Дарья ДАНИЛОВА БЛАГОДАТЬ ВОЗ БЛАГОДАТЬ Алексей Ушаков Алексей Иванович Ушаков — имя, известное лишь в уз ком кругу друзей и ценителей его стихов. <...> Вопервых, будучи убежденным, что поэзия может передаваться исключи тельно «от сердца к сердцу», сам Ушаков ничего никогда не предпринимал для широкого обнародования своих стихов. <...> С другой стороны, невнимание критиков к нему (публика ции в журналах прошли без отзывов) можно объяснить тем, что его поэзия действительно непривычна для слуха современного читателя. <...> Притом что стихи эти нельзя на звать усложненными или «темными» — напротив: Кто нерожденное явит И неуклюжее прославит, Рассохшиеся пни восставит, Даст им достоинство и вид, Кто сны перетолкует нам, Кто различит по именам Сирот и пасынков немногих, В смирение отправит лень И не забудет птиц убогих, И тех оленей большерогих Кто воскресит в последний день? <...> 231 Стихи Алексея Ушакова — совершенно новое явление в современной поэзии, хотя, если мыслить привычными категориями, они скорее архаичны. <...> Ушаков постоянно использует церковнославянизмы, архаизмы, диалектные слова — весь тот могучий пласт, вытесняемый словесным прогрессом (прогресс губителен не только для живой природы, но и для живого слова). <...> Сопротивляясь этому, Ушаков черпает из истоков русской речи: Листва густа, и неба не видать Над пологом лесным, словесным дымом, А в сердце благодать возблагодать Горит огнем неуследимым. <...> Оборот «благодать воз благодать» (то есть сугубая, особая благодать) встречается лишь единожды — в Еван гелии от Иоанна. <...> Уша ков умеет обращаться с этими словами, он с детства знаком с древними текстами: его отец был профессороммедиеви стом, а сам он постоянно соприкасается с церковнославян ским, служа чтецом в храме Казанской иконы Божией Ма тери в Коломенском. <...> С 1990х годов служит чтецом в храме, а «для умственных упражне ний», как он сам утверждает, занимается москвоведением, изучением московских <...>