МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н. М. Борозинец, А. Л. Коблева ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.04.03 – Специальное дефектологическое образование Магистерская программа «Педагогика и психология инклюзивного образования» Магистратура Ставрополь 2014 УДК 338.24: 377 (075.8) ББК 65.050:74.3 я 73 Б 83 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Борозинец Н. М., Коблева А. Л. <...> Материалы пособия способствуют формированию профессиональной компетентности студентов в области проектирования нормативно-правового поля специального образования. <...> УДК 338.24: 377 (075.8) ББК 65.050:74.3 я 73 Авторы-составители: канд. психол. наук, доцент Н. М. Борозинец, канд. психол. наук, доцент А. Л. Коблева Рецензенты: д-р психол. наук, профессор О. В. Соловьева, канд. пед. наук, доцент Т. П. Морозова ©ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014 2 ПРЕДИСЛОВИЕ В связи с возрастающим вниманием общества к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) трансформация ныне существующей системы специального образования становится неизбежной. <...> Сегодня политика системы образования обращена на удовлетворение образовательных потребностей контингента детей с ОВЗ. <...> Задачи: ознакомить студентов с основными направлениями менеджмента в образовании; дать ключевое представление об основах эффективного управления образовательными системами; 3 сформировать способность к проектированию нормативно-правового поля специального образования. <...> Основная идея пятой главы – ознакомить читателей нашего учебного пособия с концептуально-программным подходом к ме4 неджменту качества образования. <...> В настоящее время в России уделяется серьёзное внимание <...>
Педагогический_менеджмент_в_специальном_образовании.pdf
УДК 338.24: 377 (075.8)
ББК 65.050:74.3 я 73
Б 83
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Борозинец Н. М., Коблева А. Л.
Б 83 Педагогический менеджмент в специальном образовании:
учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014.
167 с.
В пособии особое место отводится вопросам педагогического
менеджмента в специальном образовании с точки зрения
основ научного менеджмента. Материалы пособия способствуют
формированию профессиональной компетентности студентов
в области проектирования нормативно-правового поля специального
образования.
Предназначено для студентов, обучающихся по магистерской
программе «Педагогика и психология инклюзивного образования»
по направлению «Специальное дефектологическое образование».
УДК
338.24: 377 (075.8)
ББК 65.050:74.3 я 73
Авторы-составители:
канд. психол. наук, доцент Н. М. Борозинец,
канд. психол. наук, доцент А. Л. Коблева
Рецензенты:
д-р психол. наук, профессор О. В. Соловьева,
канд. пед. наук, доцент Т. П. Морозова
©ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2014
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………….. 3
Глава 1. Историко-концептуальные основы системы
специального образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья………………………………….......
6
1.1. Исторические аспекты развития системы специального
образования в России………………………………... 6
1.2. Концепция развития инклюзивного образования детей
с ограниченными возможностями здоровья в Ставропольском
крае…………………………………………….
11
Глава 2. Педагогический менеджмент в специальном
образовании: структура, функции и методы…………….. 29
2.1. Педагогический менеджмент в специальном
образовании………………………………………………… 29
2.2. Структура и функции педагогического менеджмента
в специальном образовании……………………………….. 35
2.3. Методы управления в педагогическом менеджменте…. 54
Глава 3. Педагогический менеджмент и участники
системы специального образования……………………… 62
3.1. Менеджер в сфере образования……………………… 62
3.2. Профессионализм педагога в системе специального
образования………………………………………………… 73
Глава 4. Мотивационный менеджмент в сфере
образования………………………………………………..... 88
4.1. Мотивация, как ведущий фактор регуляции
активности личности………………………………………. 88
4.2. Теории мотивации и педагогический менеджмент…. 100
Глава 5. Концептуально-программный подход
к менеджменту качества специального образования……. 111
5.1. Качество человека как субъекта образовательной деятельности…………………………………………………
111
5.2. Критерии оценки качества подготовки специалистов
в сфере образования……………………………………….. 121
5.3. Тенденции развития качества подготовки специалистов
в сфере образования………………………………….. 135
Глоссарий…………………………………………………… 142
Литература…………………………………………………. 146
Приложения………………………………………………… 150
166
Стр.166