Бугаева, Московская философско-математическая школа и принцип дополнительности . <...> ХАЙДЕГГЕРА И ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В данной статье рассматриваются новые, ранее не отмеченные в исследовательской литературе точки сближения между философской герменевтикой М. Хайдеггера <...> Heidegger’s hermeneutics and Indian philosophy This article introduces some new points of affinity between М. <...> Despite of the sketchiest notion of Heidegger himself about Indian philosophy, there are several such points. <...> Хайдеггер стал первым западным философом, размышления и метод которого стали «внятны» для восточных мыслителей. <...> На это есть веские основания, в том числе исторические, так как начиная с 1922 г. Хайдеггер время от времени лично общался с японскими интеллектуалами, в 1930-х гг. глубоко прорабатывал трактат «Дао Дэ Цзин» и даже работал над его переводом совместно с китайским студентом Paul Shih-yi Hsiao летом 1946 г. [P. <...> В сборнике «Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур» наиболее содержательны разделы о даосских и чань-буддийских параллелях, написанные соответственно Е.А. Торчиновым и К.Ю. Солониным. <...> Да и в целом по духу мышление Хайдеггера очень близко к буддизму, как к его дальневосточным версиям, так и к индийским. <...> На Востоке понятийное мышление развивалось после «осевого времени» не менее бурно, чем на Западе, однако оно никогда не теряло связь с древней восходящей к магии традицией, продолжающей свое развитие в формах религиозного, мистического, медитативного, йогического опыта. <...> «Формальное указание», по замыслу Хайдеггера, должно дать нам доступ по ту сторону всех объективаций, к определенному «исходному имению» (Vorhabe)4. <...> Это «формальное указание на нечто исходно имеющееся» — не просто «данное» (Gegeben) как предмет для тематического рассмотрения, но то, что является «моим» до всякого тематизирующего рассмотрения и определяет направленность такого рассмотрения, поскольку определяет самого созерцателя как сущее именно так, а не иначе: «Всматривание во 4 Vorhaben (ср. р.) обозначает в немецком <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_7._Философия_№5_2014.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 7 ФИЛОСОФИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
История зарубежной философии
Фалёв Е.В. Герменевтика M. Хайдеггера и индийская философия . . 3
Золотухин В.В. К вопросу об основной идее немецкого спекулятивного
идеализма .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Онтология и теория познания
Косилова Е.В. Взаимосвязь воли и разума в норме и патологии .
Философия и методология науки
Бурлакова Л.Г. Методология Н.В. Бугаева, Московская философско-математическая
школа и принцип дополнительности . . . .47
Философия литературы
Шаров К.С. Литературное творчество: существует ли женский
стиль? .
.
.
Религиоведение
Давыденков О.В. Интеллектуальная аналогия в тринитарном
богословии арабо-христианских писателей IX–XIII вв. .
.
Критика и библиография
Иванов А.В. Воссоединение времен (размышления над сборником
научных статей «Русская философская мысль: на Руси,
в России и за рубежом») .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 103
.
.
.
.
.
.81
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 5 • 2014 • СЕНТЯБРЬ — ОКТЯБРЬ
Выходит один раз в два месяца
.16
.29
.
.
.64
Стр.1
CONTENTS
History of Foreign Philosophy
Falev E.V. M. Heidegger’s hermeneutics and Indian philosophy . . . . . . 3
Zolotukhin V.V. To the question of central idea of speculative German
idealism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Ontology and Theory of Cognition
Kosilov a E.V. The correlation of will and nous in normal state and
pathology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Philosophy and Methodology of Science
Burlakov a L.G. N.V. Bugaev’s methodology, Moscow philosophical-mathematical
school and principle of complementarity. . . . . . . . .47
Philosophy of Literature
Sharov K.S. Literary creative work: is there a feminine style? .
Religious Studies
Davydenkov O.V. Intellectual analogy in the Trinity theology of
Arab-Christian authors of the IX–XIII centuries. . . . . . . . . . . . . . .81
Critique and Bibliography
I v a n o v A.V. The reunion of times (reflections about the collected research
papers “Russian philosophical thought: in Rus’, in Russia and
abroad”) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
.
.
.
.
.
.
.64
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2014
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2014. № 5
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ
Е.В. Фалёв∗
ГЕРМЕНЕВТИКА M. ХАЙДЕГГЕРА
И ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В данной статье рассматриваются новые, ранее не отмеченные в исследовательской
литературе точки сближения между философской герменевтикой
М. Хайдеггера и индийской философией. Несмотря на поверхностные
представления самого Хайдеггера об индийской философии,
таких точек сближения может быть найдено несколько. Это и особый статус
человека в онтологии (Пуруша), и феноменологическое требование
беспредпосылочности, близкое раннему буддизму. Но главное — это индийская
концепция значения, получившая в буддизме название «целесообразной
истины», соответствующая базовым принципам хайдеггеровской
герменевтики.
Ключевые слова: M. Хайдеггер, герменевтика, индийская философия,
целесообразная истина, формальное указание, буддизм.
E.V. F a l e v. M. Heidegger’s hermeneutics and Indian philosophy
This article introduces some new points of affinity between М. Heidegger’s hermeneutics
and Indian philosophy. Despite of the sketchiest notion of Heidegger
himself about Indian philosophy, there are several such points. These are a special
status of human being in ontology (Vedantic Purusha), phenomenological
requirement of presuppositionlessness, akin to early Buddhism. But the most
important thing is the Indian concept of meaning, which was formulated in
Buddhist tradition as an «expedient truth» appropriate to the base principles of
Heidegger's hermeneutics.
Key words: M. Heidegger, hermeneutics, Indian philosophy, expedient truth,
formal indication, Buddhism.
Внутреннее сходство философии М. Хайдеггера с различными
философскими учениями Востока было замечено уже давно. Первыми
на него обратили внимание японские философы Tanabe
Hajime, Miki Kiyoshi, Shūzo Kuki и Nishitani Keiji, которые приезжали
в Германию начиная с 1922 г., чтобы посещать занятия у Эдмунда
Гуссерля. Знакомство с его учеником Хайдеггером произвело
на них сильное впечатление, судя по их последующим работам1.
∗ Фалёв Егор Валерьевич — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры
истории зарубежной философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,
тел.: 8 (495) 939-23-15; e-mail: fdlhtrh@mail.ru
1 Первый обстоятельный комментарий на философию Хайдеггера «Новый поворот
в феноменологии: хайдеггеровская феноменология жизни» Tanabe Hajime
был опубликован в Японии в 1924 г. Первая монография о Хайдеггере «Философия
Хайдеггера» в 1933 г. также была написана японским философом Kuki Shūzo.
3
Стр.3