ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
БИБЛИОТЕКА РОССИИ
ПРАВОСЛАВНЫЕ
МОНАСТЫРИ И ХРАМЫ
МОСКВЫ
Библиографический указатель
1988—2007
Москва
2008
Стр.1
УДК 01+281.93
ББК 91.9:86.372
П 69
Составитель Н.М.Пашаева, доктор исторических наук
Библиографический редактор Т.К.Мищенко
Православные монастыри и храмы Москвы: бибП
69
лиогр. указ. 1988—2007 /сост. Н.М.Пашаева; библиогр.
ред. Т.К.Мищенко; Гос. публ. ист. б-ка России. — М.,
2008. — 154 с.
ISBN 978-5-85209-229-8
После отмены в 1988 году принудительного атеизма в Москве, как и
во всем нашем Отечестве, начинается уникальный в нашей истории процесс
массового возвращения верующим храмов и монастырей, часто разрушенных,
возрождения в них духовной жизни. Строятся новые храмы.
За прошедшее 20-летие в периодической и непериодической прессе
вышло немало публикаций о прошлом московских монастырей и храмов,
об их судьбах в XX веке, об их возрождении. Настоящий указатель —
первая попытка учесть эти издания — книги, статьи из журналов и сборников,
буклеты, вышедшие в свет в 1988—2007 гг.
Библиография, содержащая 1250 названий, рассчитана на историков,
религиоведов и всех, кого интересует этот уникальный феномен отечественной
истории.
УДК 01+281.93
ББК 91.9:86.372
Подписано в печать 30.10.2008. Формат 6084/16. Бумага офсетная. Ризограф.
Уч.- изд. л. 12,28. Тираж 200 экз. Заказ № 99 . Цена договорная.
Издательство: Государственная публичная историческая библиотека
России, 2008.
ГСП 101990, Москва, Старосадский пер., 9, стр. 1.
Типография ГПИБ.
ISBN 978-5-85209-229-8 © Государственная публичная историческая
библиотека России, 2008
2
Стр.2
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Прошлое и настоящее монастырей и храмов Москвы
вызывает живой интерес в нашем обществе. За истекшие два
десятилетия в периодической и непериодической прессе
вышло немало публикаций по этой теме. Настоящий библиографический
указатель — первая попытка дать читателю
представление о них.1 Мы не стремились охватить все издания,
не делали никакого „идеологического отбора“. За рамками
библиографии остались газетные статьи, статьи из
журналов и сборников даются выборочно. Базой послужили
фонды Государственной публичной исторической библиотеки
России, в которых тема представлена достаточно полно, в
дополнение привлечены и другие материалы. Все издания
просмотрены de visu.
Указатель открывают общие работы. Здесь и художественные
альбомы, и научные книги и статьи, и справочники.
В
1882—1883 гг. Н.А.Найденов выпустил в 4 томах в
большом формате фотографии всех тогдашних московских
монастырей и церквей. Москвоведы постоянно обращались к
этой публикации как к справочнику, книги стали библиографической
редкостью. В 2004 г. в Петербурге они были
переизданы в одном томе (64). В конце 70-х — первой половине
80-х гг. Петр Георгиевич Паламарчук (1956—1998) обследовал
в пределах Московской кольцевой автодороги все
храмы, существовавшие на этой территории к 1917 г., за1Настоящее
издание продолжает серию библиографических работ по
истории духовной жизни страны, в которых учитывается отечественная
литература, начиная с переломного 1988 г. Уже опубликованы: Новые
религиозные организации, секты и движения в России: кат. книж. выст.
М.: ГПИБ, 2003. — 121 с.; Инославие в России: библиогр. указ. 1988—
2005. М.: ГПИБ, 2007. — 157 с.: ил.
3
Стр.3
фиксировал собственными фотографиями их вид или вид
места, где раньше стоял каждый храм, подобрал литературу
о них. Каждому храму, каждой часовне он посвятил отдельную
статью — иногда несколько строк, иногда целое исследование.
Документально зафиксированный вид и состояние
русских архитектурных шедевров и их развалин, картина
издевательств над святынями, конечно, не могли быть опубликованы
на Родине. С помощью А.И.Солженицына под
псевдонимом Семен Звонарев труд Паламарчука „Сорок сороков“
в 4 томах вышел в Париже в 1988—1990 гг. Только в
1992—1995 гг. четырехтомник с краткими дополнениями о
том, какие храмы переданы или готовятся к передаче верующим,
увидел, наконец, свет в Москве (100). Статьи содержат
отрывки из опубликованных работ и документов по истории
каждого монастыря или храма со ссылками и добавления
самого Паламарчука, считавшего себя только составителем.
В 2003—2005 гг. четырехтомник был переиздан с дополнениями
и цветными фотографиями (101). Доныне „Сорок
сороков“ незаменимый справочник.
С 1993 г. раз в несколько лет выходит справочник „Православная
Москва“. В нем читатель находит справку о каждом
монастыре и храме Московской патриархии, его истории,
нынешнем духовенстве, богослужениях, адрес, телефон,
на каком виде городского транспорта до него можно доехать
и другие сведения. Последнее 5-е издание вышло в 2006 г. и
содержит информацию на 10 июня 2006 г., в том числе о социальном
служении столичных монастырей и храмов (83).
Последней теме посвящен специально справочник „Социальная
деятельность православных приходов Москвы“ (102).
В нем приводятся конкретные сведения о работе того или
иного прихода в больницах, детских учреждениях, интернатах
для престарелых, о переписке с заключенными и помощи
им, о патронажной службе, о работе благотворительных столовых
и многое другое.
В этом первом разделе, как и в общих разделах о монастырях
и о храмах, читатель среди других материалов найдет
много научно обоснованных статей В.Ф.Козлова о большей
частью трагических судьбах храмов и монастырей Москвы в
4
Стр.4
20-е — 30-е гг. XX века. Истории храмов Северного и Северо-Западного
округов и Зеленограда посвящены два иллюстрированных
сборника серьезных работ, написанных с использованием
архивных материалов (258—259). Большой
научный интерес представляют исследования крупного археолога
Л.А.Беляева (9, 10, 134) и др.
Вторая, большая, часть указателя отведена публикациям
об отдельных монастырях и храмах. Материал расположен
по традиционным частям Москвы — Кремль, Китай-город,
Белый город, Земляной город, Замоскворечье, Город в границах
1917 г., Город в современных границах. Внутри каждого
раздела приводятся в алфавитном порядке сначала монастыри,
а потом храмы и часовни. В атеистическую эпоху о
действующих храмах, как правило, не писали. Изредка чтото
появлялось на страницах „Журнала Московской патриархии“.
О некоторых храмах и монастырях, обращенных в музеи
(каких было очень немного) разрешалось издавать научные
статьи, альбомы, иногда монографии. После 1988 г. отработанные
уже формы во многом сохранялись, и мы находим
значительный объем литературы по истории кремлевских
монастырей и храмов, о Покровском соборе (храме Василия
Блаженного), о прошлом и настоящем Новодевичьего
монастыря и др.
Как только стало возможным, отдельные монастыри
начали выпускать книги и книжки о прошлом и настоящем
своих обителей, об их святых покровителях, появились даже
монастырские издательства. Так, например, в 2000 г. великолепно
издан в издательстве „Даниловский благовестник“
большой монографический труд о Даниловом монастыре —
„Первый на Москве“. Он снабжен большим количеством иллюстраций,
это своеобразный альбом со значительным текстовым
материалом (877).
В целом ряде приходов появились собственные историографы.
Их работы мы более всего находим на страницах
приходских, а также районных газет, но газетные статьи
остались за рамками нашего указателя. Больших монографических
изданий об отдельных храмах пока не очень много.
Упомянем для примера лишь некоторые. Так, в 2004 г. вы5
Стр.5
шла монография В.А.Любартовича и Е.М.Юхименко о Богоявленском
соборе в Елохове (1048), два издания выдержала
книга о. Бориса Михайлова о храме Рождества Иоанна Предтечи
на Пресне (1117),он же автор монографии о храме Покрова
в Филях (1220). В 2005 г. храм пророка Илии Обыденный
выпустил альманах, на страницах которого среди других
материалов опубликованы интересные воспоминания
покойного о. Александра Егорова(1927—2000), почти полвека
до самой кончины прослужившего в этом храме (736), и
т.д.
Статьи о храмах и монастырях, в том числе утраченных,
мы находим в сборниках и на страницах таких изданий как
„Журнал Московской патриархии“, „Мир Божий“, „Наука и
жизнь“, „Наука и религия“.Особо надо упомянуть многочисленные
публикации в „Московском журнале“, снабженные
системой ссылок. Этим не может похвастаться выходившая
в 90-е годы в журнале „Наука и религия“ серия статей
А.А.Шамаро об отдельных московских храмах и их судьбах.
Снабженные цветными иллюстрациями статьи написаны
занимательно, изобилуют подробностями, порой пикантными.
И очень хотелось бы знать, откуда автор их взял. Но
ссылок, увы! нет.
Большинство возрожденных приходов небогатые и могут
позволить себе только буклет, порой брошюру с историей
храма или акафистом святому, которому храм посвящен,
и в конце краткой справкой по истории самого храма. Эту
литературу мы по возможности полно постарались учесть в
указателе. Особенно сложной оказалась проблема буклетов.
Как нам известно, ни одна библиотека не подбирает буклеты
в свои фонды, ни один православный книжный магазин не
продает их. Приобрести буклет можно только в самом храме.
А между тем, красиво оформленный, с бережно подобранной
минимальной текстовой информацией, он дает яркую и
неповторимую картину современной жизни прихода, внешний
и внутренний облик храма, немного истории. Все представленные
в указателе буклеты — из личной коллекции составителя,
который надеется, что когда-то они найдут свое
место в отделе редких книг Исторической библиотеки. Но
6
Стр.6
многие храмы не имеют даже буклетов. Для примера в приложении
мы приводим несколько фотографий возрожденных
или вновь построенных храмов, о которых можно прочесть
только в справочниках — и то не всегда — храмы строят
быстрее, чем издают справочники.
Н.М.Пашаева
7
Стр.7