Роль и значение волонтерства в воспитательной деятельности и образовательном процессе современного российского вуза . <...> Этика дискурса как условие возможности социальных наук . <...> Глобальные города как особые фокусные узлы культуры . <...> Образы культурного героя и трикстера как персонификация границы архаического мироздания . <...> История развития международного движения за сохранение индустриального наследия: европейский опыт . <...> Особенности функционирования социально-бытовой сферы на уральских предприятиях НКТП в годы Великой Отечественной войны. <...> Медная промышленность Урала в отечественной историографии: 1970 1990-е гг. <...> Образ Гражданской войны в сознании ее участников и современников (по материалам стихотворных публикаций периодической печати Урала 19171919 гг.) <...> Концепция парламентаризма в зарубежной политической науке . <...> Электронное издание как термин становящейся терминологии . <...> Деепричастие как уникальная грамматическая форма в преподавании русского языка англоязычным и испаноязычным студентам . <...> Ключевые слова: гуманитарно-педагогические технологии, инновации, технология развития критического мышления, проектная культура, методологическая культура, компетенции. <...> Преподавание гуманитарных дисциплин студентам негуманитарных специальностей требует не только обновления содержания изучаемых предметов и введения актуального материала, но и анализа условий внедрения гуманитарно-педагогических технологий в образовательный процесс, теоретического обоКОНОВАЛОВА Надежда Петровна кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Института фундаментального образования Уральского федерального университета (е-mail: n.p.konovalova@ustu.ru). <...> БОРОНИНА Людмила Николаевна кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий управления Института фундаментального образования Уральского федерального университета (е-mail: bulasmila@mail.ru). <...> МЕДВЕДЕВ Вячеслав Альбертович кандидат <...>
Известия_Уральского_федерального_университета._Сер._1._Проблемы_образования,_науки_и_культуры_№3_2012.pdf
ИЗВЕСТИЯ
Уральского федерального
университета
Серия 1
Проблемы образования,
науки и культуры
2012
¹ 3 (104)
Стр.1
IZVESTIA
Ural Federal University
Journal
Series 1
Issues in Education,
Science and Culture
2012
¹ 3 (104)
Стр.2
ЖУРНАЛ ОСНОВАН В 1920 ã.
СЕРИЯ ОСНОВАНА В 1995 ã.
ВЫХОДИТ 4 РАЗА В ГОД
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА
Â. À. Êîêøàðîâ, ректор УрФУ
председатель совета
Д. В. Бугров, директор Института
гуманитарных наук и искусств УрФУ
М. Б. Хомяков, директор Института
социальных и политических наук УрФУ
Â. Â. Àëåêñååâ, àêàä. УрО РАН
À. Å. Àíèêèí, ÷ë.-êîðð. СО РАН
Â. À. Виноградов, ÷ë.-êîðð. РАН
À. Â. Ãîëîâíåâ, ÷ë.-êîðð. УрО РАН
Ñ. Â. Ãîëûíåö, àêàä. РАХ
Ê. Í. Ëþáóòèí, ïðîô. УрФУ
À. Â. Ïåðöåâ, ïðîô. УрФУ
Ю. С.Пивоваров, акад. РАН
А. В. Черноухов, проф. УрФУ
Т. Е. Автухович, проф. (Белоруссия)
Дитирх Беннер, проф. (Германия)
Äæ. Áîóëò, ïðîô. (ÑØÀ)
Пол Бушкович, проф. (США)
Ì. Ì. Гиршман (Óêðàèíà)
Массимильено Гудерцо (Италия)
Лай Инчуань, проф. (Тайвань)
Альберт Ковач, проф. (Румыния)
Нэнси Коллман, проф. (США)
Ì. Í. Липовецкий, ïðîô. (ÑØÀ)
Джеральд Майкельсон, проф. (США)
Арто Мустайоки, проф., вице-президент
МАПРЯЛ (Финляндия)
Á. Þ. Íîðìàíí, ïðîô. (Áåëîðóññèÿ)
Хармут Рюсс, проф. (Германия)
Грэг Саймонс (Швеция)
Карен Хьюитт, проф. (Великобритания)
А. Федотов (Болгария)
© Уральский
федеральный университет, 2012
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ
Главный редактор
Â. Ì. Амиров
Ответственный секретарь
Л. А. Хухарева
Члены редколлегии
Б. Н. Лозовский
М. М. Ковалева
Â. Ô. Олешко
И. В. Зиновьев
Ý. Â. Чепкина
Ë. Ã. Попова
Ë. Ë. Рыбцова
À. Ï. Чудинов
Ò. À. Галеева
Т. Ю. Быстрова
И. Б. Бритвина
Ю. Р. Вишневский
Â. Â. Запарий
Стр.3
4
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИКА. ОБРАЗОВАНИЕ
Коновалова Н. П., Мурзина И. Я., Боронина
Л. Н., Медведев В. А. Инновационные
гуманитарно-педагогические
технологии в реализации ФГОС
ВПО для негуманитарных направлений
и профилей подготовки ...................6
Городнова Н. В., Колобаева А. Н. Социальный
маркетинг как основа современной
философии преподавания
курсов экономических дисциплин .... 13
Поляков À. À., Ковалев Î. Ñ., Любимцев
И. А. Организация обучения по
курсу «Сопротивление материалов»
на основе инновационных образовательных
технологий ................................. 20
Замощанский И. И. Активные методы
обучения в преподавании философии
.............................................................. 25
Москаленко Ì. Ð., Дорошенко Â. À.
Учебная дисциплина «История
науки и техники» в контексте
эволюции системы образования ......... 33
Камынин Â. Ä., Шишкина Ñ. Þ. История
исторической науки в современной
России: проблемы исследования и
ïðåïîäàâàíèÿ............................................... 40
Гаспарович Е. О. Развитие творческого
мышления студентов магистратуры
«Управление персоналом» на основе
педагогики èñêóññòâà............................... 48
Корнеева Л. И., Корнеева Ю. В. Обучение
деловому иностранному языку студентов
экономических специальностей
на основе методов, принятых
в системе бизнес-образования ............. 53
Лудинин И. А. Необходимость внедрения
исторического компонента
в содержание занятий по иностранному
ÿçûêó................................................... 59
Ковалев Î. Ñ., Поляков À. À., Любимцев
И. А. Социально-психологическая
подготовка инженера-строителя ......... 63
Нархова Å. Í., Радченко Ò. Å. Методы
формирования самоидентификации
студенческой молодежи ......................... 69
СОЦИОЛОГИЯ
Вишневский С. Ю. Социологическая
концепция призвания: вклад
Ï. Бурдье ..................................................... 77
Коробейникова А. П., Зайцева Е. В. Творческий
потенциал преподавателя
вуза: итоги эмпирического исследования
............................................................... 87
Амбарова П. А., Шаброва Н. В. Проблема
толерантности в оценках студенческой
молодежи ................................ 98
Банникова Л. Н. Проектирование профессиональных
траекторий: итоги
мониторинга студенческой молодежи
................................................................... 109
Белова О. Р., Вишневский Ю. Р. Гражданский
выбор студенчества:
тенденции и перспективы ................... 116
Певная М. В. Роль и значение волонтерства
в воспитательной деятельности
и образовательном процессе современного
российского вуза ................... 131
Пономарева О. Я. Представления студентов
о качествах личности специалиста-профессионала:
кросскультурный
àñïåêò............................................................ 138
ТРИБУНА УЧЕНОГО
Кузубова Т. С. Этика дискурса как
условие возможности социальных
наук ............................................................... 147
Лебедев В. Э. Географическое измерение
антропогенеза ............................................ 153
КУЛЬТУРА
Самкова В. А. Глобальные города как
особые фокусные узлы культуры .... 162
Стр.4
5
Головнева Е. В. Истоки и компоненты
этнического самосознания как социокультурного
ôåíîìåíà................... 169
Пятков Н. А. Образы культурного героя
и трикстера как персонификация
границы архаического мироздания . 176
Индустриальное наследие:
проблемы сохранения
Запарий В. В. К вопросу об индустриальном
наследии и его сохранении .. 185
Лахтионова Е. С. История развития
международного движения за сохранение
индустриального наследия:
европейский опыт ................................... 196
УРАЛ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Лазарева Е. В. Историческая наука Урала
о внешнеэкономических связях
региона в первой трети ХХ â. .......... 204
Гафурова В. М. Губернские советы народного
хозяйства как форма управления
промышленностью в начальный
период нэпа (по материалам
Уральского ðåãèîíà) .............................. 211
Баранов Е. Ю. Население и общественные
трансформации в СССР: демографические
кризисы в условиях
«социалистических» преобразований
1930-õ (íà материалах Óðàëà) . 219
Васина И. И. Участие Германии в развитии
тяжелой промышленности
Урала в 19201930-å ãã. ....................... 228
Бармин А. В. Подготовка инженерных
кадров на Урале в 80-å ãã. XIX
начале ХХ â. ............................................. 234
Корник В. Н. Профессиональная подготовка
специалистов пожарной охраны
на Урале в первой трети ХХ â. .. 241
Запарий Вас. В. Особенности функционирования
социально-бытовой сферы
на уральских предприятиях
НКТП в годы Великой Отечественной
âîéíû................................................... 248
Кальниченко В. С. Период становления
Уральского физико-технического
института .................................................... 257
Кириллова М. Г., Запарий В. В. Медная
промышленность Урала в отечественной
историографии: 1970
1990-å ãã. ..................................................... 261
Поршнева О. С. Образ Гражданской войны
в сознании ее участников и современников
(по материалам стихотворных
публикаций периодической
печати Урала 19171919 ãã.) ............. 269
В ЛАБОРАТОРИИ УЧЕНОГО
Керимов А. А. Концепция парламентаризма
в зарубежной политической
науке ............................................................. 278
Нефедов С. А. К дискуссии об уровне
жизни крепостных крестьян в середине
XIX â. ................................................ 284
Титаренко А. С. Образ Китая в российском
сознании во второй половине
XIX начале XX â. ............................... 291
Субангулова Н. А., Коновалова Н. П.
Сакральное в эстетических практиках
дзен ....................................................... 297
Климова О. В. Электронное издание
как термин становящейся терминологии
............................................................. 304
Родина И. В. Деепричастие как уникальная
грамматическая форма в преподавании
русского языка англоязычным
и испаноязычным студентам ... 308
Филимонов Â. Â., Живодеров À. À.,
Горбич Л. Г. Экспрессия и упорядоченность
в письменной речи .............. 313
Стр.5