Педагогические науки УДК 378.1 Гарусова Лариса Николаевна Сухая Анна Евгеньевна Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. <...> Ключевые слова и словосочетания: международное сотрудничество, региональный университет, интернационализация высшего образования, академическая мобильность, Китай. <...> Интернационализация образования, прежде всего университетского, признается сегодня одним из способов решения данной задачи. <...> Интернационализация образования в России и за рубежом преследует различные цели, в том числе: - диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов; - расширение учебных планов и обучение студентов в зарубежных вузах-партнерах; - расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов; - повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями; - повышение конкурентоспособности вуза во внешней и внутренней среде и т.д. <...> Интернационализация высшего образования Важнейшей составной частью процесса интернационализации образования является академическая мобильность – образовательные и научные обмены университетов. <...> Одной из эффективных форм российско-китайского сотрудничества в области образования была признана деятельность институтов Конфуция в России, специализирующихся на преподавании китайского языка и китайской культуры. <...> Самые популярные в Китае страны для получения высшего обра13 Гарусова Л.Н., Сухая А.Е. <...> В настоящее время многие вузы Сибири и Дальнего Востока, включая ВГУЭС, переходят на данную модель образования и академической мобильности. <...> Из них доминирует КНР (12 партнеров), далее идут 15 Гарусова Л.Н., Сухая А.Е. <...> Студенты ВГУЭС, ежегодно принимающие участие в обменных программах, бесплатно учатся в китайских вузахпартнерах 1–2 семестра. <...> Они предоставляют реальную возможность для студентов ВГУЭС пройти <...>
_Территория_новых_возможностей._Вестник_Владивостокского_государственного_университета_экономики_и_сервиса_№2_2014.pdf
Современное образование. Педагогические науки
УДК 378.1
Гарусова Лариса Николаевна
Сухая Анна Евгеньевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Россия. Владивосток
Интернационализация высшего образования
и международная деятельность университетов
российского Дальнего Востока
Процесс глобализации вызывает потребность в профессиональных кадрах нового
уровня. В настоящее время решение данной задачи связывается с интернационализацией
образования. Главной составной частью процесса интернационализации
является академическая мобильность. Основные формы и направления
международного сотрудничества университетов разных стран схожи.
Сегодня российские университеты нацелены на сотрудничество с Китаем.
Ключевые слова и словосочетания: международное сотрудничество, региональный
университет, интернационализация высшего образования, академическая
мобильность, Китай.
Потребность в профессиональных кадрах, способных эффективно работать
в меняющихся условиях, вызвана процессами глобализации. Интернационализация
образования, прежде всего университетского, признается сегодня
одним из способов решения данной задачи. В самом широком смысле под
интернационализацией образования понимается включение различных международных
аспектов в исследовательскую, преподавательскую и административную
деятельность образовательных учреждений различных уровней
[1].
Интернационализация образования в России и за рубежом преследует
различные цели, в том числе:
- диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение
иностранных студентов;
- расширение учебных планов и обучение студентов в зарубежных вузах-партнерах;
-
расширение региональной сети вуза для эффективного использования
своих ресурсов;
- повышение качества образования и исследований за счет участия
студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями;
- повышение конкурентоспособности вуза во внешней и внутренней
среде и т.д.
9
Стр.1
Гарусова Л.Н., Сухая А.Е. Интернационализация высшего образования
Важнейшей составной частью процесса интернационализации образования
является академическая мобильность – образовательные и научные
обмены университетов. Наиболее распространенными и взаимосвязанными
формами академической мобильности в России являются:
- обменные программы (обмен студентами, магистрантами и преподавателями
между вузами, обучение их за рубежом);
- обучение иностранных студентов (краткосрочные курсы, семестровые
или 2–3-месячные программы, полная бакалаврская программа, программы
2+2, 3+1, магистратура и т.п.);
- краткосрочные программы по изучению языка;
- летние и зимние школы по специальности;
- языковые и иные стажировки;
- краткосрочные курсы по специальности;
- участие в совместных научных проектах с зарубежными вузами и исследовательскими
центрами;
- стремление за счет возможностей академической мобильности сделать
региональный вуз более привлекательным в условиях национальной
и международной вузовской конкуренции и т.д.
Поскольку интернационализация образования является одним из
ключевых ресурсов повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных
услуг, то она особенно значима для российских университетов
в целом и для их регионального сегмента в частности. Под региональным
университетом следует понимать «традиционный» университет, нацеленный
на программы бакалавриата и магистратуры, сориентированные в первую
очередь на городскую экономику, решение задач управления и администрирования,
а также удовлетворение основных потребностей региона
в квалифицированных кадрах. Региональный вуз должен помочь создать
в своем регионе точки роста и возможности для опережающего развития, содействовать
реализации перспективных проектов, технологий, производств.
В настоящее время Россия наращивает масштабы и темпы своего участия
в процессе интернационализации высшего образования. Так, по заявлению
министра образования и науки РФ Д. Ливанова «Об итогах деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах
на 2013 год», к началу 2013 г. на территории России в 750 образовательных
учреждениях учились около 250 тысяч иностранных студентов из
150 стран. При этом свыше 40 тысяч получали высшее образование за счет
средств федерального бюджета России [2].
Количественная динамика иностранных студентов в вузах РФ: в 2000–
2001 учебном году – 53,9 тыс. очников (заочников около 18 тыс.); в 2005–
2006 уч. г. – 82,3 тыс., (заочники – около 19–20 тыс.); в 2010–2011 уч. г. –
118,7 тыс. (заочники – 71,3 тыс.) [3].
В пятерку наиболее популярных среди иностранцев российских вузов
входят: Российский университет дружбы народов (РУДН), МГУ им. М.В. Ломо10
Стр.2
Современное образование. Педагогические науки
носова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский
государственный политехнический университет, Московская медицинская
академия им. И.М. Сеченова. Университеты Дальнего Востока и
Восточной Сибири не входят в число образовательных приоритетов для
иностранного контингента.
По странам и регионам мира иностранные студенты в российских вузах
представлены следующим образом. Большинство студентов-иностранцев
(почти 40%) приезжают в РФ из стран СНГ, немного меньше иностранных
учащихся из стран Азии – 35,7%. Меньше всего студентов приезжают учиться
в Россию из стран Северной Америки (1,9%), Латинской Америки (1,4%)
и стран Балтии (1,3%). Остальные (около 20%) представляют регионы Африки,
Ближнего Востока и Европы.
В пятерку наиболее популярных направлений образования для иностранцев
в российских университетах входят:
- инженерно-технические специальности – 19,7%,
- медицина – 18%,
- экономика и управление – 18%,
- русский язык – 13,5%,
- гуманитарно-социальные – 12% [3].
Это традиционно сильные направления вузовской подготовки в России
еще с советских времен, что обеспечивает интерес к ним за рубежом. Для
сравнения, следующие за этой «пятеркой» менее популярные у иностранцев
направления российского образования отстают от первых в 3–6 раз. Так,
только по 4% иностранных студентов изучают в России право, естественные
и точные науки. Все это следует учитывать при разработке стратегии международного
сотрудничества российских университетов, в том числе и в Дальневосточном
регионе.
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) объективно является одним из
важнейших приоритетов международного сотрудничества российских университетов.
Особенностью международного вузовского сотрудничества в России
является ориентация многих университетов на расширение академической
мобильности со странами АТР, главным образом с Китаем. Китайский
рынок образования признается сегодня в мире наиболее перспективным для
международного взаимодействия на фоне мощного экономического, политического
и культурно-образовательного подъема этой страны. Среди иностранных
студентов из «дальнего зарубежья» в России наиболее многочисленный
контингент представляют именно китайские учащиеся.
Сотрудничество России и КНР в области образования и академических
обменов осуществляется в рамках межгосударственного стратегического
партнерства на протяжении многих лет. Так, еще в мае 2001 г. в Пекинском
университете состоялись презентация о высшем образовании России
и конференция о сотрудничестве вузов Китая и России. В конце 2001 г. численность
отправленных Китаем в Россию за государственный счет студентов
составила 484 человека, а студентов, отправленных Россией в Китай, – 122.
11
Стр.3