Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

ФГОС и изучение физики в школе : о научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьников : Монография (290,00 руб.)

0   0
Первый авторМайер Валерий Вильгельмович
АвторыРазумовский Василий Григорьевич , Вараксина Екатерина Ивановна
ИздательствоНестор-История
Страниц208
ID294599
АннотацияВ монографии представлены результаты системного исследования процесса формирования содержания естественнонаучного образования и даны конкретные рекомендации по реализации требований ФГОС для повышения качества и конкурентоспособности отечественного физического образования. Книга предназначена для научных и педагогических работников: магистрантов, аспирантов, докторантов, преподавателей вузов и школьных учителей. Она может быть использована на курсах повышения квалификации учителей, при выполнении дипломных работ, в организации проектной деятельности учащихся.
ISBN978-5-4469-0403-7
УДК372.853
ББК74
Майер, В.В. ФГОС и изучение физики в школе : о научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьников : Монография / В. Г. Разумовский, Е. И. Вараксина; В.В. Майер .— М.: СПб. : Нестор-История, 2014 .— 208 с. : ил. — ISBN 978-5-4469-0403-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/294599 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. Г. Разумовский, В. В. Майер, Е.И.Вараксина ФГОС И ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ О научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьников Монография Нестор-История Москва • Санкт-Петербург 2014 УДК 372.853 ББК 74 Р17 Рекомендовано Ученым советом ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО. <...> РАО, профессор (Киров) А. А. Фадеева, доктор педагогических наук, профессор (Москва) Т67 Разумовский В. Г., Майер В. В., Вараксина Е. И. <...> ФГОС и изучение физики в школе : о научной грамотности и развитии познавательной и творческой монография. <...> Методология физики как источник содержания школьного образования . <...> Научный метод познания и его образовательный потенциал . <...> Научный метод познания как источник мотивации (57). <...> Научный метод как ориентировочная основа действий (61). <...> Эксперимент в школьной физике и ЕГЭ (128). <...> Научный метод познания в школьной физике . <...> Научная грамотность и объяснение физических явлений (158). <...> Усвоение основных понятий кинематики в современном учебном исследовании (171). <...> Развитие физического мышления в цикле научного познания (186). <...> ВВЕДЕНИЕ 9 Конечно, для организации такого опыта деятельности учащихся потребуется совершенствование системы демонстрационных опытов, лабораторных работ и необходимого оборудования, превращение школьного физического эксперимента из средства наглядности в экспериментальный метод познания. <...> Теоретические методы исследования, по академику С.И.Вавилову, делятся на метод принципов, метод математических гипотез и метод модельных гипотез. <...> Естественнонаучное образование и вызов спутника В начале шестидесятых годов американские правящие круги забеспокоились превосходством естественнонаучного образования в СССР, объясняя им приоритет нашей страны в освоении космоса и во многих других областях науки и техники. <...> Естественнонаучное образование и вызов спутника 15 СССР ежегодно дипломирует приблизительно 80000 инженеров и ученых в области естественных наук, средний <...>
ФГОС_и_изучение_физики_в_школе__о_научной_грамотности_и_развитии_познавательной_и_творческой_активности_школьников__Монография_(1).pdf
В. Г. Разумовский, В. В. Майер, Е.И.Вараксина ФГОС И ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ О научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьников Монография Нестор-История Москва • Санкт-Петербург 2014
Стр.1
УДК 372.853 ББК 74 Р17 Рекомендовано Ученым советом ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО. Протокол № 6 от 22.05.2014 г. Рецензенты: Е. Б. Петрова, доктор педагогических наук, профессор (Москва) Ю. А. Сауров, доктор педагогических наук, член.-корр. РАО, профессор (Киров) А. А. Фадеева, доктор педагогических наук, профессор (Москва) Т67 Разумовский В. Г., Майер В. В., Вараксина Е. И. ФГОС и изучение физики в школе : о научной грамотности и развитии познавательной и творческой монография. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. — 208 с. ISBN 978-5-4469-0403-7 В монографии представлены результаты системного исследования процесса формирования содержания естественнонаучного образования и даны конкретные рекомендации по реализации требований ФГОС для повышения качества и конкурентоспособности отечественного физического образования. Книга предназначена для научных и педагогических работников: магистрантов, аспирантов, докторантов, преподавателей вузов, и школьных учителей. Она может быть использована на курсах повышения квалификации учителей, при выполнении дипломных работ, в организации проектной деятельности учащихся. 978-5-4469-0403-7 активности школьников: © В. Г. Разумовский, В. В. Майер, Е. И. Вараксина, 2014 © Издательство «Нестор-История», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 Глава 1. ФГОС и конкурентоспособность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 1.1. Требования стандарта образования — веление времени (13). 1.2. Естественнонаучное образование и вызов спутника (14). 1.3. Образование и лидерство в научно–техническом прогрессе (18). 1.4. Стандарты школьного естественнонаучного образования США (21). 1.5. Стандарты содержания учебных предметов США (24). Глава 2. Требования ФГОС и качество подготовки школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 2.1. Международная оценка научной грамотности (29). 2.2. Недостатки подготовки школьников и пути их устранения (30). 2.3. Проблемы при реализации ФГОС (37). Глава 3. Методология физики как источник содержания школьного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 3.1. Развитие личности ученика и содержание образования (42). 3.2. Становление метода научного познания (43). 3.3. Развитие научного метода познания А.Эйнштейном (45). 3.4. Эмпирические открытия как источники теорий (49). 3.5. Методы теоретических исследований (51). 3.6. Значение методологии физики (53). Глава 4. Научный метод познания и его образовательный потенциал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 4.1. Научный метод познания как источник мотивации (57). 4.2. Эмоциональный компонент научного познания (59). 4.3. Научный метод как ориентировочная основа действий (61). 4.4. Чувственный опыт — начальная ступень научного познания (63). 4.5. Логическое и интуитивное в научном познании (63). 4.6. Проверка и границы применимости теоретического знания (65). 4.7. Гуманитарная значимость научных знаний (66). Глава 5. ФГОС и новая технология образования . . . . . . . . . . . . . . . 68 5.1. Обновление содержания и структуры образования (68). 5.2. Методика реализации технологии обучения (70). 5.3. Знакомство с научным методом познания (72).
Стр.3
4 ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 6. Преодоление формализма в преподавании физики . . . . . 87 6.1. Школа учебного физического эксперимента (88). 6.2. Цикл научного познания в обучении (93). 6.3. Физическая задача и учебный опыт (101). 6.4. Модель школьного урока (103). 6.5. Воспитательный эффект уроков физики (112). 6.6. Экспериментальная подготовленность учителя (115). 6.7. Портфолио школьного учителя физики (118). 6.8. Экспериментальные доказательства на уроках физики (125). 6.9. Эксперимент в школьной физике и ЕГЭ (128). Глава 7. Научный метод познания в школьной физике . . . . . . . . 131 7.1. Обучение научному методу познания (131). 7.2. Применение изученного физического явления (136). 7.3. Получение и систематизация экспериментальных фактов (140). 7.4. Метод модельных гипотез (141). 7.5. Измерение физических величин (144). 7.6. Установление функциональной зависимости (146). 7.7. Математическая модель и ее следствия (149). 7.8. Учебное физическое исследование (154). 7.9. Научная грамотность и объяснение физических явлений (158). 7.10. Формирование навыков проектной деятельности (160). Глава 8. ФГОС и теоретизированный учебник физики . . . . . . . . 165 8.1. Основы кинематики в школьном учебнике (165). 8.2. Требования ФГОС и компьютерные технологии (170). 8.3. Усвоение основных понятий кинематики в современном учебном исследовании (171). Глава 9. Cоздание новых элементов учебной физики . . . . . . . . . . 185 9.1. Развитие физического мышления в цикле научного познания (186). 9.2. Введение и формирование понятия ЭДС индукции (187). 9.3. Экспериментирование в учебной физике (194). 9.4. Технология создания нового элемента учебной физики (195). Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Стр.4