Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЮФУ <...> Н.А. Агеева
ЗАЗЕРКАЛЬЕ
ПО ТУ И ЭТУ СТОРОНУ СНА
Ростов-на-Дону
2011
УДК 156.3
ББК Ю933
А 23
Рецензент
доктор философских наук, профессор Л.В. Жаров
А 23
Агеева Н.А. <...> Дается
рациональное и мифологическое объяснение теории сновидений. <...> Обобщен опыт изучения символики сновидений, начиная с
российской лубочной литературы середины XVIII века до психоанализа З. Фрейда <...> ISBN 978-5-87872-589-7
ББК Ю933
© Агеева Н.А., 2011
© СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2011
2
Предисловие
От первобытного человека до современного любой индивидуум решает свои ежедневные и долговременные проблемы,
опираясь на возможности мозга. <...> Толкование снов – занятие, уходящее своими корнями в историю первобытного общества. <...> Тайлор
отмечает: «…целое австралийское племя переселилось вследствие того, что кто-то из туземцев увидел во сне сову известной
породы, а их мудрецы объяснили, что этот сон предвещает нападение другого племени» [18, с. <...> Следовательно, первобытный человек не смешивал
сновидение с действительностью, он различал сон и явь, но это
различие не имело принципиального значения. <...> Возможно, поэтому сновидения первобытного человека не
были такими сумбурными, как у нас. <...> Цицерон указывал, что из древнейших философов Ксенофан Колофонский был единственным, кто, признавая существование богов, полностью отвергал дивинацию (по-гречески мантика), все же остальные ее признавали. <...> В случае с негативными характеристиками дивинации, центральным является понятие невежества. <...> Оба брата, Квинт и Марк, критиковали целый ряд групп
магов-психомантов, практикующих дивинацию за невежество,
чуждость культуре и принадлежность к социальным низам [21, <...> Марк утверждал, что толкование снов бессмысленно,
ибо этим занимаются «люди самого презренного и невежественного типа» [21, с. <...> Толкование снов на Руси существовало <...>
_Зазеркалье._По_ту_и_эту_сторону_сна.pdf
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЮФУ
Н.А. Агеева
ЗАЗЕРКАЛЬЕ
ПО ТУ И ЭТУ СТОРОНУ СНА
Ростов-на-Дону
2011
Стр.1
УДК 156.3
ББК Ю933
А 23
Рецензент
доктор философских наук, профессор Л.В. Жаров
А 23
Агеева Н.А. Зазеркалье. По ту и эту сторону сна. – Ростов н/Д:
СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2011. – 152 с.
ISBN 978-5-87872-589-7
Книга о том, что с давних пор волнует человечество. Дается
рациональное и мифологическое объяснение теории сновидений.
Обобщен опыт изучения символики сновидений, начиная с
российской лубочной литературы середины XVIII века до психоанализа
З. Фрейда и архетипов К. Юнга. Книга не имеет четко
выраженной ориентации на людей определенного пола, возраста
или социального статуса. Она написана для всех. Книга интересна
не только интеллектуалам, но и простым обывателям.
ISBN 978-5-87872-589-7
ББК Ю933
© Агеева Н.А., 2011
© СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2011
2
Стр.2
Предисловие
От первобытного человека до современного любой индивидуум
решает свои ежедневные и долговременные проблемы,
опираясь на возможности мозга. Удача и неудача в планах и намерениях
человека могут зависеть от внешних, непредвиденных
обстоятельств, то есть от ошибочно принятого мозгом решения.
Наивысшим и наисложнейшим достижением природы является
создание головного мозга человека. Однако существует определенное
противоречие. Мозг – основной инструмент науки. Все
успехи в открытиях науки связаны с деятельностью нашего мозга,
при этом сам мозг изучен недостаточно и остается объектом
исследования.
Нейронауки с различных позиций и методов исследования
пытаются разгадать тайны нашего мозга. До сих пор не ясно, где
расположена в мозге «творческая жилка», с чем связаны уровни
интеллекта и гениальности, как формируется память человека.
Среди загадок мозга особое место занимает сон, которому мы
отдаем 1/3 нашей жизни. Является ли эта треть нашей находкой
или утратой? Что происходит в мозге во время сна? Находится
мозг в это время в активном или пассивном состоянии? Как рождается
во сне психическая деятельность? Как формируются
фантастические сновидения, часто не имеющие с повседневной
жизнью человека никакой связи? Что обозначают те или иные
символы, являющиеся нам во сне?
Ответ на эти вопросы люди пытались найти всегда. Толкование
снов – занятие, уходящее своими корнями в историю первобытного
общества. В Древнем Египте и Вавилоне этим делом
занимались прорицатели и мудрецы. Во времена рабовладельческого
строя начали появляться первые рукописные руководства
по снотолкованию. На Руси сны долгое время объяснялись в
устной форме. Однако уже в XVIII веке в Российском государ3
Стр.3
стве получают широкое распространение разнообразные гадательные
книги и сонники, которые ходили по рукам, как правило,
в рукописном виде. С конца XVIII – начала XIX века предприимчивые
издатели начали тиражировать подобную литературу
в огромных количествах, и она проникла во все слои населения.
На
сегодняшний момент дошедшие до нас единичные экземпляры
этих своеобразных памятников представляют собой
большой интерес для истории, литературы, психологии, истории
культуры и религии. Но только появление одного из разделов
нейронаук – сомнологии, науки о сне, создание высокоэффективных
методов изучения деятельности мозга и всего организма
в течение сна – позволяют шаг за шагом открывать происходящие
в мозге изменения, постепенно познавая, что находится
в «черном ящике».
Сегодня с высоты пройденного времени даже школьнику
ясно, что никакой сонник или книга по гаданию не в состоянии
объяснить сложнейшие процессы жизни и развития общества,
природы, предопределить судьбу и разгадать тайны бытия. Но
если мы хотим не на словах, а на деле знать историю и литературу,
мировоззрение и быт наших предков, то не имеем права
выбирать из прошлого только то, что на сегодняшний день нам
кажется наиболее приемлемым, и предавать забвению то, что
нам не нравится, либо представляется непонятным, а потому и
ненужным. К сожалению, литературоведение практически не
занимается изучением сонников, как видом лубочной литературы,
хотя со второй половины XVIII века и до конца XIX века
различного рода сонники и гадательные книжки имели воистину
фантастическое распространение по всей России.
4
Стр.4