Г.М.Борликов,
Калмыцкий государственный университет,
г. Элиста, Россия
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В последние десятилетия опасности от жизнедеятельности человечества внезапно приобрели небывалый
прежде глобальный характер. Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей
является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях
многих отечественных ученых, начиная с М.В.Ломоносова, В. А. Левицкого, И.М.Сеченова,
А.А.Скочинского, В.И.Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения
и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А.Адлера,
Б.Паскаля, 3.Фрейда, П.Маслоу и др.
Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев,
техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимания уделяется
вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются
проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические
вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идет
интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.
Актуальность исследований в области безопасности жизнедеятельности человека признается во всем
мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а проблема обазования
в области безопасности на школьном уровне Советом Европы предложена в качестве головной для
разработки в странах Европы.
Проявившаяся к концу XX века фундаментальная зависимость развития нашей цивилизации от качеств
личности, которые закладываются в образовании, привела к введению в 1991 году в государственных
общеобразовательных учебных заведениях курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Применение знаний, как показывает история человеческой цивилизации, может не только способствовать
эволюции общества, но и угрожать его безопасности. В виду развития промышленных технологий
опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей. Последнее обстоятельство указывает на
необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной
6
Стр.1
гражданской позиции в сфере безопасности. В изменившихся условиях подход к обеспечению безопасности
человека, основанный на принципе «спасать и исправлять», должен уступить место новому, базирующемуся
на принципе «предвидеть и предупреждать».
В современном мире, когда частичное знание порой становится опаснее неведения, а применение знаний
может не только способствовать эволюции общества, но и угрожать его безопасности, одним из ключевых
факторов обеспечения личной, национальной и глобальной безопасности становится профессионализм
специалиста обучающего безопасности жизнедеятельности, которого не сможет заменить самая
полная энциклопедия безопасности.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства
и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Однако существует парадокс системы образования — наряду с потребностью общества в опережении
образованием изменения условий жизни система образования позже всех реагирует на эти изменения.
Такая инерционность была терпима, пока скорость изменений не превышала длительность человеческой
жизни. Сегодня при стремительных и кардинальных изменениях информационной волны развития
цивилизации, происходящих за все более короткие промежутки времени (5-10 лет), инерционность образования
представляет собой определенную преграду, затормаживающую механизм адаптации человека к
новым опасностям.
На преодоление этой инерционности системы образования и реализацию идеи опережающего образования
нацелен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), целью которого «является формирование
у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности
и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной
жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, умения оказывать само- и взаимопомощь» [6].
Согласно Национальной доктрине образования РФ, выступающей основополагающим государственным
документом, утверждаемым федеральным законом и устанавливающим приоритет образования в
государственной политике, Правительство РФ, признает ведущую роль педагога в достижении целей образования.
Связывая
изменения в обществе с профессиональной компетентностью учителя курса ОБЖ, следует
отметить, что диапазон знаний в области обеспечения безопасности неуклонно расширяется, появляются
новые разделы, углубляются межпредметные связи, усиливается интеграция различных сфер общественной
деятельности, обеспечивающих безопасность и охрану здоровья, повышаются требования к педагогу
как к личности, так и к профессионалу. Под профессиональной компетентностью понимается уровень
знаний, умений и готовности личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и
позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных и профессиональных условиях.
Шершнев Л.И., президент Фонда национальной и международной безопасности, считает, что «проблема
сейчас заключается в подготовке и переподготовке кадров. Это приоритетная задача большой общественной
и государственной значимости» [8].
Становление профессиональной компетентности учителя ОБЖ уже на начальном этапе развития курса
представляло серьезную задачу, но в то время основные силы были сконцентрированы на разработке
содержания курса ОБЖ и обеспечении учебного процесса необходимой литературой. Сейчас наступило
время для глубокого изучения проблемы развития профессиональной компетентности учителя ОБЖ.
Проводимые исследования и накопленный опыт педагогов требуют научного осмысления. Следует выявлять
не только условия повышения профессиональной компетентности, но и обстоятельства, препятствующие
этому процессу. Различия между преподавателями ОБЖ в характере имеющегося образования
(педагогического или технического) и накопленного жизненного и профессионального опыта требуют
различных подходов к анализу проблемы становления профессиональной компетентности.
При анализе тарифно-квалификационной характеристики определяются две группы учителей безопасности
жизнедеятельности, профессиональная компетентность которых будет отличаться друг от друга:
1) имеющие педагогическое образование;
2) имеющие военное образование.
Развитие профессиональной компетентности учителя понимается как процесс непрерывного, научно
обоснованного, диагностико-прогностического, планово-деятельностного слежения за состоянием и развитием
его профессионального уровня с целью объективизации происходящих изменений и придания
этому процессу прогрессивной направленности.
В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой к преподаванию курса допускаются
специалисты, имеющие среднее (высшее) профессиональное образование и специальную подготовку по
гражданской обороне либо среднее (высшее) военное образование. Если в большинстве зарубежных
стран к допуску лиц для занятия педагогической профессией существует требовательный, включающий в
себя несколько этапов отбор через целую систему механизмов и процедур, то в соответствии с вышеупомянутой
тарифно-квалификационной характеристикой для лиц, имеющих среднее военное образование с
квалификацией 8 разряда, не предъявляются никакие требования к стажу педагогической работы и подготовке
по гражданской обороне.
7
Стр.2