DESIGN FOR HOW PEOPLE LEARN JULIE DIRKSEN ИСКУССТВО ОБУЧАТЬ Как сделать любое обучение нескучным и эффективным Перевод с английского Ольги Долговой ДЖУЛИ ДИРКСЕН Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2013 УДК 378.147 ББК 74.026 Д 47 Издано с разрешения Pearson Education На русском языке публикуется впервые Д 47 Дирксен, Дж. <...> Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным / Джули Дирксен ; пер. с англ. <...> Эта книга поможет по-новому взглянуть на процесс обучения. <...> Представьте себе, сколько тратит крупная компания в год на обучение своих сотрудников — от электронного обучения до персонального коучинга. <...> Книга Джули Дирксен — великолепная яркая работа, которая заставляет нас задуматься о том, что такое обучение на самом деле и при каких условиях оно будет работать. <...> Конечно, наука о человеческом мозге — это еще не руководство к действию для каждого, кто собирается подготовить учебный курс. <...> Богатый опыт Джули Дирксен в разработке учебных программ для самых разных слушателей и ситуаций позволяет ей объяснить, почему традиционные подходы к обучению столь малоэффективны. <...> Однако чаще всего мне отвечали: ix 11 У меня был прекрасный преподаватель… <...> А при электронном обучении преподаватель вообще отсутствует. <...> О НА В которой мы узнаем, что дело не всегда в знаниях, а также о том, что не нужно переходить через пропасть по шаткому мосту ПУТЬ УЧЕНИКА Истинны или ложны следующие утверждения: • если рассказать человеку о вреде курения, он перестанет курить; • тот, кто посещает занятия по менеджменту, станет хорошим менеджером; • тот, кто записался на очень эффективный курс по веб-дизайну, станет прекрасным веб-дизайнером; • если научить человека делать что-либо правильно, он никогда не ошибется. <...> Довольный ученик Ученик сейчас Пробел в будущем Путь ученика Рассмотрим, к примеру, следующие ситуации. <...> Только что она согласилась вести курс по управлению проектами в школе дизайна для студентов факультета художественного дизайна <...>
Искусство_обучать.pdf
УДК 378.147
ББК 74.026
Д 47
Издано с разрешения Pearson Education
На русском языке публикуется впервые
Д 47
Дирксен, Дж.
Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным / Джули Дирксен ;
пер. с англ. Ольги Долговой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 276 с.
ISBN 978-5-91657-792-1
Многим из нас знакома ситуация, когда учебные курсы, программы или лекции оказывались неплодотворны,
а потраченное время и деньги просто выброшены на ветер.
Эта книга поможет по-новому взглянуть на процесс обучения. В ней в доступной форме, наглядно
и структурировано изложены базовые принципы педагогики и основы когнитивной психологии, узнав
которые вы сможете выстроить обучение так, что оно станет максимально полезным и увлекательным
для всех без исключения.
Книга будет интересна не только учителям, лекторам и HR, но и всем, кто сталкивается в повседневной
жизни с презентациями, отчетами и любыми другими формами донесения информации.
УДК 378.147
ББК 74.026
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть
воспроизведена в какой бы то ни было форме
без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс»
ISBN 978-5-91657-792-1
© Copyright © 2012 by Pearson Education
© Перевод на русский язык, издание на русском языке.
оформление. ООО «Манн. Иванов и Фербер», 2013
Стр.4
INTRODUCTION
ix
ОГЛАВЛЕНИЕ
От партнера издания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Предисловие .
Введение .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Чего не хватает? .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Почему это важно .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Определяем и восполняем пробелы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Примеры .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
2. КТО ВАШИ СЛУШАТЕЛИ? .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Как узнать больше о своих слушателях? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. В ЧЕМ ЦЕЛЬ? .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.65
.70
. 71
.83
4. КАК МЫ ЗАПОМИНАЕМ? .
.
.
.
.
.
.
Заучивание: ударный метод .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Удержание и извлечение информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Типы памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Повторение и память .
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.93
.95
.
.
.
.
.
.
Составьте маршрут . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Определите проблему. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Задайте конечную цель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Сообщайте цели обучения .
Определите пробелы .
.
Какова длина маршрута? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . .85
.
. 121
. 131
. . . 133
.
. 134
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
1. С ЧЕГО НАЧАТЬ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Путь ученика .
. 9
. . 11
. 15
. . . . . . . . 15
.
.16
.35
. .38
. .39
.41
Чего хотят ваши слушатели? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Каков текущий уровень их знаний и навыков? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
Чем слушатели отличаются от вас? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
Стили обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Стр.5
6
Оглавление
5. КАК ПРИВЛЕЧЬ ИХ ВНИМАНИЕ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Если они не обращают внимания… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Разговаривайте со слоном .
.
.
.
Заинтересуйте слона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Способы заинтересовать слона .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
6. КАК СКОНСТРУИРОВАТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Некоторые вопросы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Запомнят ли слушатели материал? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Как помочь понять материал? .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 180
Насколько нужно помогать слушателям? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Пример учебного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. 202
7. КАК РАЗВИТЬ НАВЫКИ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Развиваем навыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Практика .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 204
Обратная связь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Нацеленность на достижение результата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. 222
8. КАК СОЗДАТЬ МОТИВАЦИЮ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Мотивация к действию .
.
.
.
.
.
.
.
9. КАК СОЗДАТЬ НУЖНЫЕ УСЛОВИЯ? .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Способы повлиять на поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . . 247
.
.
.
.
.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Благодарности .
Об авторе . .
.
.
Библиография .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 253
. 255
. 257
. 261
.
.
.
. . 223
.
.
Внешние препятствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Внешняя информация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Обеспечение информационными ресурсами .
Подсказки/стимулы .
Встроенное поведение .
Устранение препятствий на пути . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Главный вопрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . . . . . . . . 259
.
.
. 238
. 239
. 243
. 249
.
. 138
. . 144
.
. 170
Стр.6