Лексическое своеобразие рукописной февральской Минеи XV в. <...> Т. С. Элиот как автор и издатель литературных журналов . <...> Дарио Томас Стернз Элиот (Thomas Stearns Eliot, 1888–1965) принадлежит к фигурам, предопределившим поэтические границы ХХ в. <...> Отсюда частое и, надо сказать, надуманное деление его творчества на два этапа: истинно «новаторский», якобы свободный от всего религиозного (приблизительно до 1925 г., времени публикации поэмы «Полые люди»), его квинтэссенция «Бесплодная земля», и гораздо менее продуктивный, «миссионерский», открывающийся приобщением Элиота к «высокой» Англиканской Церкви в 1927 г. Отметим, что к давним нападкам на Элиота левой критики за «культуртрегерство», «высоколобость», «формализм», «кустарно-импотентную публицистику» в наши дни добавились обвинения в недостаточной «политической корректности» (поддержка Э. <...> Eliot’s Poetry and Plays: A Study in Sources and Meaning. <...> : Harper & Row, 1973; позднее установка этого рода стала выражаться иначе — в частности Кристин Фрула отказывается воспринимать опубликованный текст «Бесплодной земли» как подлинно элиотовский, так как редактор поэмы Паунд осуществил над ней некорректную «цензуру», превратив ее из личного документа в «памятник модернизма», см. <...> 304–314; различные точки зрения на творчество Элиота собраны в следующих репрезентативных сборниках cтатей: T. <...> В итоге «Бесплодная земля» стала восприниматься то как «In Memoriam» некой скрытой в ней «тени» — парижскому другу юности Элиота Ж. <...> Верденалю, погибшему на Первой мировой войне, то как лирическая автобиография, связанная с катастрофой семейной жизни поэта. <...> Соответственно слова «романтизм», «декаданс», «поэтическая погрешность», «чувственность» у Элиота наделены достаточно конкретным литературным смыслом. <...> Творчество Элиота свидетельствует и о другом обстоятельстве. <...> Однако для ряда писателей и мыслителей — Элиота, Г. Грина, И. <...> Пуританство, если не в буквальном смысле слова, то как особое представление о своем назначении <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_III._Филология._№1_2011.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
свящ. Константин Польсков
свящ. Андрей Постернак
свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДКОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
канд. филол. наук Ф. Б. Альбрехт, д-р филол. наук В. А. Баранов,
канд. филол. наук А. В. Вдовиченко,
Н. Г. Головнина, д-р филол. наук О. Ф. Жолобов,
канд. филол. наук Р. Н. Кривко, д-р филол. наук Л. И. Маршева,
канд. филол. наук О. Н. Скляров, д-р филол. наук В. М. Толмачёв
РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА
А. В. Вдовиченко
Р. Н. Кривко
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
К. А. Александрова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
ISBN 978-5-7429-0645-2 © Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2011
Стр.2
Серия «Филология», выпуск 1 (23). 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ТОЛМАЧЁВ В. М.
Т. С. Элиот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
«Геронтион» Т. С. Элиота: четыре разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
I. ТОЛМАЧЁВ В. М. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
II. АСТВАЦАТУРОВ А. А.
«Геронтий» в контексте религиозно-этических представлений Т. С. Элиота . . . . . 96
III. ПОЛОВИНКИНА О. И. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
IV. УШАКОВА О. М.
«Геронтион» — портрет художника в юности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
КУЛЕВА Н. А.
Лексическое своеобразие рукописной февральской Минеи XV в. . . . . . . . . . . . . 124
МРАМОРНОВА О. Г.
Употребление прошедших времен в поздних славянских редакциях
«Жития Василия Нового» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
ПУБЛИКАЦИИ
УШАКОВА О. М.
Т. С. Элиот как автор и издатель литературных журналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
ЭЛИОТ Т. С.
Тургенев (Перевод с англ. О. М. Ушаковой) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Комментарий (Перевод с англ. О. М. Ушаковой) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
ЭЛИОТ Т. С.
Возможна ли драма в стихах сегодня? (Перевод с англ. П. В. Денисовой) . . . . . . . . 159
3
Стр.3
РЕЦЕНЗИИ
Мир, организованный вокруг текста
Сурат И. З. Мандельштам и Пушкин. — М.: ИМЛИ РАН, 2009
(О. Н. Скляров) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Стр.4