В.Н. Спеваков ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛЕКЦИИ Учебное пособие для магистрантов и аспирантов Москва • Логос • 2014 УДК 378.091.32 ББК У929.31 С72 Спеваков В.Н. <...> Особое внимание уделено структуре лекции, методам преподнесения материала, организации внимания, восприятия, понимания и запоминания, подготовке и исполнению лекции. <...> Я предпочитаю термин «исполнение лекции», имея в виду вузовскую лекцию. <...> Сознавая, что исполнение одиночной лекции существенно отличается от исполнения лекции, являющейся частью курса, в этой книге лекция рассматривается как часть курса. <...> Книга посвящена таким общим психологическим закономерностям лекционной работы, которые должен учитывать каждый лектор, исполняя лекции на любую тему, и предназначена для преподавателей вузов, работников образовательных учреждений, аспирантов, студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кому приходится часто выступать. <...> СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ Доктор технических наук, профессор А.П. Минаков более 50 лет тому назад подчёркивал, что лекцию нужно строить как художественное произведение: в ней обязательно должны быть завязка, развитие сюжета и развязка, хотя лекцию не всегда можно рассматривать как законченное произведение, если она – часть курса [20, с. <...> Во введении нужно выделять два смысловых куска: психологическое вступление и методическое вступление. <...> Психологическое вступление – часть лекции, предназначенная для организации непроизвольного внимания студентов. <...> Цель методического вступления – подготовка к исполнению основной части лекции. <...> «Введение» Начало лекции существенно зависит от того, впервые или не впервые выступает лектор перед аудиторией. <...> Приблизительно 3 минуты он имеет первоначальное непроизвольное внимание студентов без всякой организации его: студенты, сами этого не осознавая, изучают лектора. <...> Структура лекции Психологическое вступление здесь не нужно, хотя и не исключается: например, для того, чтобы придать своему выступлению <...>
Основы_психологии_лекции_(1).pdf
В.Н. Спеваков
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛЕКЦИИ
Учебное пособие для магистрантов и аспирантов
Москва • Логос • 2014
Стр.1
УДК 378.091.32
ББК У929.31
С72
Спеваков В.Н.
С72
Основы психологии лекции: учеб. пособие / В.Н. Спеваков. –
М.: Логос, 2014. – 100 с.
ISBN 978-5-98704-668-5
Рассмотрены психологические закономерности лекционной работы,
которые должен учитывать каждый преподаватель вуза на лекции на
любую тему. Особое внимание уделено структуре лекции, методам преподнесения
материала, организации внимания, восприятия, понимания
и запоминания, подготовке и исполнению лекции.
Для магистрантов и аспирантов, готовящихся к научно-педагогической
деятельности. Может использоваться при повышении квалификации
преподавателей вузов и других работников образовательных учреждений,
а также в учебном процессе по педагогическим направлениям (специальностям)
вузов.
УДК 378.091.32
ББК У929.31
ISBN 978-5-98704-668-5
© Спеваков В.Н., 2014
© Логос, оформление, 2014
Стр.2
По всем этим вопросам не может
быть достигнуто даже внутренней
удовлетворённости автора,
не говоря уж о всеобщем согласии.
С. Ленг
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ...............................................................................................................................7
Глава 1. Структура лекции ....................................................................................................9
«Введение» ............................................................................................................................9
«Основная часть» .............................................................................................................15
«Заключение» ....................................................................................................................16
Глава 2. Лекционная речь ....................................................................................................19
Краткость ............................................................................................................................19
Правильность ....................................................................................................................20
Доступность ........................................................................................................................24
Доказательность ...............................................................................................................29
Содержательность............................................................................................................29
Целенаправленность ......................................................................................................29
Образность ..........................................................................................................................30
Юмор ................................................................................................................................30
Контрастность ............................................................................................................32
Афористичность ..........................................................................................................32
Эмоциональность ............................................................................................................33
Глава 3. Голосовые и неголосовые средства общения ...............................................37
Голосовые средства общения ......................................................................................37
Тон речи ...........................................................................................................................37
Скорость говорения .....................................................................................................38
Громкость говорения ..................................................................................................39
Неголосовые средства общения ................................................................................39
Мимика лектора ..........................................................................................................40
Жесты лектора ............................................................................................................42
Телодвижения лектора ..............................................................................................43
Стр.4
Оглавление
5
Глава 4. Организация внимания ........................................................................................47
Организация непроизвольного, произвольного
и послепроизвольного внимания ..............................................................................47
Непроизвольное внимание .........................................................................................48
Произвольное внимание ..............................................................................................55
Послепроизвольное внимание ...................................................................................57
Свойства внимания .........................................................................................................58
Объём внимания ............................................................................................................58
Переключаемость внимания ....................................................................................58
Устойчивость внимания ...........................................................................................59
Колебания внимания ....................................................................................................59
Глава 5. Организация восприятия и понимания ...........................................................61
Организация восприятия .............................................................................................61
Закон контраста ощущений и восприятий ........................................................61
Закон избирательности восприятия ....................................................................61
Закон зависимости восприятия целого от характера частей,
выделяемых в целом в качестве фигуры восприятия .......................................62
Закон апперцепции ......................................................................................................64
Организация понимания ..............................................................................................65
Глава 6. Организация памяти и запоминания ...............................................................67
Организация памяти .......................................................................................................67
Закон ассоциаций .........................................................................................................69
Закон связи памяти с мышлением .........................................................................69
Закон связи памяти с воображением ....................................................................69
Закон связи памяти с потребностями .................................................................70
Закон связи памяти с эмоциями .............................................................................71
Закон забывания ...........................................................................................................72
Организация запоминания ..........................................................................................72
Глава 7. Методы преподнесения материала ..................................................................75
Метод проблемного изложения .................................................................................75
Метод повторений ...........................................................................................................77
Метод совмещений .........................................................................................................77
Глава 8. Подготовка лекции. Подготовка лектора .....................................................81
Подготовка лекции .........................................................................................................81
Содержание лекции .....................................................................................................81
Форма лекции ................................................................................................................83
Подготовка лектора.........................................................................................................85
Глава 9. Исполнение лекции ...............................................................................................87
Заключение ................................................................................................................................95
Послесловие ..............................................................................................................................96
Литература ................................................................................................................................97
Стр.5