Оренбург Принципы реализации культурологического подхода в формировании компетентности будущего менеджера государственно-муниципального управления Рассматривается проблема формирования компетентных менеджеров системы государственного управления. <...> С позиций культурологического подхода формирование компетентности будущего менеджера государственного и муниципального управления (ГМУ) представляет собой специально организованное взаимодействие личности с профессиональной культурой, осуществляемое в условиях вузовской профессиональной подготовки. <...> Профессиональные ценности менеджера как часть ценностей профессиональной культуры государственно-муниципального управления в целом представляют собой общественно и профессионально одобряемые и передаваемые «в порядке профессионального наследования» (по М. <...> Следует подчеркнуть, что профессиональная культура менеджера ГМУ – это культура бюрократическая, а профессиональные ценности определяются позиционированием властных организаций в общественной системе управления. <...> Интериоризация гуманистических ценностей профессиональной деятельности в сфере государственно-муниципального управления создает фундамент профессиональной культуры менеджера как легитимного носителя властных полномочий. <...> Базовыми основаниями профессиональной культуры являются: − духовные (совокупный опыт государственного управления, отраженный в теориях государственно-муниципального управления и мышления); − практические (способы профессиональной деятельности, технологии и практика государственно-муниципального управления); − личностные (индивидуальные характеристики менеджера как субъекта профессиональной культуры и собственного жизнетворчества). <...> К ценностям профессионального образования менеджера ГМУ с позиций культурологического подхода относятся: − профессиональное образование как культуротворческое пространство, обогащаемое <...>
_Территория_новых_возможностей._Вестник_Владивостокского_государственного_университета_экономики_и_сервиса_№1_2014.pdf
Современное образование
7
Стр.1
УДК 378.600.5
Бенин Владислав Львович
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия. Уфа
Фролов Олег Викторович
Оренбургский государственный институт менеджмента
Россия. Оренбург
Принципы реализации культурологического подхода
в формировании компетентности будущего менеджера
государственно-муниципального управления
Рассматривается проблема формирования компетентных менеджеров системы
государственного управления. Доказывается, что усиление культурологического
аспекта профессиональной деятельности становится условием становления менеджеров,
осознающих общественную значимость своей профессии.
Ключевые слова и словосочетания: культура, профессиональное образование,
компетентность, менеджер государственного управления.
С позиций культурологического подхода формирование компетентности будущего
менеджера государственного и муниципального управления (ГМУ)
представляет собой специально организованное взаимодействие личности с
профессиональной культурой, осуществляемое в условиях вузовской профессиональной
подготовки. Отметим, что профессиональная деятельность менеджера
гуманитарна в своей основе, что предполагает высокий уровень гуманитарной
культуры специалиста.
Профессиональные ценности менеджера как часть ценностей профессиональной
культуры государственно-муниципального управления в целом
представляют собой общественно и профессионально одобряемые и передаваемые
«в порядке профессионального наследования» (по М. Веберу) образцы
и идеалы, запечатленные в культурном облике «человека власти», культурных
образцах его жизни, профессиональной деятельности, системе профессиональных
норм и правил [1]. Следует подчеркнуть, что профессиональная
культура менеджера ГМУ – это культура бюрократическая, а профессиональные
ценности определяются позиционированием властных организаций в
общественной системе управления. В начале XXI в. административная система
России являет собой пример того, что М. Вебер называл «господством
9
Стр.2
Бенин В.Л., Фролов О.В. Принципы реализации культурологического подхода
чиновников» (Beamtenherrschaft) [1]. При таком положении дел бюрократия
занимает ведущие государственные посты либо формально, если чиновники
назначаются на министерские должности, либо неформально, если в результате
слабости политического лидерства чиновники фактически присваивают
себе функцию определения политики.
Следует признать, что веберовская концепция бюрократической культуры
продолжает оставаться актуальной, хотя и подвергается мировоззренческой
и практической модернизации в рамках реалистической трактовки профессиональной
культуры бюрократии как социально-профессионального действования.
Интериоризация гуманистических ценностей профессиональной
деятельности в сфере государственно-муниципального управления создает
фундамент профессиональной культуры менеджера как легитимного носителя
властных полномочий.
Базовыми основаниями профессиональной культуры являются:
− духовные (совокупный опыт государственного управления, отраженный
в теориях государственно-муниципального управления и мышления);
− практические (способы профессиональной деятельности, технологии
и практика государственно-муниципального управления);
− личностные (индивидуальные характеристики менеджера как субъекта
профессиональной культуры и собственного жизнетворчества).
Ценности, порождаемые в профессиональном образовании парадигмой
культуротворчества, утверждают единство профессиональных знаний, культуры,
нравственности и духовности «человека власти».
К ценностям профессионального образования менеджера ГМУ с позиций
культурологического подхода относятся:
− профессиональное образование как культуротворческое пространство,
обогащаемое опытом профессионального творчества и субъектности в профессиональной
культуре;
− профессиональная культура, овладение которой обеспечивает индивидуально-личностное
и профессиональное развитие будущего менеджера;
− личность будущего менеджера как субъект общей и профессиональной
культуры, его личностно-профессиональное развитие и самообразование;
− диалог, творчество и рефлексия как способы саморазвития и самореализации
будущего менеджера в образовательном пространстве вуза.
Высшей ценностью культуротворческого профессионального образования
мы полагаем личность будущего менеджера как субъекта профессиональной
культуры. Профессиональная культура представляет собой сохраняемую в
различных культурных формах совокупность специальных профессиональных
знаний и опыта их реализации в профессиональной деятельности, адекватной
определенным типам мышления. Профессиональная культура менеджера –
часть общей культуры человека, в которой отражены духовные и матери10
Стр.3