Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Современный чувашский язык: в 2-х т. (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПавлов Иван Павлович
АвторыЧувашский государственный институт гуманитарных наук
ИздательствоЧГИГН
Страниц264
ID306643
АннотацияМноголетний труд И.П. Павлова (т. 1) охватывает разделы «Морфемика», «Морфонология» и «Словообразование». Раздел «Морфемика» написан автором впервые, до сих пор морфемике уделяли внимание лишь попутно, когда исследовали вопросы морфологии. Звание первооткрывателя заслуживает автор и при разработке вопросов морфонологии. Следует обратить внимание и на вопросы словообразования по частям речи. И.П. Павлов с 60-х годов прошлого века отстаивает конверсионный способ словообразования.
ISBN978-5-87677-190-2
УДК811.512.111'366(075.8)
ББК81.2=635.1-20-201-21-9
Павлов, И. П. Современный чувашский язык: в 2-х т. : Т. 1: Морфемика. Морфонология. Словообразование / Чувашский государственный институт гуманитарных наук; И. П. Павлов .— Чебоксары : ЧГИГН, 2014 .— 264 с. — ISBN 978-5-87677-190-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/306643 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978–5–87677–190–2 © Павлов И.П., 2014 © Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2014 2 СОВРЕМЕННЫЙ ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК ТОМ 1 * МОРФЕМИКА * МОРФОНОЛОГИЯ * СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 3 4 От редактора Жизнерадостный, добрый человек, неутомимый, разносторонний ученый, талантливый педагог, активный гражданин – таким был для нас и остался в нашей памяти Иван Павлович Павлов, посвятивший свою жизнь делу служения чувашской гуманитарной науке, чувашскому народу. <...> Разработкой проблем морфосинтаксиса в чувашском языкознании в наши дни плодотворно занимаются современные молодые исследователи (например, А.М. Иванова на эту тему защитила докторскую диссертацию). <...> 1: Морфология) заставили чувашеведов переосмыслить достижения чувашского языкознания и связать научное изучение языка с развитием живого чувашского языка, с изучением тех процессов, которые активно проходили в 30–50-х гг. <...> Многие достижения русского и чувашского языкознания конца ХХ – начала ХХI в. в целом им не учтены. <...> Имена, фамилии, прозвища, названия животных, птиц, злаков также принимают этот аффикс: Пет\рле, Петр Петровичла, Хусанкайла, урпалла, ырашла, с\л\лле и т.д. <...> Как бы далеко ни шагнула в будущее наука о языке, как бы ни критиковали исследования И.П. Павлова, труды его навсегда сохраняют свое значение в качестве важного переходного этапа в истории чувашского языкознания. <...> Но 10 фонемная структура морфем, звуковые, особенно морфонологические изменения, происходящие при сочетании морфем, значительно обособляют чувашский язык даже в кругу близкородственных языков. <...> Морфема и ее репрезентанты Морфема в структуре языка — это наименьшая значимая единица, которая обpединяет фонетические близкие, семантически тождественные морфы, характеризующиеся позиционным распределением. <...> Так, в слове \¸леттереймер\м\р «мы не смогли заставить работать» восемь морфов: \¸-ле-ттер-ей-ме-р-\м-\р, а в слове \л\к «прежде, в старину» только один морф. фонемой |р| и с фонемой |ч <...>
Современный_чувашский_язык_в_2-х_т._.pdf
Стр.260
Стр.261
Стр.262
Стр.263
Современный_чувашский_язык_в_2-х_т._.pdf
СОДЕРЖАНИЕ От редактора ....................................................................................... Раздел 1. Морфемика § 1. Понятие о морфемике ............................................................... § 2. Морфема и ее ðåïðåçåíòàíòû..................................................... § 3. Сегментные морфемы ............................................................... § 4. Особенности корневых и аффиксальных морфем по характеру выражаемого значения .............................................. § 5. Особенности функций корневых морфем .............................. § 6. Виды и функции аффиксальных морфем ............................... § 7. Варианты морфем ........................................................................ § 8. Об аффиксоидах в чувашском языке ...................................... § 9. Связанные корни (ðàäèêñîèäû) ............................................. § 10. О заимствованных морфемах ................................................. § 11. Слияние нескольких служебных морфем в одну ............... § 12. Îìîíèìèÿ, синонимия и антонимия морфем .................... § 13. Аффиксальный плеоназм в чувашском языке .................... § 14. Нулевые морфемы ..................................................................... Раздел 2. Морфонология § 1. Значащее чередование ................................................................ § 2. Редупликация начальной части прилагательных .................. § 3. Повторы слов как особый тип морфем-операций ............... § 4. Звуковые изменения на стыке морфов .................................. § 5. Правила соединения морфов в лексему ................................. § 6. Чередование фонем .................................................................... Чередования в корневых морфах .............................................. Чередования в аффиксальных морфах ..................................... § 7. Вставка фонем между морфемами ........................................... 260 43 45 47 55 57 57 59 68 76 5 10 11 13 14 16 17 19 23 24 26 28 32 37 39
Стр.260
§ 8. Наложение морфов ..................................................................... § 9. Усечение производящих основ ................................................. § 10. Образование алломорфов путем контаминации ................. Раздел 3. Словообразование § 1. Предмет словообразования ........................................................ § 2. Классификация способов словообразования. Аффиксация ... § 3. Мотивирующая основа .............................................................. § 4. Семантически связанные основы ............................................ § 5. Синтаксическая конструкция в роли мотивирующей основы ............................................................................................ § 6. Деривационный аффикс ............................................................ § 7. К вопросу о статусе деривационного и реляционного аффиксов в чувашском языке .................................................. § 8. Словообразовательное значение .............................................. § 9. Словообразовательный тип ....................................................... § 10. Образование аффиксальных существительных ................... Существительные, мотивированные глаголами ................... Существительные, мотивированные прилагательными ....... Существительные, мотивированные существительными .... Деминутивы ................................................................................. Существительные, мотивированные подражательными словами ................................................................................................ Существительное, мотивированное числительным .............. § 11. Образование аффиксальных прилагательных ...................... Прилагательные, мотивированные существительными ..... Прилагательные, мотивированные прилагательными ........ Прилагательные, мотивированные глаголами ...................... Прилагательные, мотивированные подражательными словами ......................................................................................... § 12. Образование аффиксальных наречий ..................................... Íàðå÷èÿ, мотивированные существительными .................... Íàðå÷èÿ, мотивированные прилагательными ...................... Íàðå÷èÿ, мотивированные числительными .......................... 261 99 100 106 109 110 114 116 123 124 125 125 135 137 142 144 145 145 145 149 152 157 159 159 162 163 90 93 94
Стр.261
Íàðå÷èÿ, мотивированные наречиями ................................... Наречия, мотивированные подражательными словами ...... Наречия, мотивированные атрибутивными временными формами глагола ......................................................................... § 13. Образование аффиксальных местоимений. Местоимения, мотивированные местоимениями .................. § 14. Образование аффиксальных глаголов .................................... Ãëàãîëû, мотивированные существительными ..................... Ãëàãîëû, мотивированные прилагательными ........................ Ãëàãîëû, мотивированные числительными ........................... Ãëàãîëû, мотивированные местоимениями .......................... Ãëàãîëû, мотивированные наречиями .................................... Глаголы, мотивированные подражательными словами ........ Ãëàãîëû, мотивированные глаголами .................................... О категории залога ...................................................................... § 15. Аббревиатуры .............................................................................. § 16. Образование слов по конверсии .............................................. К пониманию сущности конверсии ......................................... Сопоставление словообразования по конверсии с аффиксальными способами словообразования ..................... К вопросу о возможностях возникновения и развития конверсии в чувашском языке ................................................... § 17. Производные слова по конверсии. Образование конверсионных существительных .................................................... Существительные, мотивированные прилагательными ........... Существительные, мотивированные глагольными основами ............................................................................................. Существительные, мотивированные подражательными словами ............................................................................................ Существительные, мотивированные наречиями ................. Существительные, мотивированные атрибутивными временными формами глагола .................................................. Существительные, мотивированные числительными ........... § 18. Образование конверсионных прилагательных ..................... 262 163 164 165 165 167 167 172 174 175 175 175 178 180 183 192 192 197 205 211 211 215 217 217 218 219 219
Стр.262
§ 19. Образование конверсионных глаголов ................................... § 20. Образование парных слов ........................................................... Свободное сочетание или производное ñëîâî? ........................... Структурные особенности и модели парных слов .................... Парные слова, образованные сложением синонимичных основ ............................................................................................... Парные слова, образованные сложением антонимичных основ ................................................................................................... Парные слова, образованные сложением основ, однородных по значению .......................................................... Парные слова, образованные сложением определенного слова и его эхообразного варианта ........................................... Парные слова, образованные сложением имен или глаголов и их постоянных компонентов ..................................... Парные слова с компонентами, утратившими лексическое значение .......................................................................................... О видах связи между компонентами парного слова ............. Литература к разделам «Ìîðôåìèêà», «Ìîðôîíîëîãèÿ» ................ Примечания и комментарии к разделам «Морфемика», «Ìîðôîíîëîãèÿ» ................................................................................... Литература к разделу «Ñëîâîîáðàçîâàíèå» ..................................... Примечания и комментарии к разделу «Словообразование» .......... Сокращения ........................................................................................... 221 224 224 226 229 230 231 235 238 241 242 248 249 253 254 259 263
Стр.263