Братья-соавторы Аркадий и Борис Стругацкие являются одними из ярчайших представителей отечественной фантастики. <...> Книги Стругацких выдержали множество изданий в России и за рубежом и до сих пор пользуются популярностью. <...> и другие в книгах «Время учеников» из серии «Миры братьев Стругацких» продолжают или переосмысливают сюжеты произведений Стругацких. <...> Творчество братьев Стругацких органично встраивается в постмодернистскую парадигму: мифологизм, интертекстуальность, ирония как одни из определяющих доминант постмодернистской поэтики в их произведениях 1960-х годов позволяют расширить художественное пространство текста и обеспечивают отображение постмодернистского постулата «Мир-как-Текст», отражающего его вариативность и незафиксированность. <...> Произведения Стругацких этого же периода являются экспериментальным воплощением постмодернистской картины мира, где полиреальность является одним из основных ее свойств (реальности не конкурируют, а взаимодополняют друг друга). <...> Усложнение структуры произведений за счет коллажности и дискретности повествования реализует многоуровневую организацию этих текстов, что способствует художественному воплощению постмодернистской картины мира, где граница между текстом и его интерпретацией стирается. <...> В романах братьев Стругацких 1970–1980-х годов интертекстуальность, автоинтертекстуальность и «стереоскопичность» создают своеобразные «информационные шумы», которые усложняют ассоциативно-символический подтекст и реализуют стратегию «двойного письма», благодаря которой текст обеспечивает возможность поливариантного прочтения, актуализируя заложенные в нем смыслы. <...> содержат в себе многие элементы, присущие постмодернистским художественным текстам, а также воплощают постмодернистскую картину мира, характеризующуюся, в первую очередь, дискретностью повествования, которая позволяет создать текст, основанный на противоречиях и диссонансах <...>
Творчество_А._и_Б._Стругацких_в_контексте_эстетических_стратегий_постмодернизма_.pdf
УДК 82.091
ББК 83.3(2Рос=Рус)6
М 60
Научный редактор
д-р филол. наук, профессор Л. И. Бронская
Милославская В. В.
М 60 Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических
стратегий постмодернизма: монография. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2014. – 157 с.
ISBN 978-5-88648-912-5
Взгляд на творчество одних из ярчайших представителей русской
фантастики с позиций постмодернистской эстетики позволяет
увидеть его новые грани и лучше понять такое сложное и неоднозначное
явление, как постмодернизм.
Монография адресована студентам, магистрам и преподавателям
филологических факультетов, учителям русского языка и литературы,
а также всем, кто интересуется вопросами теории и истории
русской литературы.
УДК 82.091
ББК 83.3(2Рос=Рус)6
Рецензенты:
д-р филол. наук, профессор А. А. Серебряков,
д-р филол. наук, профессор П. К. Чекалов
ISBN 978-5-88648-912-5
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2014
Стр.2
Творчество А. и Б. Стругацких
в контексте эстетических стратегий постмодернизма
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО А. И Б. СТРУГАЦКИХ В КОНТЕКСТЕ
РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАНТАСТИКИ...................................6
1.1. Термин «фантастика» через призму литературоведческих
дискуссий............................................................................................................6
1.2. Фантастика как одна из адекватных форм выражения
философского мышления ХХ века.............................................................13
1.3. Новый тип фантастики братьев Стругацких в контексте
развития советской фантастики..................................................................19
ГЛАВА 2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. И Б. СТРУГАЦКИХ
1960-Х ГОДОВ КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА.....................................37
2.1. Формально-содержательные принципы эстетики
постмодернизма. Постмодернистская картина мира............................37
2.2. Мифопоэтика, интертекстуальность, ирония как способ
расширения художественного пространства сказки
«Понедельник начинается в субботу»........................................................48
2.3. Повесть «Улитка на склоне»: сон как способ построения
многоуровневой реальности........................................................................68
ГЛАВА 3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. И Б. СТРУГАЦКИХ
1970–1980-Х ГОДОВ В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ
СТРАТЕГИЙ ПОСТМОДЕРНИЗМА........................................................81
3.1. Роман «Град обреченный»: многоуровневое пространство
текста.................................................................................................................81
3.2. Интертекстуальность, автоинтертекстуальность и
«стереоскопичность» романа «Хромая судьба»: многоуровневость
пространства текста, реализация принципа двойного письма........100
3.3. Дискретность повествования и многоуровневая организация
романа А. и Б. Стругацких «Отягощенные Злом, или Сорок
лет спустя»......................................................................................................117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................135
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................139
156
Стр.156