свято-филаретовский
православно-христианский
институт
ассоциация
выпускников и студентов
свято- филаретовского института
Стр.1
редакционная коллегия:
Главный редактор
проф.-свящ. Георгий Кочетков, магистр богословия
А.Б. Алиева, к.с.н.
К.П. Обозный, к.и.н.
Д.М. Гзгзян, к.фил.н.
Г.Б. Гутнер, д.филос.н.
А.М. Копировский, к.п.н., магистр богословия
Л.Ю. Мусина
Стр.2
Свет Христов
просвещает всех
АЛЬМАНАХ
СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКОГО
ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКОГО
ИНСТИТУТА
Издается с мая 2007 года
ВЫПУСК 2
Москва • 2010
Стр.3
Содержание
6
9
28
47
От редакции
Труды преподавателейСФИ
Протопр. Виталий Боровой, д. богосл. († 2008)
Святитель Филарет Московский и духовное просвещение
России
Шкаровский М.В., д.и.н.
Новомученицы и исповедницы — духовные дочери
святого Иоанна Кронштадтского
Свящ. Эрнст Кристоф Суттнер, д. богосл.
Трансформация в понимании расколов и их преодоления
у христиан латинской традиции
Работы студентов СФИ
по кафедре церковно-исторических дисциплин
русская православная церковь на рубеже xix–xx веков
69
Степанова Е.
Клир и миряне на приходе РПЦ в начале XX века
(по материалам «Отзывов епархиальных архиереев по вопросу
о церковной реформе»)
82
97
Лукашевич М.
Приходское Рождественское братство в Санкт-Петербурге
(1863–1871)
Слепнев В.
Сельское приходское духовенство в эпоху «великих реформ»
XIX века в России
Стр.4
110
Архангельский А.
Проблемы семьи, церковного брака и развода в истории
Российской православной церкви до Поместного собора
1917–1918 годов
пастыри церкви xx века
128
140
156
182
199
219
Алиева А., к.с.н.
Монастырь в миру. Пастырские приемы отца Алексея Мечёва
Игнатович Н.
Жизнеописание священника Александра Секундова
Балакшина Ю., к.филол.н., магистр богосл.
Иоанн Федорович Егоров: Православие и жизнь в нем
Дмитренко А.
Жизнь и деятельность сщмч. Анатолия Жураковского
(1897–1937)
Калниня И.-Я.
«Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое»: пастырское служение
сщмч. Дмитрия Клепинина (1904–1943)
Писаревская М.
Ростислав Романович Лозинский: биография и докторская
работа «Пастырь на приходе»
235
Издания СФИ по истории церкви
Стр.5
От редакции
Настоящий, второй выпуск альманаха Свято-Филаретовского
православно-христианского института представляет работы
кафедры церковно-исторических дисциплин.
Изучение истории церкви в нашем институте, в особенности
истории Русской православной церкви, непосредственно связано
с основной целью СФИ — приобщать всех желающих к смыслу
христианской духовности, к целостности и полноте христианского
откровения, полноте церковного предания и жизни в них. Мы
изучаем историю прежде всего для того, чтобы, входя в традицию
Церкви и постигая, по каким законам живет Тело Христово,
лучше понимать, как нам жить сегодня.
История церкви — это жизнь людей, духовный опыт которых
не теряет своего значения. Но это еще и история действия Святого
Духа, постоянно обновляющего жизнь Народа Божьего. В
исторических исследованиях мы ищем ответы на вопросы о том,
как в разные времена раскрывалась христианская вера, на какие
вызовы времени приходилось отвечать христианам, какие явления
в жизни церкви были живыми, а какие тупиковыми. Значение
уроков истории невозможно переоценить, и они важны не
просто для сохранения церковной традиции: восстановление
преемственности с действительно подлинным церковным Преданием
необходимо для возрождения полноты церковной жизни
сегодня.
Приоритетными темами в исторических исследованиях нашего
института являются опыт общинно-братских движений и
наследие новомучеников и исповедников российских, т. е. те
явления, в которых наиболее ярко воплощалось и выявлялось
действие Божье, движение Духа в самые непростые периоды
истории Русской православной церкви. Церковь всегда находится
в движении, так как она — живое Тело, для которого движение
— главный показатель качества его жизни. Церковное духовное
движение — это развертывание в истории того, что дано и задано
вне времени Самим Господом, это богочеловеческое действие,
включающее в себя и всякое личностное человеческое действие.
Многообразный опыт общинно-братских движений, широко
представленный в русской церкви XIX–XX веков, как и потрясающее
по своей глубине и значению духовное наследие новомуче6
Стр.6
ников и исповедников российских в наши дни еще явно недостаточно
собраны и восприняты. Никогда в истории церкви не было
большего числа мучеников, чем в нашей стране в ХХ веке, и
необходимо, чтобы уникальный опыт, которые они дали церкви,
— опыт свободы во Христе в условиях предельной несвободы,
опыт Христовой любви и единства перед лицом «огненного искушения»,
общинно-братский опыт — всерьез вошел в жизнь
нашей церкви.
Научный подход в соединении с внимательностью христианского
взгляда на описываемые события делает исследования
кафедры церковно-исторических дисциплин не просто интересными,
но духовно важными как для оценки современных явлений,
так и для дальнейшего устроения жизни церкви, для видения
тех потенций, которые в ней есть от Бога, но для реализации
которых необходимо подвижническое личностное человеческое
усилие. Вдохновляющий опыт христиан-подвижников — наших
предшественников — должен быть не просто исследован, но
практически воспринят пред лицом Божьим, чтобы нам не
бояться движения Духа в церкви и лучше понимать свои задачи
сегодня, чтобы избегать «бездвижничества» и подмен на своем
собственном христианском пути, — дабы церковь в нашей стране
действительно была светом миру и солью земли.
Стр.7
Издания СФИ по истории церкви
Аксаков Н.П. «Духа не угашайте!» (1 Фес 5:19). [Перепеч. с изд. 1894 г.]
М., 2000.
Аксаков Н.П. Предание церкви и предания школы. [Перепеч. с изд. 1909 г.]
М., 2000.
Афанасьев Николай, протопресв. Церковные соборы и их происхождение.
М., 2003.
Вера — диалог — общение: проблемы диалога церкви и общества: Памяти
С.С. Аверинцева: Материалы Международной научно-богословской
конференции (Москва, 29 сентября — 1 октября 2004 г.). М., 2005.
Вера — диалог — общение: проблемы диалога в церкви: Материалы
Международной научно-богословской конференции
(Москва, 24–26 сентября 2003 г.). М., 2004.
Виктор (Мамонтов), архим. Сердце пустыни: Схиархимандрит Косма
(Смирнов). Архимандрит Таврион (Батозский). Архимандрит Серафим
(Тяпочкин). 2-е изд., испр. М., 2002.
«Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес 5:21): Комментарий
к сборнику ПСТБИ «Суд им давно готов». М., 2000.
Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ.
Г. Кочеткова. М., 2001.
Духовные движения в народе Божьем: История и современность:
Материалы Международной научно-богословской конференции
(Москва, 2–4 октября 2002 г.). М., 2003.
Живое предание: Православие в современности.
[Сб. ст. Перепеч. с изд. 1937 г.] М., 1997.
Живое предание: Материалы Международной богословской конференции
(Москва, 15–17 октября 1997 г.). М., 1999.
Миссия Церкви и современное православное миссионерство:
Международная богословская конференция к 600-летию преставления
свт. Стефана Пермского (Москва, 9–11 октября 1996 г.). М., 1997.
О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и обществе:
Материалы Международной научно-богословской конференции
(Москва, 28–30 сентября 2005 г.). М., 2007.
Память и беспамятство в церкви и обществе: Материалы Международной
научно-богословской конференции (Москва, 18–20 сентября 2000 г.).
М., 2004.
Предание церкви и предание школы: Материалы Международной
богословской конференции (Москва, 22–24 сентября 1999 г.). М., 2002.
235
Стр.235
Издания СФИ по истории церкви
Приход в православной церкви: Материалы Международной богословской
конференции (Москва, 11–13 октября 1994 г.). М., 2000.
Христианский вестник № 1. (Христианский вестник, 1994, № 3 (65)).
М., 1994.
Христианский вестник № 2. М., 1997.
Христианский вестник № 3: Материалы к истории Русской православной
церкви конца XX века. М., 1999.
Язык Церкви: Вып. 1–3 [Сб.]. М., 1997–2004.
Язык Церкви: Материалы Международной богословской конференции
(Москва, 22–24 сентября 1998 г.). М., 2002.
Публикации в журнале «Православная община»
история церкви
Антоний (Вадковский), митр. Санкт-Петербургский. Вопросы
о желательных преобразованиях в постановке у нас православной
церкви. № 43. С. 60–63.
Афанасьев Николай, протопр. Проблема истории в христианстве.
№ 56. С. 65–73.
Басин И. Пастырь на рубеже веков. К 150-летию со дня рождения
митрополита Антония (Вадковского). № 33. С. 75–91.
Басин И. Святой праведный иерей Иона Одесский. № 36. С. 103–107.
Булгаков С., прот. Объяснение. № 58. С. 60–71.
Васильев А. Первое явление воскресающей соборности
(Рижский епархиальный собор, 20 сентября — 6 октября 1905 г.).
№ 44. С. 88–108.
«Только христианство дает нам право выбора». Беседа преподавателей
МВПХШ О.Ю. Васильевой и А.М. Копировского о русской церковной
истории XX в. № 35. С. 78–91.
Витте С. Из воспоминаний. № 43. С. 55–60.
Витте С. О современном положении православной церкви. № 43. С. 64–75.
Еремина В. Из истории Русской Православной Церкви (1921–1946 гг.):
так называемые «правые» расколы. № 38. С. 24–55.
Завитневич В. О восстановлении соборности в русской церкви.
№ 45. С. 88–96.
Зайцев Виктор. Архиепископ Агафангел (Преображенский) и Рижский
епархиальный собор 1905 г. № 44. С. 85–87.
Ильин В. Церковная смута и обвинение в еретическом модернизме.
№ 58. С. 46–51.
236
Стр.236
Издания СФИ по истории церкви
Илия (Читтерио), иером. Прп. Никодим Святогорец — учитель духовной
жизни и маяк церкви. № 59. С. 88–98; № 60. С. 38–64.
Карташев А. Объяснение. № 58. С. 51–60.
Копировский А. Аскетические традиции в древних восточных церквах.
№ 20. С. 72–79.
Копировский А. Православное монашество после турецкого завоевания
Византии. № 30. С. 84–93.
Копировский А. Еще об истории православных братств. № 37. С. 96–100.
«Передайте друзьям, чтобы не удалялись…». Жизнеописание епископа
Михаила (Грибановского) / Сост. А. Копировский. № 48. С. 47–53.
Кочетков Георгий, свящ. Святой Нил Сорский как выразитель церковной
традиции. № 26. С. 60–65.
Лилиенфельд Ф., фон. О некоторых причинах приостановки исследований
о Ниле Сорском и его роли в истории. № 26. С. 54–60.
Обозный К. Псковская Православная Миссия в 1941–1944 гг.: Миссионерский
аспект деятельности. № 55. С. 69–89; № 56. С. 73–99.
О необходимости перемен в русском церковном управлении:
(Записка 32-х столичных священников). № 42. С. 90–95.
О составе церковного собора: Вторая записка группы столичных
священников. № 45. С. 79–88.
Папков А. Необходимость обновления православного
церковно-общественного строя. № 39. С. 61–89.
Перевозников К. Почему молчит духовенство? № 42. С. 95–97.
Плигузов А. Об изучении средневековой истории Русской церкви.
№ 31. С. 82–93.
Плигузов А. Учение ранних «нестяжателей» в исторической перспективе:
от «Предания» Нила Сорского до амортизационных мер Ивана IV.
№ 26. С. 65–81.
Соловьев В. О духовной власти в России. № 37. С. 81–96.
Устав Дмитровского братства Животворящего Креста Господня
(1919–1920 гг.). Устав братства апостола и евангелиста Иоанна
Богослова, организованного еп. Серпуховским Арсением
(Жадановским), 1922 г. № 37. С. 100–113.
Чельцов Михаил, прот. Сущность церковного обновления. № 40. С. 75–87.
Чельцов Михаил, прот. В чем причина церковной разрухи
в 1920–1930-х годах. № 40. С. 87–93.
дневники, письма, воспоминания
Богословский А. «И тогда мы были неделимы» (об архимандрите Сергии
(Савельеве)). № 35. С. 92–96.
237
Стр.237
Издания СФИ по истории церкви
Вильгерт Владимир, свящ. Воспоминания об о. Таврионе (Батозском).
№ 55. С. 90–114.
Е.Н. Спасо-Преображенская пустынь, август 1977 г. Из воспоминаний
об архимандрите Таврионе. № 13–15. С. 6–8.
Е.Ч. «Веруйте во Свет, да сынове Света будете». № 16–18. С. 73–82.
Кириллова М. Вкусите и видите, яко благ Господь (о протоиерее Александре
Ильине). № 28. С. 88–96.
Любартович В. Православные подвижники на Старой Басманной улице
в Москве. № 36. С. 108–117.
М.С.Д. «Верный в малом и во многом верен».
Мечёв Сергий, свящ. «Поучимся у Господа и святых отношению к духовной
семье». Письма к общине из ссылки. № 52. С. 78–94.
Пестова З. Поездка в Саров. № 1. С. 34–52; № 2. С. 51–62.
Последние годы жизни матери Марии (Скобцовой) / Сост., комм.
Е. Клепининой-Аржаковской. № 44. С. 112–117.
Сергий (Савельев), архим. Родной мой человек. № 35. С. 97–110.
Славик А. В вечной памяти будет праведник (о монахине Нине
(Курочкиной)). № 30. С. 94–98.
Фудель Иосиф, свящ. Дневник священника пересыльной тюрьмы.
№ 3. С. 61–69; № 4. С. 55–63.
Четверухина Е. Поездка на Красную Вишеру. Последнее свидание
с батюшкой Ильей Николаевичем (май 1932 г.). № 28. С. 74–87.
238
Стр.238
Свято-Филаретовский
православно- христианский институт (СФИ)
негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
• Богословский факультет
высшее образование по направлению «теология»
по программе «бакалавр» (дневное, вечернее, заочное обучение)
по программе «магистр» (вечернее обучение)
• Богословский колледж
повышение квалификации по Основам православной культуры
(дневное, вечернее, заочное обучение)
• Факультет религиоведения
дополнительное профессиональное образование по религиоведению
(вечернее, заочное обучение)
курсы повышения квалификации для учителей по Основам православной
культуры (очное, заочное обучение)
• Миссионерский колледж
повышение квалификации по религиоведению (специализация –
христианская миссия) (вечернее, заочное обучение)
• Кафедры СФИ
кафедра миссиологии, катехетики и гомилетики
методический центр по миссии и катехизации при кафедре МКГ
кафедра богословских дисциплин и литургики
кафедра священного писания и библейских дисциплин
кафедра церковно-исторических дисциплин
кафедра философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
кафедра религиоведения
Стр.239
CВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ
Альманах Свято-Филаретовского
православно-христианского института
выпуск 2
105062, Москва, ул. Покровка, 29- 38
тел. (495) 623 -03- 80, 625- 77- 86
E- mail: info@sfi.ru
http://www.sfi.ru
Издание подготовили
ответственный редактор
К. Мозгов
редакторы
Л. Мусина, Е. Степанова, Н. Титова
корректор
Е. Степанова
макет и верстка
М. Патрушева
Подписано в печать 16.09.2010
Формат 70х100/16. Объем 15 печ. л.
Печать офсетная. Бумага офсетная
Гарнитура ITC Charter (ParaType, 2001)
Тираж 500 экз.
Отпечатано в типографии
издательско-полиграфической фирмы «Реноме»
192007, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 40
ISSN 2078–3434
© Свято -Филаретовский
православно -христианский институт, 2010
Стр.240