Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Развитие интеллектуального потенциала курсантов в системе военно-профессиональной подготовки (90,00 руб.)

0   0
Первый авторИбраев
ИздательствоКНИТУ
Страниц16
ID302417
Ибраев, А.И. Развитие интеллектуального потенциала курсантов в системе военно-профессиональной подготовки : Автореферат / А.И. Ибраев .— Казань : КНИТУ, 2008 .— 16 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302417 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Ибраев Альфред Ирекович Развитие интеллектуального потенциала курсантов в системе военно-профессиональной подготовки 13.00.08 - теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань - 2008 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» и ГОУ ВПО «Казанское высшее военное командное училище (военный институт)» Научный руководитель Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Богоудинова Роза Закировна доктор педагогических наук, профессор Казанцева Людмила Александровна доктор педагогических наук, профессор Кудрявцев Юрий Михайлович Ведущая организация ГОУ ВПО «Военный университет (г. Москва)» Защита состоится 12 ноября 2008 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования при ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет», по адресу: 420015, г. Казань, ул. <...> Режим доступа: http://www.kstu.ru Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент 2 Т.А. Старшинова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность исследования обусловлена повышением требований, предъявляемых обществом к вооруженным силам, что подтверждается статистическими данными и научными исследованиями. <...> Развитие педагогики высшей военной школы в современных условиях осуществляется в рамках выработки новой стратегии и определения на ее основе главных направлений деятельности военных вузов. <...> В этих условиях достижение эффективности интеллектуального развития будущих офицеров должно рассматриваться в контексте нового видения функционирования вооруженных сил и всей системы военного образования, основные цели которого сформулированы в Федеральной программе «Реформирование <...>
Развитие_интеллектуального_потенциала_курсантов_в_системе_военно-профессиональной_подготовки.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность исследования обусловлена повышением требований, предъявляемых обществом к вооруженным силам, что подтверждается статистическими данными и научными исследованиями. Развитие педагогики высшей военной школы в современных условиях осуществляется в рамках выработки новой стратегии и определения на ее основе главных направлений деятельности военных вузов. В этих условиях достижение эффективности интеллектуального развития будущих офицеров должно рассматриваться в контексте нового видения функционирования вооруженных сил и всей системы военного образования, основные цели которого сформулированы в Федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», «Концепции развития системы военного образования Сухопутных войск на период до 2010 года» и ряде других современных документов. Анализ федеральных и ведомственных документов, регламентирующих деятельность вооруженных сил и образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации показал, что в области военного образования приоритетным становится достижение качества образования, первостепенное значение в котором отводится реализации интеллектуального потенциала курсантов. В литературе отмечается, что традиционная триада «знания – умения – навыки» (с упором на репродуктивный автоматизм) нуждается в замене на пентаду: «знания – профессионализм-созидательность – предприимчивость – социальность» (с упором на интеллектуальное развитие, продуктивность, творчество и практицизм мышления), которая наиболее полно отвечает содержательной структуре компетентностного подхода. В настоящее время отсутствует эффективный методический инструментарий, позволяющий определять и оценивать взаимозависимость интеллекта, мышления и компетенции выпускников высших военных учебных заведений. Понятие интеллектуальный потенциал рассматривается в работах Д.Брунера, Б.С.Гершунского, В.В.Давыдова и др. с различных точек зрения. В нашем исследовании под интеллектуальным потенциалом офицера мы понимаем совокупность качеств личности, которые способствуют активизации мыслительных функций и проявлению поведенческих стереотипов, приобретенных в процессе обучения и деятельности в военно-социальном окружении. Это возможность человека воспринимать новое знание или критически анализировать и пересматривать уже имеющееся знание, способности к саморегуляции, развитию и совершенствованию. Интеллектуальный потенциал способствует формированию индивидуальных стилей и стратегий решения военнопрофессиональных задач в различных условиях жизнедеятельности, эффективного индивидуального подхода офицера к ситуации, требующей творчества, познавательной и мыслительной активности. Содержание рассмотренных нами работ по проблемам военнопрофессиональной подготовки свидетельствует, что сложилась стройная система военного образования, предполагающая его осуществление с позиций непрерывности, дифференциации и индивидуализации. Однако существующая практика развития интеллектуального потенциала курсантов показывает очеАвтор выражает признательность за помощь в подготовке I главы диссертационного исследования кандидату педагогических наук, доценту А.С.Щербакову 3
Стр.3
видное несоответствие между современными требованиями военнопрофессиональной деятельности и уровнем его развития. В проанализированной военно-педагогической литературе не акцентируется внимание на скрытом в глубине военно-образовательного и воспитательного процессов потенциале интеллектуального развития курсантов. Ряд авторов (А.В.Барабанщиков, В.И.Вдовюк и др.) рассматривает интеллектуальный потенциал в плане развития общей культуры будущего офицера. В некоторых случаях данный феномен характеризуется как исходный уровень, обеспечивающий дальнейшее саморазвитие и самообразование. В психолого-педагогической науке чаще рассматривается формирование интеллекта детей школьного возраста (Д.Н.Богоявленский, Д.В.Вилькеев, А.И.Доровской, Н.А.Менчинская и др.), студентов средних специальных и высших учебных заведений (Н.П.Абовский, П.Н.Андрианов, В.Д.Путилин, Д.Ш.Галиуллина, И.Э.Ярмакеев, Н.П.Гончарук и др.). Предлагаемые авторами подходы не могут быть однозначно перенесены в систему высшего военного образования. Это связано с тем, что имеющиеся концепции и теории интеллектуального развития не учитывают специфики профессиональной подготовки офицеров вооруженных сил, тем более в современных условиях продолжающегося реформирования армии и системы военно-профессионального образования. Многие преподаватели военных вузов чаще всего делают акцент на обучающей деятельности для передачи, прежде всего, профессионально значимой информации. Использование методик развития интеллекта курсантов вызывает затруднения, обусловленные отсутствием психолого-педагогического обеспечения данного процесса. Таким образом, объективно существуют противоречия между: o необходимостью комплектования вооруженных сил на новой концептуальной основе высококвалифицированными, обладающими высоким интеллектуальным потенциалом военнослужащими и недостаточным уровнем его сформированности у поступающих на службу солдат и молодых офицеров; o необходимостью повышения интеллектуального потенциала курсантов и неразработанностью педагогических условий его развития в процессе реформирования вооруженных сил и системы военно-профессионального образования. Указанные противоречия определили выбор темы исследования: «Развитие интеллектуального потенциала курсантов в системе военнопрофессиональной подготовки». Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного развития интеллектуального потенциала курсантов на этапе реформирования вооруженных сил и в послереформенный период. Объект исследования: система военно-профессиональной подготовки курсантов. Предмет исследования: интеллектуальное развитие курсантов в системе военно-профессиональной подготовки. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность педагогических условий развития интеллектуального потенциала курсантов в образовательной, военно-профессиональной и 4
Стр.4