Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса №2 2014

0   0
Страниц127
ID305834
АннотацияВ журнале преподаватели, научные работники, аспиранты, магистранты и студенты ВГУЭС публикуют результаты собственной научно-исследовательской работы в области экономики, политологии, права, инноваций и высоких технологий, а также материалы по итогам научных конференций
Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса .— 2014 .— №2 .— 127 с. — URL: https://rucont.ru/efd/305834 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогические науки УДК 378.1 Гарусова Лариса Николаевна Сухая Анна Евгеньевна Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. <...> Ключевые слова и словосочетания: международное сотрудничество, региональный университет, интернационализация высшего образования, академическая мобильность, Китай. <...> Интернационализация образования, прежде всего университетского, признается сегодня одним из способов решения данной задачи. <...> Интернационализация образования в России и за рубежом преследует различные цели, в том числе: - диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов; - расширение учебных планов и обучение студентов в зарубежных вузах-партнерах; - расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов; - повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями; - повышение конкурентоспособности вуза во внешней и внутренней среде и т.д. <...> Интернационализация высшего образования Важнейшей составной частью процесса интернационализации образования является академическая мобильность – образовательные и научные обмены университетов. <...> Одной из эффективных форм российско-китайского сотрудничества в области образования была признана деятельность институтов Конфуция в России, специализирующихся на преподавании китайского языка и китайской культуры. <...> Самые популярные в Китае страны для получения высшего обра13 Гарусова Л.Н., Сухая А.Е. <...> В настоящее время многие вузы Сибири и Дальнего Востока, включая ВГУЭС, переходят на данную модель образования и академической мобильности. <...> Из них доминирует КНР (12 партнеров), далее идут 15 Гарусова Л.Н., Сухая А.Е. <...> Студенты ВГУЭС, ежегодно принимающие участие в обменных программах, бесплатно учатся в китайских вузахпартнерах 1–2 семестра. <...> Они предоставляют реальную возможность для студентов ВГУЭС пройти <...>
_Территория_новых_возможностей._Вестник_Владивостокского_государственного_университета_экономики_и_сервиса_№2_2014.pdf
Современное образование. Педагогические науки УДК 378.1 Гарусова Лариса Николаевна Сухая Анна Евгеньевна Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток Интернационализация высшего образования и международная деятельность университетов российского Дальнего Востока Процесс глобализации вызывает потребность в профессиональных кадрах нового уровня. В настоящее время решение данной задачи связывается с интернационализацией образования. Главной составной частью процесса интернационализации является академическая мобильность. Основные формы и направления международного сотрудничества университетов разных стран схожи. Сегодня российские университеты нацелены на сотрудничество с Китаем. Ключевые слова и словосочетания: международное сотрудничество, региональный университет, интернационализация высшего образования, академическая мобильность, Китай. Потребность в профессиональных кадрах, способных эффективно работать в меняющихся условиях, вызвана процессами глобализации. Интернационализация образования, прежде всего университетского, признается сегодня одним из способов решения данной задачи. В самом широком смысле под интернационализацией образования понимается включение различных международных аспектов в исследовательскую, преподавательскую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней [1]. Интернационализация образования в России и за рубежом преследует различные цели, в том числе: - диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов; - расширение учебных планов и обучение студентов в зарубежных вузах-партнерах; - расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов; - повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями; - повышение конкурентоспособности вуза во внешней и внутренней среде и т.д. 9
Стр.1
Гарусова Л.Н., Сухая А.Е. Интернационализация высшего образования Важнейшей составной частью процесса интернационализации образования является академическая мобильность – образовательные и научные обмены университетов. Наиболее распространенными и взаимосвязанными формами академической мобильности в России являются: - обменные программы (обмен студентами, магистрантами и преподавателями между вузами, обучение их за рубежом); - обучение иностранных студентов (краткосрочные курсы, семестровые или 2–3-месячные программы, полная бакалаврская программа, программы 2+2, 3+1, магистратура и т.п.); - краткосрочные программы по изучению языка; - летние и зимние школы по специальности; - языковые и иные стажировки; - краткосрочные курсы по специальности; - участие в совместных научных проектах с зарубежными вузами и исследовательскими центрами; - стремление за счет возможностей академической мобильности сделать региональный вуз более привлекательным в условиях национальной и международной вузовской конкуренции и т.д. Поскольку интернационализация образования является одним из ключевых ресурсов повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, то она особенно значима для российских университетов в целом и для их регионального сегмента в частности. Под региональным университетом следует понимать «традиционный» университет, нацеленный на программы бакалавриата и магистратуры, сориентированные в первую очередь на городскую экономику, решение задач управления и администрирования, а также удовлетворение основных потребностей региона в квалифицированных кадрах. Региональный вуз должен помочь создать в своем регионе точки роста и возможности для опережающего развития, содействовать реализации перспективных проектов, технологий, производств. В настоящее время Россия наращивает масштабы и темпы своего участия в процессе интернационализации высшего образования. Так, по заявлению министра образования и науки РФ Д. Ливанова «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год», к началу 2013 г. на территории России в 750 образовательных учреждениях учились около 250 тысяч иностранных студентов из 150 стран. При этом свыше 40 тысяч получали высшее образование за счет средств федерального бюджета России [2]. Количественная динамика иностранных студентов в вузах РФ: в 2000– 2001 учебном году – 53,9 тыс. очников (заочников около 18 тыс.); в 2005– 2006 уч. г. – 82,3 тыс., (заочники – около 19–20 тыс.); в 2010–2011 уч. г. – 118,7 тыс. (заочники – 71,3 тыс.) [3]. В пятерку наиболее популярных среди иностранцев российских вузов входят: Российский университет дружбы народов (РУДН), МГУ им. М.В. Ломо10
Стр.2
Современное образование. Педагогические науки носова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова. Университеты Дальнего Востока и Восточной Сибири не входят в число образовательных приоритетов для иностранного контингента. По странам и регионам мира иностранные студенты в российских вузах представлены следующим образом. Большинство студентов-иностранцев (почти 40%) приезжают в РФ из стран СНГ, немного меньше иностранных учащихся из стран Азии – 35,7%. Меньше всего студентов приезжают учиться в Россию из стран Северной Америки (1,9%), Латинской Америки (1,4%) и стран Балтии (1,3%). Остальные (около 20%) представляют регионы Африки, Ближнего Востока и Европы. В пятерку наиболее популярных направлений образования для иностранцев в российских университетах входят: - инженерно-технические специальности – 19,7%, - медицина – 18%, - экономика и управление – 18%, - русский язык – 13,5%, - гуманитарно-социальные – 12% [3]. Это традиционно сильные направления вузовской подготовки в России еще с советских времен, что обеспечивает интерес к ним за рубежом. Для сравнения, следующие за этой «пятеркой» менее популярные у иностранцев направления российского образования отстают от первых в 3–6 раз. Так, только по 4% иностранных студентов изучают в России право, естественные и точные науки. Все это следует учитывать при разработке стратегии международного сотрудничества российских университетов, в том числе и в Дальневосточном регионе. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) объективно является одним из важнейших приоритетов международного сотрудничества российских университетов. Особенностью международного вузовского сотрудничества в России является ориентация многих университетов на расширение академической мобильности со странами АТР, главным образом с Китаем. Китайский рынок образования признается сегодня в мире наиболее перспективным для международного взаимодействия на фоне мощного экономического, политического и культурно-образовательного подъема этой страны. Среди иностранных студентов из «дальнего зарубежья» в России наиболее многочисленный контингент представляют именно китайские учащиеся. Сотрудничество России и КНР в области образования и академических обменов осуществляется в рамках межгосударственного стратегического партнерства на протяжении многих лет. Так, еще в мае 2001 г. в Пекинском университете состоялись презентация о высшем образовании России и конференция о сотрудничестве вузов Китая и России. В конце 2001 г. численность отправленных Китаем в Россию за государственный счет студентов составила 484 человека, а студентов, отправленных Россией в Китай, – 122. 11
Стр.3