ББК Г(2Рос.Калм)р10+Ч465(2Рос.Калм)р10
В 191
Васильева, П.Д.
Региональнвй компонент обучения химии (на примере содержания химии
в школах Калмыкии) [Текст]: учебное пособие / П.Д. Васильева. — Элиста:
Изд-во КалмГУ, 2010. - 79 с.
Пособие состоит из 2-х частей. В первой части представлен материал
по природным ресурсам Калмыкии. Во второй части пособия обобщен и систематизирован
материал по прикладным народным ремеслам в кочевом
прошлом калмыцкого народа, отражающий вещественную сторону материальной
культуры и быта калмыков. Разработанный материал может использоваться
для классов этнокультурной направленности, на различных видах
внеклассной работы и элективных курсах. В работе содержатся ресурсный
материал и методики проведения эксперимента для внедрения регионального
компонента в обучении химии.
Учебное пособие разработано для студентов, учителей химии, географии,
экономики, истории и культуры родного края, а также преподавателей естественных
предметов, реализующих в обучении региональный компонент на
уроках, во внеклассной работе, в проектной деятельности учащихся.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Калмыцкого государственного университета
Рецензенты:
канд. пед. наук, доцент кафедры химии Вятского государственного гуманитарного
университета Е.В. Береснева;
канд. хим. наук, доцент кафедры неорганической химии
и методики преподавания Астраханского государственного
университета Э.Ф. Матвеева
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к проблеме регионализации естественнонаучного,
в том числе химического, образования обусловлена рядом причин,
среди которых необходимость приближения содержания и процесса обучения
к реальным социокультурным, экономическим и иным особенностям региона.
Изначально принцип региональности в обучении предполагал содержательный
отбор изучаемого учебного курса с целью включения местного
материала краеведческого характера для повышения наглядности, конкретности
обучения, а также для профессиональной ориентации учащихся. В настоящее
время регионализация образования является естественным ответом
на возрастающую глобализацию систем образования, а применение регионального
компонента содержания предметного обучения - на усиление ее
стандартизации. Краеведческий материал конкретизирует, углубляет и закрепляет
знание теоретических основ химии, приближает учащихся к производственным
проблемам региона (22). Применение материалов о веществах
и материалах, находящихся в непосредственной близости, в окружающей
жизни, способствует повышению интереса школьников к изучению химии.
Под региональным компонентом содержания химии понимается все
богатство знаний о природных ресурсах региона, возможность их изучения
и ознакомления в обучении химии (38).
Являясь одной из наук о природе, химия имеет две стороны - познавательную
и прикладную. Химия дает возможность понять современную научную
картину мира, объясняет его и вместе с тем вооружает человека для
преобразования его - создания новых веществ, материалов и процессов. В
соответствии с этим изучение химии должно способствовать уяснению явлений
и законов природы, формированию научного мировоззрения и пониманию
связей химии с практикой, роли ее в материальной жизни.
Содержание школьного курса химии имеет достаточно широкий фактический
материал прикладного характера, связанный с распространением и
применением веществ. Использование краеведческого материала способствует
устойчивому интересу у учащихся к химии, лучшему усвоению знаний.
Краеведческий материал в содержании обучения химии в основном
© Калмыцкий государственный университет, 2010 г.
© Васильева П.Д., 2010 г.
реализуется в трех направлениях: во-первых, в плане изучения природных
ресурсов (минерального и углеводородного сырья, используемого в местном
промышленном производстве); во-вторых, в плане изучения химических аспектов
экологического состояния региона, и, наконец, в плане изучения материаловедческого
химико-технологического аспектов прикладных народных
промыслов. Одним из важных составляющих подготовки учителя химии
является систематизация разрозненной информации о природных ресурсах
региона для применения их на уроке и внеурочной деятельности учащихся
по химии с учетом обновления сведений о свойствах и применении природных
ископаемых республики.
3
Стр.3