МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Учебно-методическое пособие для вузов
Составители:
Т.В. Ильина,
Е.В. Сидорова
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2014
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................................ 4
Часть I. Изучение синтаксиса сложного предложения в школе ......................4
Синтаксический разбор сложного предложения...................................14
Тесты для проверки полученных знаний ...............................................19
Часть II. Изучение сложного предложения в вузе...........................................22
Схема синтаксического разбора
высказывания / сложного предложения .................................................35
Тесты для самостоятельной оценки полученных знаний.....................37
Литература ...........................................................................................................40
3
Стр.3
Союзы
1. Не являются членами
предложения
2. Нельзя задать вопрос
3. Можно опустить и переделать
СПП в БСП
4. На них не падает логическое
ударение
5. Нельзя заменить знаменательным
словом
Союзные слова
1. Являются членами
предложения
2. Можно задать вопрос
3. Нельзя опустить и переделать
СПП в БСП
4. На них падает логическое
ударение
5. Можно заменить знаменательным
словом
При квалификации союзов и союзных слов трудность вызывают омонимичные
формы что, как, когда. Для их разграничения можно воспользоваться
сопоставлением предложений:
1. Я знал, что он пришел (что – союз, так как не является членом предложения,
к нему нельзя задать вопрос, его нельзя заменить знаменательным
словом, на него не падает логическое ударение, можно опустить, переделать
СПП в БСП: Я знал: он пришел.
2. Я знал, что он принес (что – союзное слово: на него падает логическое
ударение, его нельзя опустить без изменения смысла; к нему можно
задать вопрос: принес что? что; можно заменить знаменательным словом
книги, союзное слово в данном предложении является прямым дополнением).
3.
Когда он пришел, все спали (союз) (Он пришел – все спали).
4. Я узнал, когда отправляется поезд (союзное слово, можно заменить наречием
завтра).
5. Я узнал об этом, когда отправлялся поезд (союзное слово – в тот момент).
6.
Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной
почве (союз).
7. Больной вел себя так, как советовал врач (союзное слово или союз в
зависимости от семантики, передаваемой интонацией).
8. Мы наблюдали, как над заливом поднимался седой туман (как может
быть и союзом, и союзным словом. Сравните: Мы наблюдали: над заливом
поднимался туман; или как в значении, например, «красиво»: Мы наблюдали:
красиво над заливом поднимался туман).
Критерием разграничения часто может служить тип придаточного предложения,
поскольку некоторые из них присоединяются только союзами или
только союзными словами.
6
Стр.6
Специальной отработки требует определение того, каким членом предложения
является союзное слово который, часто ошибочно выделяемое как
определение. Для этого союзное слово который надо заменить знаменательным
словом: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который
(=предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А.С. Пушкин) –
союзное слово который является подлежащим; Я люблю людей, с которыми
(=с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).
Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный
оборот. В придаточном сравнительном присутствует сказуемое или
второстепенные члены группы сказуемого, то есть зависимые от сказуемого
слова: Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой
пьесы (Л.Н. Толстой). В сравнительном обороте группа сказуемого не
представлена: «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила
дальше, колыхаясь, как погребальная колесница (И. Ильф и Е. Петров) –
сравнительный оборот, обстоятельство.
Придаточная часть может относиться к определенному слову в главной
части или ко всей главной части в целом и располагаться за главной частью
(в постпозиции), перед главной частью (в препозиции) или внутри главной
части, причем некоторые типы придаточных могут располагаться только
после главной части (например, придаточные причины и следствия) или определенных
слов в главном предложении, расположение же других типов
придаточных свободное.
В главной части могут быть соотносительные слова, показывающие, что
при главной части имеется придаточная. Это указательные местоимения и
местоименные наречия то, тот, такой, там, туда, тогда, столько и другие,
которые выступают в паре с определенными союзами и союзными словами:
то – что, там – где, столько – сколько и т.д. При определенных типах
придаточных наличие указательного слова обязательно, в этом случае
придаточное относится именно к нему.
Классификация придаточных предложений
В школьных учебниках представлены две классификации придаточных
предложений. В учебниках М.Т. Баранова и др., М.М. Разумовской выделяют
придаточные
а) определительные (в некоторых случаях выделяют местоименноопределительные
– разновидность определительных придаточных, присоединяющихся
только союзными словами кто, что и относящихся к члену
предложения, выраженному местоимениями тот, весь, каждый и др., которые
употребляются в значении существительного; могут стоять и в пре7
Стр.7
позиции; например: Кто ищет, тот всегда найдет; Кто на все руки, у того
нет скуки; Кому работа в тягость, тому не ведома радость; Горизонт
– это все то, что может охватить наш взгляд на земле);
б) изъяснительные,
в) обстоятельственные, последние подразделяются на подгруппы, которые
представлены в приведенной ниже таблице.
Определительные придаточные отвечают на вопросы какой?, какое?,
какая?, какие?, присоединяются союзными словами который, какой, чей,
кто, что, где, куда, откуда, когда, относятся к имени существительному
или местоимению в главной части: Не надо утомлять соседей беспрерывными
шутками, остротами и анекдотами, которые уже были кем-то
рассказаны вашим слушателям (Д.С. Лихачев). Пример местоименноопределительного
придаточного: Воспитанный человек – это тот, кто хочет
и умеет считаться с другими (Д.С.Лихачев).
Изъяснительные придаточные отвечают на вопросы косвенных падежей,
присоединяются союзами что, как, ли, будто, чтобы и др., а также
союзными словами что, как, кто, где, откуда, сколько и др., относятся к
глаголу в главной части предложения и выражают добавочное разъяснение:
Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у
себя дома, в отношениях со своими родными (Д.С.Лихачев).
Придаточные обстоятельственные
Виды придаточных
Образа
действия,
меры и степени
Вопрос к придаточному
Как?
Каким
образом? В
какой мере
или степени?
Сравнения
Как? (или вопрос
не ставится)
Чем
присоединяется
Союзн.сл.:
как,
сколько, насколько;
Союзы:
что,
будто, чтобы и
т.д.
Союзы: как будто,
будто, точно,
чем…тем,
словно,
подобно, подобно
тому как,
что, чем, нежели
8
Примеры
Ведите себя так,
чтобы скромность
и умение помолчать
выдвигались
на первое место.
(По
Д.С. Лихачеву)
Уметь извиниться,
признавать перед
другими ошибку –
лучше, чем юлить,
врать, обманывая
тем самым прежде
всего самого себя.
(По Д.С.Лихачеву)
Стр.8