Левинаса: о том, что может и что не может быть выражено в языке . <...> Влияние биологической концепции языка и исследований патологии речи на формирование программы минимализма . <...> Интуиционизм и формализм: различие и единство (сравнительный анализ) . <...> Дискурсивное сообщение как средство коммуникации профессионального сообщества . <...> Христианская метафизика и принципы новоевропейской науки . <...> Платоническая космология и сотериология в поздней философии В.С. Соловьева. <...> Levinas’ doctrine: about things which can be expressed and which cannot be expressed in language . <...> Павлов* Г.И. ЧЕЛПАНОВ, ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (к 150-летию со дня рождения) Профессор философии Г.И. Челпанов оставил заметный след в истории философского образования как замечательный педагог, организатор экспериментальных психологических исследований и активный пропагандист профессионального философского образования. <...> о Г.И. Челпанове, где его взглядам уделено тоже только десять строк, правда, ему отдана * Павлов Алексей Терентьевич — доктор философских наук, профессор кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> 3 честь как создателю Психологического института и автору «многократно переиздававшихся учебников по психологии и логике». <...> Вплоть до последнего времени взглядами и деятельностью Г.И. Челпанова интересовались и интересуются главным образом психологи, которые высоко ценят его как организатора психологических экспериментальных исследований в России и как создателя Психологического института при Московском университете. <...> Из этих 32 лет 16 лет (с 1907 по 1923 г.) Г.И. Челпанов был профессором философии в Московском университете и 14 лет (до 1921 г.) осуществлял руководство кафедрой, которая проводила в жизнь принятый в 1906 г. новый учебный план историко-филологического факультета, в со4 ответствии с которым в университете велась подготовка студентов по специальности «Философия»1. <...> Но ведь <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_7._Философия_№5_2012.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 7 ФИЛОСОФИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
История русской философии
Павлов А.Т. Г.И. Челпанов, его роль в организации профессионального
философского образования в России (к 150-летию
со дня рождения) .
.
.
.
.
Онтология и теория познания
Сокулер З.А. Говорение и сказанное в учении Э. Левинаса:
о том, что может и что не может быть выражено в языке . . . . . . . .26
Философские проблемы естествознания
Мухамеджанов С.О. Влияние биологической концепции
языка и исследований патологии речи на формирование программы
минимализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Философия математики
Хаханян В.Х. Интуиционизм и формализм: различие и единство
(сравнительный анализ) .
.
Философия и культурология
Федоров В.С. Дискурсивное сообщение как средство коммуникации
профессионального сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
Религиоведение
Яковлев В.А. Христианская метафизика и принципы новоевропейской
науки .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Из истории Московского университета
Антонов В.И. Философские портреты: В.С. Молодцов, И.Д. Панцхава,
Ф.И. Георгиев .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 100
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.86
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.57
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 5 • 2012 • СЕНТЯБРЬ — ОКТЯБРЬ
Выходит один раз в два месяца
.
.
. 3
Тихеев Ю.Б. Платоническая космология и сотериология в поздней
философии В.С. Соловьева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Стр.1
CONTENTS
History of Russian Philosophy
Pavlov A.T. G.I. Chelpanov, his role in the organization of professional
philosophical education in Russia (to 150th anniversary) . . . . . . 3
Tikheev Yu.B. Platonic cosmology and soteriology in late philosophy
of V.S. Solovyev . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Ontology and Theory of Cognition
Sokuler Z.A. The talking and the said things in E. Levinas’ doctrine:
about things which can be expressed and which cannot be expressed
in language . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Philosophical Problems of Natural Science
Mukhamedzhanov S.O. The role of biological conception of
language and research of language pathology in formation of minimalism
program. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Philosophy of Mathematics
Khakhanyan V.Kh. Intuitionism and formalism: difference and unity
(comparative analysis) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Philosophy and Culturology
Fedorov V.S. Discursive messages as a communication medium of
professional community . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
Religious Studies
Yakovlev V.A. Christian metaphysics and principles of Neo-European
science. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86
From History of Moscow University
Antonov V.I. Philosophical portraits: V.S. Molodtsov, I.D. Pantskhava,
F.I. Georgiev . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
© Издательство Московского университета.
“Вестник Московского университета”, 2012
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2012. № 5
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
А.Т. Павлов*
Г.И. ЧЕЛПАНОВ, ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЛОСОФСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
(к 150-летию со дня рождения)
Профессор философии Г.И. Челпанов оставил заметный след в истории
философского образования как замечательный педагог, организатор
экспериментальных психологических исследований и активный пропагандист
профессионального философского образования. Именно Г.И. Челпанову
выпала честь осуществить профессиональную подготовку специалистов
по философии в Московском университете.
Ключевые слова: философия, психология, философское образование,
Московский университет.
A.T. Pa v l o v. G.I. Chelpanov, his role in the organization of professional
philosophical education in Russia (to 150th anniversary)
Philosophy Professor G.I. Chelpanov is judged well by history of philosophical
education as a remarkable teacher, organizer of experimental psychological research
and active propagandist of professional philosophical education. G.I. Chelpanov
has the honour to carry out professional training of specialists in philosophy
in Moscow University.
Key words: philosophy, psychology, philosophical education, Moscow University.
22
апреля 2012 г. исполнилось 150 лет со дня рождения замечательного
преподавателя философских дисциплин, автора популярных
учебников логики, психологии, введения в философию,
организатора экспериментальных исследований психических явлений
Георгия Ивановича Челпанова. Долгие годы его имя почти
не упоминалось. Даже в таком фундаментальном издании, как пятитомная
«История философии в СССР» (1968—1988), его взглядам
и деятельности уделено всего десять строк в четвертом томе.
А в пятом томе «Философской энциклопедии» (1970) опубликована
небольшая заметка А. Петровского о Г.И. Челпанове, где его
взглядам уделено тоже только десять строк, правда, ему отдана
* Павлов Алексей Терентьевич — доктор философских наук, профессор кафедры
истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,
тел.: 8 (499) 614-51-25.
3
Стр.3