Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Основы психологии лекции (506,00 руб.)

0   0
Первый авторСпеваков Виталий Николаевич
ИздательствоМ.: Логос
Страниц100
ID294685
АннотацияРассмотрены психологические закономерности лекционной работы, которые должен учитывать каждый преподаватель вуза на лекции на любую тему. Особое внимание уделено структуре лекции, методам преподнесения материала, организации внимания, восприятия, понимания и запоминания, подготовке и исполнению лекции. Для магистрантов и аспирантов, готовящихся к научно-педагогической деятельности. Может использоваться при повышении квалификации преподавателей вузов и других работников образовательных учреждений, а также в учебном процессе по педагогическим направлениям (специальностям) вузов.
ISBN978-5-98704-668-5
Спеваков, В.Н. Основы психологии лекции : Учебное пособие для магистрантов и аспирантов / В.Н. Спеваков .— Москва : Логос, 2014 .— 100 с. — ISBN 978-5-98704-668-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/294685 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.Н. Спеваков ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛЕКЦИИ Учебное пособие для магистрантов и аспирантов Москва • Логос • 2014 УДК 378.091.32 ББК У929.31 С72 Спеваков В.Н. <...> Особое внимание уделено структуре лекции, методам преподнесения материала, организации внимания, восприятия, понимания и запоминания, подготовке и исполнению лекции. <...> Я предпочитаю термин «исполнение лекции», имея в виду вузовскую лекцию. <...> Сознавая, что исполнение одиночной лекции существенно отличается от исполнения лекции, являющейся частью курса, в этой книге лекция рассматривается как часть курса. <...> Книга посвящена таким общим психологическим закономерностям лекционной работы, которые должен учитывать каждый лектор, исполняя лекции на любую тему, и предназначена для преподавателей вузов, работников образовательных учреждений, аспирантов, студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кому приходится часто выступать. <...> СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ Доктор технических наук, профессор А.П. Минаков более 50 лет тому назад подчёркивал, что лекцию нужно строить как художественное произведение: в ней обязательно должны быть завязка, развитие сюжета и развязка, хотя лекцию не всегда можно рассматривать как законченное произведение, если она – часть курса [20, с. <...> Во введении нужно выделять два смысловых куска: психологическое вступление и методическое вступление. <...> Психологическое вступление – часть лекции, предназначенная для организации непроизвольного внимания студентов. <...> Цель методического вступления – подготовка к исполнению основной части лекции. <...> «Введение» Начало лекции существенно зависит от того, впервые или не впервые выступает лектор перед аудиторией. <...> Приблизительно 3 минуты он имеет первоначальное непроизвольное внимание студентов без всякой организации его: студенты, сами этого не осознавая, изучают лектора. <...> Структура лекции Психологическое вступление здесь не нужно, хотя и не исключается: например, для того, чтобы придать своему выступлению <...>
Основы_психологии_лекции_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Основы_психологии_лекции_(1).pdf
В.Н. Спеваков ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛЕКЦИИ Учебное пособие для магистрантов и аспирантов Москва • Логос • 2014
Стр.1
УДК 378.091.32 ББК У929.31 С72 Спеваков В.Н. С72 Основы психологии лекции: учеб. пособие / В.Н. Спеваков. – М.: Логос, 2014. – 100 с. ISBN 978-5-98704-668-5 Рассмотрены психологические закономерности лекционной работы, которые должен учитывать каждый преподаватель вуза на лекции на любую тему. Особое внимание уделено структуре лекции, методам преподнесения материала, организации внимания, восприятия, понимания и запоминания, подготовке и исполнению лекции. Для магистрантов и аспирантов, готовящихся к научно-педагогической деятельности. Может использоваться при повышении квалификации преподавателей вузов и других работников образовательных учреждений, а также в учебном процессе по педагогическим направлениям (специальностям) вузов. УДК 378.091.32 ББК У929.31 ISBN 978-5-98704-668-5 © Спеваков В.Н., 2014 © Логос, оформление, 2014
Стр.2
По всем этим вопросам не может быть достигнуто даже внутренней удовлетворённости автора, не говоря уж о всеобщем согласии. С. Ленг
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ...............................................................................................................................7 Глава 1. Структура лекции ....................................................................................................9 «Введение» ............................................................................................................................9 «Основная часть» .............................................................................................................15 «Заключение» ....................................................................................................................16 Глава 2. Лекционная речь ....................................................................................................19 Краткость ............................................................................................................................19 Правильность ....................................................................................................................20 Доступность ........................................................................................................................24 Доказательность ...............................................................................................................29 Содержательность............................................................................................................29 Целенаправленность ......................................................................................................29 Образность ..........................................................................................................................30 Юмор ................................................................................................................................30 Контрастность ............................................................................................................32 Афористичность ..........................................................................................................32 Эмоциональность ............................................................................................................33 Глава 3. Голосовые и неголосовые средства общения ...............................................37 Голосовые средства общения ......................................................................................37 Тон речи ...........................................................................................................................37 Скорость говорения .....................................................................................................38 Громкость говорения ..................................................................................................39 Неголосовые средства общения ................................................................................39 Мимика лектора ..........................................................................................................40 Жесты лектора ............................................................................................................42 Телодвижения лектора ..............................................................................................43
Стр.4
Оглавление 5 Глава 4. Организация внимания ........................................................................................47 Организация непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания ..............................................................................47 Непроизвольное внимание .........................................................................................48 Произвольное внимание ..............................................................................................55 Послепроизвольное внимание ...................................................................................57 Свойства внимания .........................................................................................................58 Объём внимания ............................................................................................................58 Переключаемость внимания ....................................................................................58 Устойчивость внимания ...........................................................................................59 Колебания внимания ....................................................................................................59 Глава 5. Организация восприятия и понимания ...........................................................61 Организация восприятия .............................................................................................61 Закон контраста ощущений и восприятий ........................................................61 Закон избирательности восприятия ....................................................................61 Закон зависимости восприятия целого от характера частей, выделяемых в целом в качестве фигуры восприятия .......................................62 Закон апперцепции ......................................................................................................64 Организация понимания ..............................................................................................65 Глава 6. Организация памяти и запоминания ...............................................................67 Организация памяти .......................................................................................................67 Закон ассоциаций .........................................................................................................69 Закон связи памяти с мышлением .........................................................................69 Закон связи памяти с воображением ....................................................................69 Закон связи памяти с потребностями .................................................................70 Закон связи памяти с эмоциями .............................................................................71 Закон забывания ...........................................................................................................72 Организация запоминания ..........................................................................................72 Глава 7. Методы преподнесения материала ..................................................................75 Метод проблемного изложения .................................................................................75 Метод повторений ...........................................................................................................77 Метод совмещений .........................................................................................................77 Глава 8. Подготовка лекции. Подготовка лектора .....................................................81 Подготовка лекции .........................................................................................................81 Содержание лекции .....................................................................................................81 Форма лекции ................................................................................................................83 Подготовка лектора.........................................................................................................85 Глава 9. Исполнение лекции ...............................................................................................87 Заключение ................................................................................................................................95 Послесловие ..............................................................................................................................96 Литература ................................................................................................................................97
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.