Яковлев* ХРИСТИАНСКАЯ МЕТАФИЗИКА И ПРИНЦИПЫ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ В работе выявляются основные линии становления христианского учения в его отношении к античной культуре. <...> Рассматриваются онтологические, гносеологические и ценностные принципы христианской метафизики в их взаимосвязи с нормами и установками классической науки. <...> Утверждается необходимость экологии культуротворчества на современном этапе развития общества. <...> В современной культуре каждый тип деятельности имеет свою социально-экологическую «нишу». <...> Яковлев Владимир Анатольевич — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> : 8 (495) 423-04-97; e-mail: goroda460@yandex.ru 86 Исторически, как известно, не было синхронности в появлении основных типов социокультурной духовной деятельности, и система современной культуры складывалась в довольно острых коллизиях, где большую роль играли взаимоотношения между религией, философией и наукой. <...> В целом, в качестве исходных методологических ориентиров для рассмотрения механизмов взаимодействия науки с религией важно учитывать бинарные оппозиции «натурализм — креационизм» и «критический рационализм — сакральность ортодоксии». <...> Известно, что религия была первичным духовным опытом человечества по отношению к философии и науке. <...> Вместе с тем прогресс религиозного сознания — от анимистических представлений до мировых религий можно рассматривать и в качестве подготовки сознания для занятий другими видами теоретической деятельности, расширения поля возможностей духовного опыта. <...> Магия в этом плане оказывалась первой формой социальной критики позитивного знания (повседневного опыта) в то время, когда еще не было ни философии, ни науки. <...> Так, в «Екклесиасте», одной из самых поздних книг, вошедших в канон Библии, и произведения крайне пессимистического в отношении жизни во87 обще, можно найти немало негативных <...>