Макадей ПЕДАГОГИКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование Профиль «Логопедия» Бакалавриат Рекомендовано Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением «Российский государственный педагогический университет им. <...> Характеристика педагогической профессии, деятельности и личности педагога …………………………………………………… 2. <...> Основными задачами являются следующие: - теоретические: формирование у студентов прочных теоретических знаний по дисциплине; знакомство с современными взглядами на природу и целостность педагогического процесса; изучение основных государственных нормативно-правовых актов, регламентирующих педагогическую деятельность и т.д.; - практические: выработать способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; выявлять и объяснять общие и специфические педагогические проблемы с учетом индивидуальных особенностей детей; выработать умения по определению подходов в организации педагогической деятельности; знакомство и овладение современными активными и интерактивными технологиями организации учебного процесса; способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуальнодифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (на примере детей с нарушениями речевого развития); способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционнопедагогической деятельности и т.д.; - воспитательные: способствовать пониманию сущности и социальной значимости будущей профессии; стимулировать развитие педагогической компетентности студентов; способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности; научить <...>
Педагогика.pdf
УДК 37.01/.08 (045.8)
ББК 74.2/.9 я73
А 86
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор А. Ю. Белогуров
ГБНУ «Московский институт развития образования» (г. Москва);
д-р пед. наук, д-р экон. наук, профессор президент
Международной педагогической академии, редактор-издатель
научно-методического журнала «Прикладная психология
и психоанализ» Б. К.-Г. Тебиев
(Московский региональный социально-экономический институт;
Российский государственный гуманитарный университет
(г. Москва))
Артеменко О. Н., Макадей Л. И.
А 86 Педагогика: учебное пособие (курс лекций). – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2015. – 251 с.
ISBN 978-5-9296-0731-8
Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС
ВПО к подготовке выпускника для получения квалификации бакалавра;
представляет курс лекций.
Утверждено на заседании кафедры дефектологии (Протокол
№ 4 от 11 ноября 2014 г.).
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование.
УДК 37.01/.08 (045.8)
ББК 74.2/.9 я73
Авторы:
канд. пед. наук, доцент О. Н. Артеменко,
канд. психол. наук, доцент Л. И. Макадей
ISBN 978-5-9296-0731-8 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
- 2 -
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность …………..
1. Характеристика педагогической профессии, деятельности и
личности педагога ……………………………………………………
2. Личность и профессиональная компетентность педагога…….
Раздел 2. История педагогики и образования. Общие основы
педагогики ……………………………………………………………………..
3. Теоретико-методологический и исторический анализ
педагогики и образования как области научного знания…………….
4. Основные категории педагогики……………………………….
5. Структура педагогической науки и ее методология…………..
Раздел 3. Теория обучения………………………………………………
6. Образовательный процесс: логика, закономерности,
принципы………………………………………………………………
7. Специфика учебно-воспитательного процесса………………...
8. Общая характеристика государственного образовательного
стандарта………………………………………………………………
9. Методы и модели организации обучения………………………
Раздел 4. Теория и методика воспитания…………………………..
10. Сущность и логика воспитательного процесса……………….
11. Принципы, формы и методы воспитания……………………..
12. Этнопедагогические особенности организации
воспитательного процесса……………………………………………..
Раздел 5. Социальная педагогика……………………………………..
13. Социализация и социальное воспитание личности…………..
14. Методические основы организации социального воспитания.
Раздел 6. Педагогические технологии………………………………..
15. Взаимосвязь педагогических задач и технологий…………….
16. Теоретическая характеристика педагогических технологий
и способов решения педагогических задач…………………………..
Раздел 7. Управление образовательными системами…………..
17. Основы педагогического управления: система, функции,
принципы………………………………………………………………
18. Управление образовательными системами…………………...
Раздел 8. Психолого-педагогический практикум…………………..
19. Методика практического решения педагогических задач……
20. Изучение и накопление профессионального опыта
5
8
8
15
20
20
40
57
68
68
75
79
83
90
90
105
116
124
124
134
138
138
141
146
146
164
179
179
педагога……………………………………………………………….. 185
- 3 -
Стр.3
Раздел 9. Нормативно-правовое обеспечение образования………
21. Законодательные основы образования и защиты прав
ребенка………………………………………………………………….
22. Нормативно-правовое и организационное обеспечение
профессиональной педагогической деятельности……………………
23. Международное образовательное законодательство
в области образования…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ……………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….
189
189
202
207
214
215
218
- 4 -
Стр.4