Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Калмыцкий государственный университет»
ПРОГРАММА НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ
(распределенная практика)
Методические указания для студентов-магистрантов направления
050100.68 «Педагогическое образование»
профиль «Технологическое образование»
Элиста 2013
Стр.1
Составители: Профессор Борликов Г.М., доценты С.Н.Ботова и
Б.М.Турдуматов
Программа научно-исследовательской работы (распределенная практика):
методические указания для студентов направления 050100.68 «Педагогическое
образование» профиль «Технологическое образование» инженернотехнологического
факультета /Калм.университет: составители Борликов Г.М.,
Ботова С.Н. и Турдуматов Б.М., Элиста, 2013.- 26 с.
Методические указания предназначены для оказания помощи студентаммагистрантам
при выполнении своих магистерских диссертаций.
В методических указаниях изложены основные понятия по проведению
своей научно-исследовательской работы за весь срок обучения.
Данные указания помогут студентам-магистрантам, при выполнении магистерских
диссертаций.
Методические указания предназначены для магистров направления
050100.68 - «Педагогическое образование» профиль «Технологическое образование»
Рецензент:
доцент кафедры психологии к.п.н. Кекеева З.О.
2 Задачи научно-исследовательской работы
Научно-исследовательская работа по направлению Педагогическое образование
квалификации «Магистр» в соответствии с темой магистерской
диссертации выполняется студентом-магистрантом под руководством научного
руководителя, назначаемого кафедрой технологии и менеджмента профессионального
образования.
Задачи научно-исследовательской работы:
- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований
в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов
при решении конкретных научно-исследовательских задач; развитие навыков
библиографической работы с привлечением современных информационных
технологий;
- проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного
исследования в сфере образования с использованием современных методов
науки, а также информационных и инновационных технологий; умение представлять
полученные результаты
в виде законченных научноисследовательских
разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов
докладов, научной статьи, статей, магистерской диссертации);
- организация взаимодействия с коллегами, с социальными партнерами,
в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении
актуальных исследовательских задач;
- использование имеющихся возможностей образовательной среды и
Подписано в печать 11.12.13. Формат 60x84/16
Бумага тип №1. Печать офсетная. Уел.печ. 1,82
Тираж 100 экз. Заказ № 2363
Издательство Калмыцкого университета.
358000, г.Элиста, ул. Пушкина, 11
2
проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения
научно-исследовательских задач; обеспечение интеграции учебных занятий и
научно-исследовательской работы студентов-магистрантов; участие в опытноэкспериментальной
работе;
-осуществление профессионального и личностного самообразования,
проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной
карьеры, создание благоприятных условий для формирования высокопрофессиональной
и творчески активной личности будущего специалиста и ученого.
з
1 Цели научно-исследовательской работы
Цели научно-исследовательской работы ориентированы на развитие
общенаучной, профессиональной и специальной компетентностей студентовмагистрантов
в избранной сфере научной деятельности, включая:
- расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения;
-
формирование практических навыков ведения самостоятельной научной
работы, а также исследовательской работы в составе научного коллектива;
- развитие умений реферирования, обзора и анализа научных источников,
обобщения и критической оценки результатов научно-теоретических исследований
в области образования;
- разработку оригинальных научных идей для подготовки выпускной
квалификационной работы в форме магистерской диссертации.
Стр.2
таций).
3 Место научно-исследовательской работы в структуре ООП
подготовки магистра
Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным
разделом ООП магистратуры (Магистерская программа «Технологическое образование»)
и направлена на формирование и развитие общекультурных и
профессиональных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями
ФГОС-3 ВПО и ООП вуза.
Научно-исследовательская работа студентов-магистрантов базируется на
содержании следующих разделов базового учебного плана — «Профессиональный
цикл» (М.2) и «Практика и научно-исследовательская работа» (М.З)
и соответствующих учебных дисциплин и практик, для которых содержание
научно-исследовательской работы выступает опорой: «Современные проблемы
методологии технологического образования» (М2.В.ОД.2), «Современные проблемы
организации научной деятельности» (М2.В.ОД.4); «Научноисследовательская
практика» (М 3.2), «Научно-педагогическая практика» (М
3.3).
Научно-исследовательская работа студентов-магистрантов опирается на
содержание следующих учебных дисциплин Общенаучного (М. 1) и Профессионального
(М.2) циклов базового учебного плана: «Инновационные процессы
в образовании» (М2.Б.1), «Информационные технологии в профессиональной
деятельности» (М2.Б.2), «Методология и методы научного исследования»
(М1.Б.2), «История и методология науки и образования» (М1.В.ОД.1);
«История и философия науки» (М1.В.ДВ.1), «Проектирование технологий в образовании»
(М2.В.ОД.5).
Научно-исследовательская работа студентов-магистрантов предполагает
соответствующий объем знаний, умений и компетенций, приобретенных в результате
освоения содержания указанных учебных дисциплин, а также базируется
на соответствующем опыте освоения ООП бакалавра технологии.
Научно-исследовательская работа студентов-магистрантов осуществляется
в образовательном статусе распределенной практики.
Основными формами научно-исследовательской работы являются:
- учебно-исследовательская работа студентов, включенная в образовательный
процесс;
- научно-исследовательская работа студентов, организуемая во внеучебное
время.
Научно-исследовательская работа студентов, включенная в образовательный
процесс, осуществляется в следующих формах:
- исследовательская работа по дисциплинам учебного плана, содержащая
элементы научного исследования;
- выполнение научно-исследовательских заданий в рамках проведения
научно-педагогической и научно-исследовательской практик;
- подготовка курсовых работ;
- подготовка выпускных квалификационных работ (магистерских диссерРезультаты
учебно-исследовательской работы студентов могут быть
представлены на заседаниях Студенческого научного общества (СНО), студенческих
конференциях и семинарах, рекомендоваться научным руководителем к
печати. Учебно-исследовательские работы студентов также могут участвовать в
конкурсах студенческих научно-исследовательских работ, использоваться как
основа для подготовки выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций),
представляться на внутри вузовский и общероссийский конкурс
выпускных квалификационных работ.
Научно-исследовательская работа студентов, организуемая во внеучебное
время, может осуществляться в следующих формах:
- участие в работе студенческого научного кружка (СНО);
- участие в научных и научно-практических конференциях, научных семинарах,
программах дополнительной профессиональной подготовки по направлению
кафедры;
- подготовка печатных научных работ (статей и др.) по результатам научно-исследовательской
деятельности и публикация работ студентов в сборниках
научных трудов университета и кафедры общей педагогики;
- участие в выполнении хоздоговорной тематики кафедры (научноисследовательская
деятельность по грантам);
- участие в конкурсах студенческих научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская работа студентов, организуемая во внеучебное
время, может принимать и другие творческие формы (например, студенческие
проблемные научно-исследовательские группы, межкафедральные научные
кружки). Координирующие функции в организации научноисследовательской
работы студентов во вне учебное время выполняет преимущественно
руководство СНО и кафедра по тематике научной работы.
Научно исследовательская работа может также осуществляться в следующих
формах:
- выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утвержденным
планом научно-исследовательской работы;
- участие в межкафедральных семинарах, теоретических семинарах (по
тематике исследования), а также в работе методологического семинара кафедры;
-
выступление на научных конференциях молодых ученых, проводимых
на факультете, университете, в других вузах;
- подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей;
- подготовка и защита курсовой работы по направлению проводимых научных
исследований (если такая форма научной работы предусмотрена в индивидуальном
плане магистранта);
- участие в реальном научно-исследовательском проекте, выполняемом
на кафедре в рамах бюджетных и внебюджетных научно-исследовательских
программ (или в рамках полученного гранта), или в организации - партнере по
реализации подготовки магистров;
- подготовка и защита магистерской диссертации.
5
Стр.3