№ 5 В.В. Золотухин* К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНОЙ ИДЕЕ НЕМЕЦКОГО СПЕКУЛЯТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА Статья посвящена проблеме установления идеи, общей для всех систем немецкого спекулятивного идеализма (философия Фихте и Шеллинга с начала XIX в., а также философия Гегеля). <...> На основании анализа текстов автор предполагает, что таковой может быть идея божественного самосознания/самопознания. <...> Она присутствует в ряде поздних наукоучений Фихте (с 1801 г.), во многих произведениях Шеллинга (с 1804 г.), кроме того, она представлена в гегелевской философии. <...> Эта идея прослеживается в большинстве спекулятивно-идеалистических систем, несмотря на их серьезные методологические, терминологические и мировоззренческие различия. <...> To the question of central idea of speculative German idealism This article is devoted to the problem of ascertainment of an idea which would be a common one for all theoretical systems of speculative German idealism (we mean Fichte’s and Schelling’s philosophical systems since the beginning of XIX century as well as Hegel’s philosophy). <...> It is present in a number of Fichte’s late doctrines of science (since 1801) and in many Schelling’s works (since 1804). <...> Besides, we can find this idea in Hegel’s philosophy. <...> : +7 (988) 944-30-07; e-mail: vakis2011@gmail.com 16 По своему отношению к философско-теологической проблематике немецкий идеализм распадается на два последовательно развивавшихся течения. <...> Ко второму течению можно отнести весь послекантовский идеализм, именуемый иногда «спекулятивным»1. <...> Он представлен спекулятивными системами Фихте, Шеллинга (после 1801 г.), а также Гегеля. <...> В области философской теологии эти системы полностью отходят от кантовского агностицизма. <...> Фихте, Шеллинг и Гегель не только позволяют себе рассуждения о «божественных вещах», но и начинают выстраивать фундаментальные учения об Абсолютном, призванные эксплицировать это понятие и выстроить цельное философское учение о Боге. <...> В этой области Фихте и Шеллинг <...>