Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Образовательные приоритеты формирования специалистов в области безопасности жизнедеятельности

0   0
Первый авторБорликов Герман Манджиевич
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц8
ID300338
АннотацияАктуальность исследований в области безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а проблема образования в области безопасности на школьном уровне Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы // Безопасность в образовательных и социоприродных системах: материалы Международной научно-практической конференции 16-17 мая 2014 г. - Элиста : Издательство Калмыцкого университета, 2014. - С. 6-11.
УДК37:614.8
ББК74.04н6
Борликов, Г.М. Образовательные приоритеты формирования специалистов в области безопасности жизнедеятельности / Г.М. Борликов .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2014 .— 8 с. — URL: https://rucont.ru/efd/300338 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г.М.Борликов, Калмыцкий государственный университет, г. Элиста, Россия ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В последние десятилетия опасности от жизнедеятельности человечества внезапно приобрели небывалый прежде глобальный характер. <...> Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В.Ломоносова, В. А. Левицкого, И.М.Сеченова, А.А.Скочинского, В.И.Вернадского и др. <...> Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. <...> Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. <...> ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а проблема обазования в области безопасности на школьном уровне Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы. <...> Проявившаяся к концу XX века фундаментальная зависимость развития нашей цивилизации от качеств личности, которые закладываются в образовании, привела к введению в 1991 году в государственных общеобразовательных учебных заведениях курса «Основы безопасности жизнедеятельности». <...> Последнее обстоятельство указывает на необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной 6 гражданской позиции в сфере безопасности. <...> Однако существует парадокс системы образования — наряду с потребностью общества в опережении образованием изменения условий жизни система образования позже всех реагирует на эти <...>
Образовательные_приоритеты_формирования_специалистов_в_области_безопасности_жизнедеятельности.pdf
Г.М.Борликов, Калмыцкий государственный университет, г. Элиста, Россия ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В последние десятилетия опасности от жизнедеятельности человечества внезапно приобрели небывалый прежде глобальный характер. Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В.Ломоносова, В. А. Левицкого, И.М.Сеченова, А.А.Скочинского, В.И.Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А.Адлера, Б.Паскаля, 3.Фрейда, П.Маслоу и др. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Актуальность исследований в области безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а проблема обазования в области безопасности на школьном уровне Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы. Проявившаяся к концу XX века фундаментальная зависимость развития нашей цивилизации от качеств личности, которые закладываются в образовании, привела к введению в 1991 году в государственных общеобразовательных учебных заведениях курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Применение знаний, как показывает история человеческой цивилизации, может не только способствовать эволюции общества, но и угрожать его безопасности. В виду развития промышленных технологий опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей. Последнее обстоятельство указывает на необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной 6
Стр.1
гражданской позиции в сфере безопасности. В изменившихся условиях подход к обеспечению безопасности человека, основанный на принципе «спасать и исправлять», должен уступить место новому, базирующемуся на принципе «предвидеть и предупреждать». В современном мире, когда частичное знание порой становится опаснее неведения, а применение знаний может не только способствовать эволюции общества, но и угрожать его безопасности, одним из ключевых факторов обеспечения личной, национальной и глобальной безопасности становится профессионализм специалиста обучающего безопасности жизнедеятельности, которого не сможет заменить самая полная энциклопедия безопасности. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Однако существует парадокс системы образования — наряду с потребностью общества в опережении образованием изменения условий жизни система образования позже всех реагирует на эти изменения. Такая инерционность была терпима, пока скорость изменений не превышала длительность человеческой жизни. Сегодня при стремительных и кардинальных изменениях информационной волны развития цивилизации, происходящих за все более короткие промежутки времени (5-10 лет), инерционность образования представляет собой определенную преграду, затормаживающую механизм адаптации человека к новым опасностям. На преодоление этой инерционности системы образования и реализацию идеи опережающего образования нацелен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), целью которого «является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, умения оказывать само- и взаимопомощь» [6]. Согласно Национальной доктрине образования РФ, выступающей основополагающим государственным документом, утверждаемым федеральным законом и устанавливающим приоритет образования в государственной политике, Правительство РФ, признает ведущую роль педагога в достижении целей образования. Связывая изменения в обществе с профессиональной компетентностью учителя курса ОБЖ, следует отметить, что диапазон знаний в области обеспечения безопасности неуклонно расширяется, появляются новые разделы, углубляются межпредметные связи, усиливается интеграция различных сфер общественной деятельности, обеспечивающих безопасность и охрану здоровья, повышаются требования к педагогу как к личности, так и к профессионалу. Под профессиональной компетентностью понимается уровень знаний, умений и готовности личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных и профессиональных условиях. Шершнев Л.И., президент Фонда национальной и международной безопасности, считает, что «проблема сейчас заключается в подготовке и переподготовке кадров. Это приоритетная задача большой общественной и государственной значимости» [8]. Становление профессиональной компетентности учителя ОБЖ уже на начальном этапе развития курса представляло серьезную задачу, но в то время основные силы были сконцентрированы на разработке содержания курса ОБЖ и обеспечении учебного процесса необходимой литературой. Сейчас наступило время для глубокого изучения проблемы развития профессиональной компетентности учителя ОБЖ. Проводимые исследования и накопленный опыт педагогов требуют научного осмысления. Следует выявлять не только условия повышения профессиональной компетентности, но и обстоятельства, препятствующие этому процессу. Различия между преподавателями ОБЖ в характере имеющегося образования (педагогического или технического) и накопленного жизненного и профессионального опыта требуют различных подходов к анализу проблемы становления профессиональной компетентности. При анализе тарифно-квалификационной характеристики определяются две группы учителей безопасности жизнедеятельности, профессиональная компетентность которых будет отличаться друг от друга: 1) имеющие педагогическое образование; 2) имеющие военное образование. Развитие профессиональной компетентности учителя понимается как процесс непрерывного, научно обоснованного, диагностико-прогностического, планово-деятельностного слежения за состоянием и развитием его профессионального уровня с целью объективизации происходящих изменений и придания этому процессу прогрессивной направленности. В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой к преподаванию курса допускаются специалисты, имеющие среднее (высшее) профессиональное образование и специальную подготовку по гражданской обороне либо среднее (высшее) военное образование. Если в большинстве зарубежных стран к допуску лиц для занятия педагогической профессией существует требовательный, включающий в себя несколько этапов отбор через целую систему механизмов и процедур, то в соответствии с вышеупомянутой тарифно-квалификационной характеристикой для лиц, имеющих среднее военное образование с квалификацией 8 разряда, не предъявляются никакие требования к стажу педагогической работы и подготовке по гражданской обороне. 7
Стр.2