Дмитрий Лихачев Юность академика Лихачева прошла в Соловецком лагере, где он был и пильщиком дров, и грузчиком в порту, и электромонтером на заводе, работал в коровнике, был «вридлом» – временно исполняющим должность лошади. <...> Отбыв срок на Соловках и еще полгода на Беломорканале, пережив Ленинградскую блокаду, Д.С.Лихачев не утратил вкуса к жизни и гражданской смелости. <...> Как истинный интеллигент, он считал, что всегда обязан иметь и выражать собственную позицию 84 Годы с 1900го по1921й – вре мя, сложенное из творческих и духовных вершин. <...> Растворенная в воздухе жизни культура рожда ла дух общения, необыкновен ное чувство «общности». <...> Это бы ло самое разговорное время, разговоры тогда были творчест вом. <...> В начале 20х годов сущест вовало много молодежных круж ков – по пять, шесть, двенадцать человек. <...> В нашем сообществе, кото рое мы назвали Космической академией наук (КАН), было при нято читать шуточные доклады. <...> Это, между прочим, была выдум ка наша, но она совпадала с вы думками многих других. <...> У Вер надского, например, многое в его теории вышло из шуточных БЗ! <...> Он провозгласил «культурное единство человечества», выдвинул идею создания своеобразного Интернационала интеллигенции, сформу лировав «десять заповедей гуманизма». <...> Его вклад в филологию – фундаментальные труды по истории русской (преимущественно древнерусской) литературы и культуры, им написано более 40 книг, около 500 научных и 600 публицистических сочинений, многие из которых переведены на разные языки мира. докладов, которые он читал в са натории «Узкое» Академии наук. <...> После до клада меня произвели в академи ки по кафедре старой орфогра фии (у каждого из наших восьми членов была своя кафедра). <...> И вот, когда мы так дружили и радовались нашему юношескому благополучию, нашим идеям, на шей мечте о будущем, как мы и в старости будем встречаться и так далее, мы совершенно не подо зревали, что делаем чтото про тивозаконное <...>