Лексемы со значением «Бог» в богослужебных книгах арабов-христиан . <...> Место агиографических циклов (VII–VIII вв.) в коптской литературе . <...> «Чудо Богородицы в Атрибе»: текстологические особенности и специфика содержания . <...> Was Nestorius orthodox? (on the articles by M. <...> The place of Hagiographic cycles (VII–VIII C.) in Coptic literature . <...> The fi rst travel of Macarius III Ibn al-‘Zaim, Patriarch of Antioch, to Moscow (1652–1659): contacts and confl icts . <...> АРУТЮНОВА-ФИДАНЯН Армяне-халкидониты — это ученый термин нового времени, удачно и функционально заменивший двойные этнонимы средневековых греческих и армянских источников. <...> Армяне-халкидониты (как и средневековые аналоги этого термина) — это этно-конфессиональный и политикокультурный концепт с заданной полисемантичностью содержания, в котором закодированы генезис и эволюция армянской православной общины, ее социальные, политикоадминистративные, конфессиональные и культурные характеристики. <...> Он ввел в научный оборот термин «армяне-халкидониты», т.е. армяне, воспринявшие халкидонский орос от греческой или грузинской Церквей. <...> 9 Исследования брал все, что было известно к тому времени о них в арменистике и востоковедении, привлек новые источники, данные эпиграфики и археологии и обозначил вехи халкидонитского движения в Армении. <...> Марра первых десятилетий XX в. посвящены памятникам из армяно-халкидонитской среды2 . <...> Затем в течение всего прошлого века появлялись труды разных ученых о переводческой деятельности армян-халкидонитов (переводах с грузинского и греческого языков на армянский с прозелитскими целями или для своих единоверцев) и просопографические исследования, посвященные армяно-халкидонитской аристократии. <...> Я считаю, что халкидонитская община, которая априорно предполагалась чем-то второстепенным в судьбе армянского этноса, обеспечивала непрерывные контакты Византии и Армении, Армении и Грузии и создавала в странах византийского культурного круга особую культурную среду, которая сохранялась и развивалась в течение столетий3 все <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_III._Филология._№5_2013.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
канд. филос. наук, доцент свящ. Константин Польсков
канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак
канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
канд. филол. наук Ф. Б. Альбрехт, д-р филол. наук В. А. Баранов,
А. П. Бонола (A. P. Bonola, Phd), канд. филол. наук А. В. Вдовиченко,
канд. филол. наук А. И. Грищенко, Н. Г. Головнина,
канд. филос. наук прот. Олег Давыденков, д-р филол. наук О. Ф. Жолобов,
д-р ист. наук Э. Е. Кормышева, канд. филол. наук Е. М. Королева,
канд. филол. наук Р. Н. Кривко, канд. филол. наук В. В. Лебедев,
канд. филол. наук А. Е. Маньков,
д-р филол. наук А. И. Маршева, С. Мула (S. Mula, Phd),
канд. филол. наук С. А. Моисеева, канд. ист. наук К. А. Панченко,
М. А. Поло де Болье (M. A. Polo de Beaulieu, Phd),
канд. филол. наук О. Н. Скляров, канд. филол. наук Е. Б. Смагина,
д-р филол. наук В. М. Толмачев, д-р ист. наук С. А. Французов, И. А. Фридман,
чл.-корр. РАН Д. В. Фролов, Э. К. Хервилья (E. Q. Gervilla, Phd)
РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
Н. Г. Головнина, С. А. Моисеева
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
Н. Г. Головнина
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
ISBN 978-5-7429-0880-7 © Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2013
Стр.2
Серия «Филология», выпуск 5 (35). 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
АРУТЮНОВА-ФИДАНЯН В. А.
Армяне-халкидониты. Терминология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ГУСАРОВА Е. В.
Царская власть и Церковь в Эфиопии в конце XVIII в.
(по данным хроники Такла Гиоргиса I из рукописи Orient. 821
Британской библиотеки) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЗАБОЛОТНЫЙ Е. А.
Был ли Несторий православным?
(По поводу статей М. Анастоса и А. де Аллё) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
КРАВЧЕНКО С. Л.
Национально-культурный компонент в амхарском языке:
формула личного имени у эфиопских христиан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
ЛЕБЕДЕВ В. В.
Лексемы со значением «Бог» в богослужебных книгах арабов-христиан . . . . . . . . 46
ПАНЧЕНКО К. А.
Православные врачи на арабском Востоке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
РАМАЗЯН А. С.
К вопросу о причинах иконоборчества в средневековой Армении . . . . . . . . . . . . . 76
ФРАНГУЛЯН Л. Р.
Место агиографических циклов (VII–VIII вв.) в коптской литературе . . . . . . . . . . 86
ФРАНЦУЗОВ С. А.
«Чудо Богородицы в Атрибе»: текстологические особенности
и специфика содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
ФРИДМАН И. А.
К вопросу о времени, месте и обстоятельствах создания
«Жития Абрыхи и Ацбыхи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
ЧЕНЦОВА В. Г.
Первое путешествие Антиохийского патриарха Макария III ибн аз-За‘има
в Москву (1652–1659): контакты и конфликты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116
3
Стр.3
Содержание
ПУБЛИКАЦИИ
Бухарестская версия «Чуда Богородицы в Атрибе»
(Изд., пер. и коммент.: С. А. Французов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Тайбитская версия «Чуда Богородицы в Атрибе»
(Изд., пер. и коммент.: С. А. Французов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
РЕЦЕНЗИИ
Рец.: Translating the Bible into Arabic: historical, text-critical and literary aspects /
Ed. S. Binay, St. Leder. Beirut: Orient-Institut Beirut; Würzburg: Ergon Verlag
Würzburg in Kommission, 2012. (Beiruter Texte und Studien; 131). —
150, 127 p.: ill. (С. А. Моисеева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
ХРОНИКА
XI Сирологический симпозиум и IX Конференция арабо-христианских
исследований (Мальтийский университет, г. Валетта, 16–21 июля 2012 г.)
(С. А. Моисеева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Сокращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178
Стр.4
CONTENTS
RESEARCH STUDIES
ARUTUNOVA-FIDANYAN V. A.
Armeno-Chalcedonians. Terminology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
GUSAROVA E.V.
Royal power and Church in Ethiopia at the end of the 18th
century
(according to the Chronicle of Takla Giyorgis I from the manuscript Orient. 821
of the British Library) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ZABOLOTNYI E. A.
Was Nestorius orthodox?
(on the articles by M. Anastos and A. de Halleux) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
KRAVCHENKO S. L.
National and cultural component in amharic: formula of a personal name
at the Ethiopian Christians . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
LEBEDEV V. V.
Lexemes with a meaning of «God» in prayer books of the Christian Arabs . . . . . . . . . . . 46
PANCHENKO K. A.
The melkite physicians in the Arabic East . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
RAMAZYAN A. S.
On the reasons of the Iconoclasm in medieval Armenia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
FRANGULYAN L. R.
The place of Hagiographic cycles (VII–VIII C.) in Coptic literature . . . . . . . . . . . . . . . . 86
FRANTSOUZOFF S. A.
The Miracle of St. Mary in Atrib: Textological peculiarities and specifi c features
of its contens . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
FRIDMAN I. A.
Concerning the date, place of origin and circumstances of writing
of the Life of Abreha and Asbeha . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
TCHENTSOVA V. G.
The fi rst travel of Macarius III Ibn al-‘Zaim, Patriarch of Antioch, to Moscow
(1652–1659): contacts and confl icts . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116
5
Стр.5
Contents
EDITIONS
The Miracle of St. Mary in Atrîb (Version of Bucarest) /
ed., transl., comment. S. A. Frantsouzoff . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
The Miracle of St. Mary in Atrîb (Version of al-Tayba) /
ed., transl., comment. S. A. Frantsouzoff . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
CHRONICLE
BOOK REVIEWS
MOISEEVA S. A.
Translating the Bible into Arabic: historical, text-critical and literary aspects /
Ed. S. Binay, St. Leder. Beirut: Orient-Institut Beirut; Würzburg: Ergon
Verlag Würzburg in Kommission, 2012. (Beiruter Texte und Studien; 131). —
150, 127 p.: ill. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
CHRONICLE
MOISEEVA S. A.
XI Symposium Syriacum and IX Christian Arabic Conference
(University of Malta, Valetta, 16–21 of July 2012) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Аbbreviations . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .178
Стр.6