Jurgen Wolff Your Creative Writing Masterclass Advice From the Best оn Writing Successfull Novels, Screenplays аnd Short Stories Nicholas Brealey Publishing London • Boston Юрген Вольф Литературный мастер-класс Учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов Перевод с английского Александра Коробейникова Москва «Манн, Иванов и Фербер» 2014 УДК 808.1 ББК 83.02 В72 Издано с разрешения Nicholas Brealey Publishing and The Van Lear Agency LLC Вольф, Юрген В72 Литературный мастер-класс : учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов / Юрген Вольф ; пер. с англ. <...> Ключевая часть этой книги — советы от мастеров прошлого: Джейн Остин, Роберта Льюиса Стивенсона, Владимира Набокова, Антона Чехова и Чарльза Диккенса, — а также современных авторов: Мартина Эмиса, Джоан Роулинг, Рэя Брэдбери, Элмера Леонарда, Салмана Рушди. <...> Заканчивается эта часть рассказом об ответственности, с которой связано писательское ремесло. <...> Полезнейшие советы и упражнения из этой книги в сочетании дают такой материал для мастер-класса, о котором нельзя было и мечтать: Чарльз Диккенс учит, как создавать производящих впечатление 11 12 Литературный мастер-класс персонажей, Эрнест Хемингуэй помогает начать писать сжато и энергично, а Джейн Остин рассказывает, как заставить читателя сопереживать самым несимпатичным героям. <...> В этой части вы узнаете, какими способами — порой обычными, порой странными — стимулировали свое вдохновение Антон Павлович Чехов, Роберт Стивенсон, Мэри Шелли и Габриэль Гарсиа Маркес, с чего они начинали. <...> Мартин Эмис говорил: Когда я мучаюсь над предложением, которое уже родилось, но еще не обрело форму, я иногда думаю: а как бы Диккенс его сформулировал, а Беллоу или Набоков? <...> Уильям Фолкнер рекомендовал: УИЛЬЯМ ФОЛКНЕР (1897–1962) Самые известные романы Фолкнера — «Шум и ярость», «Когда я умирала» и «Авессалом, Авессалом! <...> Юдора Уэлти считала, что дверь в литературу ей открыла Вирджиния Вульф: Когда я прочитала «На маяк», то подумала <...>
Литературный_мастер-класс.pdf
УДК 808.1
ББК 83.02
В72
Издано с разрешения Nicholas Brealey Publishing and The Van Lear Agency LLC
Вольф, Юрген
В72
Литературный мастер-класс : учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя
и многих других современных и классических авторов / Юрген Вольф ;
пер. с англ. Александра Коробейникова. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. —
368 c.
ISBN 978-5-00057-259-7
Эта книга — уникальная возможность научиться литературному мастерству
у самых известных и признанных во всем мире писателей. Их советы, тщательно
подобранные в этой книге, вдохновят вас на творчество, а продуманные
упражнения помогут отточить писательские навыки. Вы узнаете не только
о разнообразных литературных приемах и методах, но и о сути писательского
ремесла: о трудностях, которые связаны с этой профессией, о стиле писательской
жизни, а также о перспективах литератора в современном мире.
УДК 808.1
ББК 83.02
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс»
ISBN 978-5-00057-259-7
© Jurgen Wolff, 2011
© Перевод на русский язык, издание на русском языке,
оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...........................................................................................................................
ЧАСТЬ I. КАК ОБРЕСТИ ВДОХНОВЕНИЕ .....................................................................
1. Все начинается со слов (чьих-то еще) .........................................................
2. Воспоминания и страхи ...........................................................................
3. Одиночество и сны ...................................................................................
4. Развитие ....................................................................................................
ЧАСТЬ II. ГЕРОИ ОБРЕТАЮТ ЖИЗНЬ ...........................................................................
5. Как найти героя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Что бы они сделали?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. Что им нужно и почему это сложно понять ...........................................
8. Статус персонажей ...................................................................................
9. Герой в зеркале .........................................................................................
10. Как научить героев говорить ..................................................................
11. Бунт на корабле ........................................................................................
12. Время и место действия: где и когда? ....................................................
9
13
15
21
28
34
39
41
50
55
67
75
80
87
92
ЧАСТЬ III. СТРУКТУРА ПОВЕСТВОВАНИЯ ................................................................
13. Точка зрения: кто рассказчик? ..............................................................
14. Планировать или не планировать? ...................................................... 116
15. Герои — это сюжеты (и наоборот) ........................................................121
16. Конфликт .................................................................................................130
17. Построение сюжета ................................................................................134
18. Завязки, предзнаменования и первое действие ................................143
105
107
Стр.5
6
Литературный мастер-класс
19. Проблемная середина .........................................................................
20. Концовка и тема ....................................................................................162
21. Редактирование ....................................................................................169
155
ГЛАВА IV. КАК ОБРЕСТИ СВОЙ СТИЛЬ ......................................................................
22. Ясность и простота ...............................................................................
23. Выразительность ..................................................................................185
24. Дьявол в деталях ..................................................................................190
25. О нужном слове и о некоторых ненужных ........................................197
26. Работа над стилем ................................................................................203
ЧАСТЬ V. ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА ..............................................................................
27. Литература как наваждение ................................................................
28. Места работы и талисманы .................................................................213
29. Много ли, долго ли? ..............................................................................217
30. Уверенность в себе ..............................................................................223
31. Критики ..................................................................................................228
32. Творческий тупик .................................................................................236
ЧАСТЬ VI. ПИСАТЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ ...........................................................................
33. Одиночество и устранение помех ......................................................
34. Режим дня. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255
35. Деньги ....................................................................................................260
36. Слава и успех ........................................................................................265
37. Наслаждение жизнью ...........................................................................269
38. Что для этого требуется? .....................................................................272
39. Перспективы романиста и сценариста ..............................................276
40. Вклад писателя .....................................................................................280
247
249
Послесловие .................................................................................................................
Авторы ...........................................................................................................................
Примечания ...................................................................................................................
283
284
311
177
179
209
211
Стр.6