Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Общее языкознание

0   0
АвторыЕсенова Тамара Саранговна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц19
ID297991
АннотацияВ настоящей разработке излагаются методические рекомендации по наиболее сложным темам курса. Данное пособие окажет помощь студентам при самостоятельной работе по курсу «Общее языкознание».
Кому рекомендованоПредназначено для студентов-филологов.
УДК81'1
ББК81
Общее языкознание : метод. указания для самостоят. работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Филология» / Т.С. Есенова .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2013 .— 19 с. — URL: https://rucont.ru/efd/297991 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ______ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ Методические указания для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Филология» Элиста 2013 1 Составитель д-р филол. наук Т.С. Есенова Общее языкознание: Методические указания для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Филология» / Калм. ун-т; Сост. <...> В настоящей разработке излагаются методические рекомендации по наиболее сложным темам курса. <...> Пушкина, 11 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Общее языкознание» включает три раздела: история языкознания, теория языка, методы лингвистического анализа. <...> Настоящая разработка составлена в помощь студентам-филологам при самостоятельной работе по курсу «Общее языкознание» (раздел «Методы лингвистического анализа»). <...> В разработке приводятся основные понятия и приемы лингвистических методов, разработанных в разные периоды и используемых при анализе определенного яруса языка (сравнительно-исторического, метода глоттохронологии, логико-синтаксического, психолого-синтаксического, формальнограмматического, метода оппозиций, дистрибутивного, анализа по непосредственно составляющим, трансформационного). <...> Совокупность правил, последовательность использования лингвистических приемов составляют методику лингвистического анализа. <...> В истории языкознания изменение лингвистической теории всегда сопровождалось стремлением создать новый метод исследования. <...> Одним из наиболее разработанных методов языкознания является сравнительно-исторический метод. <...> Основоположниками сравнительно-исторического метода являются Франц Бопп, показавший общую систему формальных соотношений между индоевропейскими языками; Расмус- Кристиан Раск, обративший внимание на роль закономерных <...>
Общее_языкознание__методические_указания_для_самостоятельной_работы_студентов,_обучающихся_по_направлению_подготовки_«Филология».pdf
Составитель д-р филол. наук Т.С. Есенова Общее языкознание: Методические указания для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Филология» / Калм. ун-т; Сост. Т.С. Есенова. – Элиста, 2013. – 19 с. В настоящей разработке излагаются методические рекомендации по наиболее сложным темам курса. Данное пособие окажет помощь студентам при самостоятельной работе по курсу «Общее языкознание». Предназначено для студентов-филологов. Утверждено учебно-методическим советом гуманитарного факультета КалмГУ. Рецензент д-р филол. наук С.М. Трофимова Подписано в печать 24.09.13. Формат 60х84/16. Печать офсетная. Бумага тип. № 1. Усл. п. л. 1,16. Тираж 100 экз. Заказ 2229. Издательство Калмыцкого университета. 358000 Элиста, ул. Пушкина, 11 2
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Общее языкознание» включает три раздела: история языкознания, теория языка, методы лингвистического анализа. Наибольшую трудность для студентов представляет последний раздел. Настоящая разработка составлена в помощь студентам-филологам при самостоятельной работе по курсу «Общее языкознание» (раздел «Методы лингвистического анализа»). В разработке приводятся основные понятия и приемы лингвистических методов, разработанных в разные периоды и используемых при анализе определенного яруса языка (сравнительно-исторического, метода глоттохронологии, логико-синтаксического, психолого-синтаксического, формальнограмматического, метода оппозиций, дистрибутивного, анализа по непосредственно составляющим, трансформационного). К каждой теме приводятся список литературы и вопросы для самопроверки. § 1. Приступая к изучению тем, связанных с лингвистическими методами, студентам рекомендуется ознакомиться с понятием метода. Для получения достоверных сведений о том или ином явлении языка необходимо правильно пользоваться лингвистическими методами. Метод в переводе с греческого значит путь исследования, получения конкретного научного знания. Применительно к языку это приемы, с помощью которых мы познаем язык. Совокупность таких способов составляет систему специальных методов. Совокупность правил, последовательность использования лингвистических приемов составляют методику лингвистического анализа. § 2. Методы и принципы лингвистического анализа разных аспектов языка различны. Каждый из разделов языкознания имеет свой предмет изучения и специальные приемы анализа – частные методы. В истории языкознания изменение лингвистической теории всегда сопровождалось стремлением создать новый метод исследования. В современной лингвистике выделяются несколько общих научных методов, относящихся к разным периодам истории языкознания, но продолжающихся использоваться и в наши дни. Одним из наиболее разработанных методов языкознания является сравнительно-исторический метод. § 3. Оформление сравнительно-исторического языкознания в качестве самостоятельного направления относится к XIX в. Основоположниками сравнительно-исторического метода являются Франц Бопп, показавший общую систему формальных соотношений между индоевропейскими языками; Расмус- Кристиан Раск, обративший внимание на роль закономерных соответствий в грамматической системе родственных языков; А.Х. Востоков, использовавший приемы компаративизма на материале славянских языков. Образцом исторической грамматики одного языка является «Немецкая грамматика» Якова Гримма, в которой история немецкого языка излагается в сравнении с другими германскими языками. В результате применения сравнительно-исторического метода можно установить генеалогическую классификацию родственных языков. Сравнительно-исторический метод – система приемов, используемых при изучении род3
Стр.3