Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Современный калмыцкий язык. Словообразование

0   0
Первый авторСусеева Данара Аксеновна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц175
ID298026
АннотацияМонография посвящена калмыцкому словообразованию как системе. В ней рассматриваются производные слова в качестве основных единиц словообразовательной системы, отношения производных слов, способы их образования, место производных слов в ряду комплексных единиц словообразования (имеются в виду словообразовательные пары, цепи, парадигмы, гнезда), словообразовательные значения и их типы. В работе описаны парадигматические и синтагматические отношения производных слов, показаны реализованные и потенциальные возможности калмыцкого словообразования.
Кому рекомендованоДля филологов, исследователей морфемики и словообразования монгольских языков и типологии языков, а также аспирантов, студентов, учителей калмыцкого и русского языков.
УДК811.512.37'373.611
ББК81.02
Сусеева, Д.А. Современный калмыцкий язык. Словообразование : [монография] / Д.А. Сусеева .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2013 .— 175 с. — Библиогр.: с. 157-174 .— URL: https://rucont.ru/efd/298026 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В ней рассматриваются производные слова в качестве основных единиц словообразовательной системы, отношения производных слов, способы их образования, место производных слов в ряду комплексных единиц словообразования (имеются в виду словообразовательные пары, цепи, парадигмы, гнезда), словообразовательные значения и их типы. <...> Производное слово как основная единица словообразования . <...> Словообразовательная система как совокупность способов словообразования . <...> Словообразовательный тип как основная единица аффиксального словообразования . <...> Словообразовательная система как совокупность комплексных единиц . <...> В этом русле недавно опубликованы работы известных бурятских ученых Д.Ш.Харанутовой «Словообразование бурятского языка» [Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2012: -270 с.] и Л.Д.Шагдарова «Проблемы новой академической грамматики бурятского языка»[Улан-Удэ: Издательство Бурятского научного центра СО РАН, 2013: -193 с.] <...> . Настоящая работа – это первое монографическое описание словообразования современного калмыцкого языка как особого раздела калмыцкой грамматики, где рассматриваются производное слово и его формально-семантическая структура, производящая база и словообразовательные средства, словообразовательные типы и модели, комплексные словообразовательные единицы и их отношения в системе языка. <...> Термин «словообразование» Калмыцкое языкознание традиционно изучает калмыцкий язык в следующих аспектах: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом. <...> Например, продуктивный суффикс –та/-тә, с помощью которого образуются имена прилагательные от существительных, появился благодаря совместному падежу, который имел в качестве показателя окончание –та/-тә. <...> Различие между словообразованием и морфологией заключается в том, что словообразование изучает производные слова и способы их образования, а морфология изучает грамматические формы слов и способы их образования <...>
Современный_калмыцкий_язык._Словообразование.pdf
ББК Ш164.3-211 УДК 811.512.37'373.611 С 904 Сусеева, Д.А. Современный калмыцкий язык. Словообразование / Д.А.Сусеева. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2013. – 175 с. Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» Монография посвящена калмыцкому словообразованию как системе. В ней рассматриваются производные слова в качестве основных единиц словообразовательной системы, отношения производных слов, способы их образования, место производных слов в ряду комплексных единиц словообразования (имеются в виду словообразовательные пары, цепи, парадигмы, гнезда), словообразовательные значения и их типы. В работе описаны парадигматические и синтагматические отношения производных слов, показаны реализованные и потенциальные возможности калмыцкого словообразования. Работа адресована филологам, исследователям морфемики и словообразования монгольских языков и типологии языков, а также аспирантам, студентам, учителям калмыцкого и русского языков. Рецензенты: доктор филолологических наук, профессор Д.Ш. Харанутова; доктор филолологических наук, профессор В.М. Егодурова © ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2013 г. © Сусеева Д.А., 2013 г. 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ........................................................................................................................................ 6 Глава 1. Основные понятия. Предмет и задачи словообразования ......................................... 7 1.1. Термин «словообразование» ......................................................................................................... 7 1.2. Место словообразования в системе научных дисциплин ......................................................... 7 1.3. Аспекты словообразования: синхрония и диахрония, статика и динамика ............................ 8 1.4. Производное слово как основная единица словообразования ................................................. 9 1.5. Словообразовательный анализ .................................................................................................. 13 1.6. Предмет и задачи словообразования ........................................................................................ 14 Глава 2. Словообразовательная семантика ................................................................................ 15 2.1. Словообразовательное значение ............................................................................................... 15 2.2. Типы словообразовательного значения. Их классификация .................................................. 17 2.3. Словообразовательное значение производного слова и значение словообразовательного аффикса ............................................................................................................ 20 2.4. Роль значения производящего слова в формировании словообразовательного значения производного слова ................................................................................................................. 23 Глава 3. Словообразовательная система как совокупность способов словообразования .................................................................................................................................. 26 3.1. Аффиксальное словообразование (аффиксальный способ) .................................................... 26 3.1.1. Словообразовательный тип как основная единица аффиксального словообразования .................................................................................................................................... 26 3.1.2. Типы аффиксального словообразования существительных ................................................ 32 3.1.2.1. Существительные, мотивированные глаголами ................................................................ 32 3.1.2.2. Существительные, мотивированные существительными ................................................. 45 3.1.2.3. Существительные, мотивированные прилагательными ................................................... 46 3.1.2.4. Существительные, мотивированные числительными ....................................................... 48 3.1.3. Типы аффиксального словообразования прилагательных ................................................... 48 3.1.3.1. Прилагательные, мотивированные существительными .................................................... 48 3.1.3.2. Прилагательные, мотивированные прилагательными ...................................................... 52 3.1.3.3. Прилагательные, мотивированные глаголами ................................................................... 52 3.1.3.4. Прилагательные, мотивированные наречиями .................................................................. 60 3.1.3.5. Прилагательные со связанными основами ......................................................................... 60 3.1.4. Типы аффиксального словообразования глаголов ............................................................... 60 3.1.4.1. Глаголы, мотивированные существительными ................................................................. 61 3.1.4.2. Глаголы, мотивированные прилагательными ................................................................... 66 3.1.4.3. Глаголы, мотивированные наречиями ................................................................................. 70 3.1.4.4. Глаголы, мотивированные числительными ....................................................................... 71 3.1.4.5. Глаголы, мотивированные образными словами ................................................................ 71 3.1.4.6. Глаголы, мотивированные глаголами ................................................................................. 72 3.1.4.7. Глаголы со связанными основами ........................................................................................ 72 3.1.5. Типы аффиксального словообразования наречий ................................................................ 74 3.1.5.1. Наречия, мотивированные существительными ................................................................. 74 3.1.5.2. Наречия, мотивированные прилагательными .................................................................... 76 3.1.5.3. Наречия, мотивированные глагольными формами ............................................................ 77 3.1.5.4. Наречия, мотивированные наречиями ................................................................................ 77 3.1.5.5. Наречия, мотивированные числительными ....................................................................... 78 3.2. Безаффиксные способы словообразования .............................................................................. 79 3.2.1. Способ сложения ..................................................................................................................... 79 3.2.1.1. Существительные, образованные способом сложения ..................................................... 80 3.2.1.2. Прилагательные, образованные способом сложения ........................................................ 82 3.2.1.3. Глаголы, образованные способом сложения ..................................................................... 83 3.2.1.4. Наречия, образованные способом сложения ..................................................................... 84 3
Стр.3
3.2.2. Редупликация (удвоение) ....................................................................................................... 85 3.2.2.1. Существительные, образованные способом удвоения ..................................................... 85 3.2.2.2. Прилагательные, образованные способом удвоения ........................................................ 85 3.2.2.3. Наречия, образованные способом удвоения ...................................................................... 86 3.2.3. Способ сращения .................................................................................................................... 86 3.2.3.1. Существительные, образованные способом сращения ..................................................... 87 3.2.3.2. Прилагательные, образованные способом сращения ....................................................... 87 3.2.3.3. Наречия, образованные способом сращения ..................................................................... 88 3.2.3.4. Глаголы, образованные способом сращения....................................................................... 89 3.2.4. Конверсия ................................................................................................................................ 92 3.2.4.1. Субстантивация .................................................................................................................... 93 3.2.4.2. Адъективизация ................................................................................................................... 93 3.2.4.3. Адвербиализация ................................................................................................................. 95 3.2.5. Калька (калькирование) ......................................................................................................... 95 Глава 4. Словообразовательная система как совокупность комплексных единиц ............ 97 4.1. Понятие «комплексная единица» .............................................................................................. 97 4.2. Словообразовательное гнездо ................................................................................................. 100 4.3. Словообразовательная пара .................................................................................................... 107 4.4. Словообразовательная цепь .................................................................................................... 110 4.5. Словообразовательная парадигма ........................................................................................... 112 4.6. Корневые гнезда ....................................................................................................................... 116 Глава 5. Словообразовательная парадигматика калмыцкого языка ................................. 119 5.1. Понятие словообразовательной парадигмы .......................................................................... 119 5.2. Словообразовательная парадигматика существительных .................................................... 120 5.2.1. Словообразовательная парадигма существительных, обозначающих «орудие действия» ................................................................................................................................. 120 5.2.2. Словообразовательная парадигма существительных, обозначающих «объект действия» ................................................................................................................................. 122 5.2.3. Словообразовательная парадигма существительных, обозначающих «материал» ............................................................................................................................................. 123 5.2.4. Словообразовательная парадигма существительных, обозначающих «природные явления» ........................................................................................................................... 124 5.2.5. Словообразовательная парадигма существительных, обозначающих «место действия» .................................................................................................................................. 125 5.2.6. Словообразовательная парадигма существительных, обозначающих «род деятельности» ............................................................................................................................... 126 5.2.7. Словообразовательная парадигма существительных, обозначающих «времена года» ...................................................................................................................................... 127 5.2.8. Словообразовательная парадигма существительных, обозначающих «лицо» ..................................................................................................................................................... 128 5.2.9. Словообразовательная парадигма существительных, обозначающих «абстрактные понятия» ........................................................................................................................ 129 5.2.10. Словообразовательная парадигма существительных, обозначающих «части тела» ........................................................................................................................................... 130 5.2.11. Словообразовательная парадигма существительных, обозначающих «животных» ........................................................................................................................................... 133 5.2.12. Словообразовательная парадигма существительных, обозначающих «ёмкость, вместилище» ......................................................................................................................... 134 5.3. Словообразовательная парадигматика имен прилагательных .............................................. 135 5.3.1. Словообразовательная парадигма прилагательных «цвета» ............................................. 135 5.3.2. Словообразовательная парадигма прилагательных, обозначающих «признаки предметов» ......................................................................................................................... 136 5.3.3. Словообразовательная парадигма прилагательных, обозначающих «меру признака», «степень признака» ................................................................................................ 138 4
Стр.4
5.3.4. Словообразовательная парадигма прилагательных, обозначающих внутренние качества человека ................................................................................................................................. 139 5.3.5. Словообразовательная парадигма прилагательных, обозначающих физические данные живых существ ........................................................................................................................ 140 5.4. Словообразовательная парадигматика глаголов ................................................................... 142 5.4.1. Словообразовательная парадигма переходных глаголов ................................................... 143 5.4.1.1. Словообразовательная парадигма глаголов действия ..................................................... 143 5.4.1.2. Словообразовательная парадигма глаголов восприятия ................................................. 144 5.4.1.3. Словообразовательная парадигма глаголов речи ............................................................ 145 5.4.1.4. Словообразовательная парадигма глаголов мысли ........................................................ 146 5.4.2. Словообразовательная парадигма непереходных глаголов ............................................... 148 5.4.2.1. Словообразовательная парадигма глаголов движения ................................................... 148 5.4.2.2. Словообразовательная парадигма глаголов действия .................................................... 149 5.4.2.3. Словообразовательная парадигма глаголов существования ........................................... 151 5.4.2.4. Словообразовательная парадигма глаголов внутреннего состояния ............................. 152 5.4.2.5. Словообразовательная парадигма глаголов физического состояния ............................ 153 5.4.2.6. Словообразовательная парадигма глаголов, обозначающих действие природных (стихийных) сил, независимых от воли человека ............................................................................... 154 Список литературы ...................................................................................................................... 157 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.