов, которые активно проходили в 30–50-х гг. <...> Многие достижения русского и чувашского языкознания конца ХХ – начала ХХI в. в целом им не учтены. <...> Имена, фамилии, прозвища, названия животных, птиц, злаков также принимают этот аффикс: Пет\рле, Петр Петровичла, Хусанкайла, урпалла, ырашла, с\л\лле и т.д. <...> Как бы далеко ни шагнула в будущее наука о языке, как бы ни критиковали исследования И.П. Павлова, труды его навсегда сохраняют свое значение в качестве важного переходного этапа в истории чувашского языкознания. <...> Но 10 фонемная структура морфем, звуковые, особенно морфонологические изменения, происходящие при сочетании морфем, значительно обособляют чувашский язык даже в кругу близкородственных языков. <...> Морфема и ее репрезентанты Морфема в структуре языка — это наименьшая значимая единица, которая обpединяет фонетические близкие, семантически тождественные морфы, характеризующиеся позиционным распределением. <...> Так, в слове \¸леттереймер\м\р «мы не смогли заставить работать» восемь морфов: \¸-ле-ттер-ей-ме-р-\м-\р, а в слове \л\к «прежде, в старину» только один морф. фонемой |р| и с фонемой |ч <...>
Современный_чувашский_язык_в_2-х_т._.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора .......................................................................................
Раздел 1. Морфемика
§ 1. Понятие о морфемике ...............................................................
§ 2. Морфема и ее ðåïðåçåíòàíòû.....................................................
§ 3. Сегментные морфемы ...............................................................
§ 4. Особенности корневых и аффиксальных морфем
по характеру выражаемого значения ..............................................
§ 5. Особенности функций корневых морфем ..............................
§ 6. Виды и функции аффиксальных морфем ...............................
§ 7. Варианты морфем ........................................................................
§ 8. Об аффиксоидах в чувашском языке ......................................
§ 9. Связанные корни (ðàäèêñîèäû) .............................................
§ 10. О заимствованных морфемах .................................................
§ 11. Слияние нескольких служебных морфем в одну ...............
§ 12. Îìîíèìèÿ, синонимия и антонимия морфем ....................
§ 13. Аффиксальный плеоназм в чувашском языке ....................
§ 14. Нулевые морфемы .....................................................................
Раздел 2. Морфонология
§ 1. Значащее чередование ................................................................
§ 2. Редупликация начальной части прилагательных ..................
§ 3. Повторы слов как особый тип морфем-операций ...............
§ 4. Звуковые изменения на стыке морфов ..................................
§ 5. Правила соединения морфов в лексему .................................
§ 6. Чередование фонем ....................................................................
Чередования в корневых морфах ..............................................
Чередования в аффиксальных морфах .....................................
§ 7. Вставка фонем между морфемами ...........................................
260
43
45
47
55
57
57
59
68
76
5
10
11
13
14
16
17
19
23
24
26
28
32
37
39
Стр.260
§ 8. Наложение морфов .....................................................................
§ 9. Усечение производящих основ .................................................
§ 10. Образование алломорфов путем контаминации .................
Раздел 3. Словообразование
§ 1. Предмет словообразования ........................................................
§ 2. Классификация способов словообразования. Аффиксация ...
§ 3. Мотивирующая основа ..............................................................
§ 4. Семантически связанные основы ............................................
§ 5. Синтаксическая конструкция в роли мотивирующей
основы ............................................................................................
§ 6. Деривационный аффикс ............................................................
§ 7. К вопросу о статусе деривационного и реляционного
аффиксов в чувашском языке ..................................................
§ 8. Словообразовательное значение ..............................................
§ 9. Словообразовательный тип .......................................................
§ 10. Образование аффиксальных существительных ...................
Существительные, мотивированные глаголами ...................
Существительные, мотивированные прилагательными .......
Существительные, мотивированные существительными ....
Деминутивы .................................................................................
Существительные, мотивированные подражательными
словами ................................................................................................
Существительное, мотивированное числительным ..............
§ 11. Образование аффиксальных прилагательных ......................
Прилагательные, мотивированные существительными .....
Прилагательные, мотивированные прилагательными ........
Прилагательные, мотивированные глаголами ......................
Прилагательные, мотивированные подражательными
словами .........................................................................................
§ 12. Образование аффиксальных наречий .....................................
Íàðå÷èÿ, мотивированные существительными ....................
Íàðå÷èÿ, мотивированные прилагательными ......................
Íàðå÷èÿ, мотивированные числительными ..........................
261
99
100
106
109
110
114
116
123
124
125
125
135
137
142
144
145
145
145
149
152
157
159
159
162
163
90
93
94
Стр.261
Íàðå÷èÿ, мотивированные наречиями ...................................
Наречия, мотивированные подражательными словами ......
Наречия, мотивированные атрибутивными временными
формами глагола .........................................................................
§ 13. Образование аффиксальных местоимений.
Местоимения, мотивированные местоимениями ..................
§ 14. Образование аффиксальных глаголов ....................................
Ãëàãîëû, мотивированные существительными .....................
Ãëàãîëû, мотивированные прилагательными ........................
Ãëàãîëû, мотивированные числительными ...........................
Ãëàãîëû, мотивированные местоимениями ..........................
Ãëàãîëû, мотивированные наречиями ....................................
Глаголы, мотивированные подражательными словами ........
Ãëàãîëû, мотивированные глаголами ....................................
О категории залога ......................................................................
§ 15. Аббревиатуры ..............................................................................
§ 16. Образование слов по конверсии ..............................................
К пониманию сущности конверсии .........................................
Сопоставление словообразования по конверсии
с аффиксальными способами словообразования .....................
К вопросу о возможностях возникновения и развития
конверсии в чувашском языке ...................................................
§ 17. Производные слова по конверсии. Образование
конверсионных существительных ....................................................
Существительные, мотивированные прилагательными ...........
Существительные, мотивированные глагольными
основами .............................................................................................
Существительные, мотивированные подражательными
словами ............................................................................................
Существительные, мотивированные наречиями .................
Существительные, мотивированные атрибутивными
временными формами глагола ..................................................
Существительные, мотивированные числительными ...........
§ 18. Образование конверсионных прилагательных .....................
262
163
164
165
165
167
167
172
174
175
175
175
178
180
183
192
192
197
205
211
211
215
217
217
218
219
219
Стр.262
§ 19. Образование конверсионных глаголов ...................................
§ 20. Образование парных слов ...........................................................
Свободное сочетание или производное ñëîâî? ...........................
Структурные особенности и модели парных слов ....................
Парные слова, образованные сложением синонимичных
основ ...............................................................................................
Парные слова, образованные сложением антонимичных
основ ...................................................................................................
Парные слова, образованные сложением основ,
однородных по значению ..........................................................
Парные слова, образованные сложением определенного
слова и его эхообразного варианта ...........................................
Парные слова, образованные сложением имен или
глаголов и их постоянных компонентов .....................................
Парные слова с компонентами, утратившими лексическое
значение ..........................................................................................
О видах связи между компонентами парного слова .............
Литература к разделам «Ìîðôåìèêà», «Ìîðôîíîëîãèÿ» ................
Примечания и комментарии к разделам «Морфемика»,
«Ìîðôîíîëîãèÿ» ...................................................................................
Литература к разделу «Ñëîâîîáðàçîâàíèå» .....................................
Примечания и комментарии к разделу «Словообразование» ..........
Сокращения ...........................................................................................
221
224
224
226
229
230
231
235
238
241
242
248
249
253
254
259
263
Стр.263