Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Практикум по общей и экспериментальной психологии (110,00 руб.)

0   0
Первый авторОрлова Галина Владимировна
ИздательствоИздательский дом Воронежского государственного университета
Страниц53
ID297995
АннотацияУчебно-методическое пособие содержит практические задания, предназначенные для отработки психологических умений и навыков студентов, которые могут быть использованы в ходе практических занятий.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 1-го курса очной формы обучения направления «Психолого-педагогическое образование» факультета философии и психологии.
Орлова, Г.В. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Г.В. Орлова .— Воронеж : Издательский дом Воронежского государственного университета, 2014 .— 53 с. — 53 с. — URL: https://rucont.ru/efd/297995 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Г. В. Орлова ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Учебно-методическое пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2014 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 2 октября 2014 г., протокол № 1400-07 Рецензент зав. кафедрой общей и социальной психологии, доктор психол. наук К. М. Гайдар Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> 9 ВВЕДЕНИЕ Основными задачами курса «Практикум по общей и экспериментальной психологии» являются организация познавательной деятельности по овладению научными психологическими знаниями и формированию практических умений и навыков, развитие психологического мышления, творческих способностей и психологической культуры будущих специалистов. <...> Конкретные задачи курса состоят в формировании знаний по основным разделам психологии, включающим категории психологии, индивидуальные особенности личности, познавательную, эмоциональную, поведенческую сферы личности, закономерности общения и взаимодействия людей. <...> Учебно-методическое пособие содержит практические задания, предназначенные для отработки психологических умений и навыков студентов, которые могут быть использованы в ходе практических занятий. <...> Данное учебно-методическое пособие построено в виде практических заданий для самостоятельной работы студентов, направленных на отработку психологических знаний, полученных в курсе «Общая и экспериментальная психология». <...> Оно включает в себя изучение предмета и задач психологии, методов научно-психологических исследований, отраслей психологии, изучение психологических особенностей индивида, личности <...>
Практикум_по_общей_и_экспериментальной_психологии.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Г. В. Орлова ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Учебно-методическое пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2014
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ Основными задачами курса «Практикум по общей и экспериментальной психологии» являются организация познавательной деятельности по овладению научными психологическими знаниями и формированию практических умений и навыков, развитие психологического мышления, творческих способностей и психологической культуры будущих специалистов. Конкретные задачи курса состоят в формировании знаний по основным разделам психологии, включающим категории психологии, индивидуальные особенности личности, познавательную, эмоциональную, поведенческую сферы личности, закономерности общения и взаимодействия людей. Овладение психологическими знаниями должно происходить не только в процессе аудиторных занятий, но и в результате самостоятельной работы студентов. Учебно-методическое пособие содержит практические задания, предназначенные для отработки психологических умений и навыков студентов, которые могут быть использованы в ходе практических занятий. Данное учебно-методическое пособие построено в виде практических заданий для самостоятельной работы студентов, направленных на отработку психологических знаний, полученных в курсе «Общая и экспериментальная психология». Оно включает в себя изучение предмета и задач психологии, методов научно-психологических исследований, отраслей психологии, изучение психологических особенностей индивида, личности и индивидуальности, структуры и видов человеческой деятельности и общения. Большое внимание направлено на изучение познавательной сферы, в которую входят такие психические процессы, как ощущение, восприятие, память, внимание, мышление и воображение. Не менее важно формирование у студентов знаний и умений проводить научные психологические исследования, анализировать и оформлять их результаты. С этой целью учебно-методическое пособие включает: 1) задания, направленные на выявление глубины понимания и уровня усвоения студентами теоретического материала, психологических терминов и понятий; 2) задания исследовательского характера; 3) психологические задачи, решение которых требует психологического мышления и использования психологических знаний. Выполнение предусмотренных учебно-методическим пособием заданий требует от студента предварительной самостоятельной работы над теоретическим материалом и рекомендованной литературой. 3
Стр.3
Тема 2. Психика как фундаментальная категория психологии. Формы проявления психики Задание 1. Проанализируйте приведенный ниже пример и объясните, изменится ли отношение студентов к заданию и почему? Студентам дали скучное, однообразное задание. К тому же оно казалось им бессмысленным. Так что выполнять его было мучением. Но когда они пошли на практику в школу, то должны были дать детям такое же задание, объяснив, что оно интересное и очень важно для понимания предмета. От того, насколько они сумеют увлечь школьников, во многом зависела оценка по практике. Задание 2. Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущего отечественного психолога В. П. Зинченко выделены два уровня сознания: бытийное и рефлексивное. Каково значение этих уровней сознания? Свой ответ обоснуйте. Задание 3. Проанализируйте отрывки и сделайте выводы: А) «…надлежит в отношении каждого существа исследовать, какая у него душа, например, какова она у растения, человека, зверя. Ведь без растительной способности не может существовать ощущающая. Между тем, у растений растительная способность имеется раздельно от ощущающего начала… Наконец, некоторые живые существа в самом незначительном числе одарены способностью логического мышления и рассудком. Ибо, что касается тех смертных существ, которым свойственно логическое начало, то у них имеются также все остальные способности, а из тех, кто одарен одной из этих способностей, не всякий обладает логической силой, наоборот – у некоторых отсутствует даже воображение, другие же живут только им одним. Что касается теоретического разума, то его надо исследовать особо. Таким образом, ясно, что исследование каждой отдельной способности души является наиболее подобающим рассмотрением души в целом», – утверждал Аристотель. Б) «Всякая душа ведает всем неодушевленным, распространяется же она по всему небу, принимая порой разные образы. Будучи совершенной и окрыленной, она парит в вышине и правит миром, если же она теряет крылья, то носится, пока не натолкнется на что-нибудь твердое – тогда она вселяется туда, получив земное тело. А что зовется живым существом, – все вместе, то есть сопряжение души и тела, получило прозвание смертного. Что касается главнейшего вида нашей души, то ее должно мыслить себе как демона, приставленного к каждо6
Стр.6
му из нас богом. Это тот вид, который обитает на вершине нашего тела и устремляет нас от земли к родному небу как небесное, а не земное порождение», – утверждал Платон. В) «Под словом мышление я понимаю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить… Если я буду разуметь само чувство или осознание зрения или ходьбы, то, поскольку в этом случае они будут сопряжены с мыслью, коя одна только чувствует или осознает, что она видит или ходит, заключение мое окажется вполне верным… Та сила, посредством которой мы собственно и познаем вещи, является чисто духовной и отличается от тела в целом не менее, чем кровь от кости или рука от глаза», – размышлял Рене Декарт. Задание 4. Составьте схему, отражающую основные формы проявления психики человека. Задание 5. С точки зрения современной психологии прокомментируйте высказывания: 1) «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней», – утверждал Марк Аврелий. 2) «Человек страдает не столько от того, что происходит, столько от того, как он оценивает происходящее», – Мишель Монтень. 3) «Страшно не то, что вас обманули или обокрали, страшно, если вы постоянно помните об этом», – Конфуций. 4) «Я был убит горем, потому что у меня не было туфель, до тех пор, пока не встретил человека, у которого не было ног», – Гарольд Абботт. 5) «Когда мы наслаждаемся отдыхом и, кажется, должны чувствовать себя счастливыми, нас подстерегает дьявол беспокойства. Ведь именно в эти минуты мы задумываемся о том, чего не достигли в жизни, что топчемся на месте, становимся лысыми, некрасивыми и т.д.», – Дейл Карнеги. Задание 6. Дайте определение следующим понятиям: 1) психика – это форма … 2) психические процессы – это … 3) психические свойства – это … 4) психические состояния – это … 7
Стр.7
Задание 7. Проанализируйте отрывок из произведения З. Фрейда и аргументируйте свой ответ: «Психоанализ относится к психиатрии приблизительно как гистология к анатомии: одна изучает внешние формы органов, другая – их строение из тканей и элементарных частичек. Противоречие между этими двумя видами изучения, одно из которых продолжает другое, просто трудно себе представить. Вы знаете, что сегодня анатомия считается основой научной медицины, но было время, когда вскрывать человеческие трупы для того, чтобы познакомиться с внутренним строением тела, было так же запрещено, как сегодня кажется предосудительным заниматься психоанализом, чтобы узнать о внутреннем механизме душевной жизни. И может быть, в недалеком будущем мы поймем, что глубоко научная психиатрия не возможна без хорошего знания глубоко лежащих, бессознательных процессов в душевной жизни», – писал З. Фрейд. Задание 8. Выделите правильные высказывания, аргументируя свой выбор. 1) Личность – это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению. 2) Личность – дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем. 3) Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Задание 9. Выберите правильный ответ из предложенных: 1. Человека как индивида характеризуют: а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами: а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 3. Личностные свойства, обусловленные социально: а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 4. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются: а) способности; б) направленность; в) темперамент; г) характер; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 5. Личность – это: а) совокупность относительно устойчивых свойств и наклонностей индивида, которые отличают его от других; 8
Стр.8