Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение.

Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. №4 2010 (120,00 руб.)

0   0
Страниц122
ID294162
АннотацияПубликуются результаты наиболее значимых научных исследований в области общественных наук и филологии стран Азии и Африки
Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. : Научный журнал .— Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Издательский Дом) .— 2010 .— №4 .— 122 с. — URL: https://rucont.ru/efd/294162 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Утверждение единобожия» (таухид) в персидской классической литературе: от религиозного концепта к поэтической теме . <...> Военно-политические контакты России и османских властей в Сирии в последней трети XVIII – начале XIX в. <...> «Шиитский фактор» в общественно-политической жизни Саудовской Аравии (1979–2009-е гг.) <...> Концепция «исламизации» в политике формирования пакистанской нации (1970–1980-е гг.) <...> Исторические предпосылки политического кризиса в индийском штате Джамму и Кашмир: этноконфессиональный контекст Критика и библиография Панченко К.А. <...> “Shia factor” in Social and Political Life of Saudi Arabia (1979–2009) . <...> The Historical Background of the Political Crisis in the Indian State of Jammu and Kashmir: Ethno-Confessional Context . <...> Рейснер «УТВЕРЖДЕНИЕ ЕДИНОБОЖИЯ» (ТАУХИД) В ПЕРСИДСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ОТ РЕЛИГИОЗНОГО КОНЦЕПТА К ПОЭТИЧЕСКОЙ ТЕМЕ Статья посвящена одному из ключевых религиозных концептов ислама – утверждению единобожия (таухид). <...> В персидской классической поэзии этот термин использовался в поэтике для обозначения стихов во славу Божию. <...> Таухид как одна из тем персидской касыды появляется только в XII в. <...> Очевидно, что в лироэпический жанр (касыда) эти мотивы проникли путем транспозиции (накл) из эпоса (маснави) и получили новую интерпретацию в рамках канона касыды. <...> В ранних собраниях персидской поэзии (XI в.) в позиции «открывающей» касыды могли выступать стихотворения весенней календарной тематики. <...> Ключевые слова: ислам, единобожие, религиозный концепт, поэтика, канон, персидская эпическая и лироэпическая поэзия, календарная тема. <...> Персидская классическая поэзия, развивавшаяся на протяжении X–XV вв., не может считаться исключением из этого общего правила. <...> Во вводной главе своего трактата средневековый теоретик писал: «Таухид в словарном 4 значении – это «исповедание единобожия», а в терминологическом так именуют стихи, которые включают хвалу Господа Всевышнего, поминание Его, Его атрибутов и деяний»1. <...> «Транспозиция» как категория поэтики: к проблеме эволюции канона <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_13._Востоковедение_№4_2010.pdf
Московского университета Серия 13 ВОСТОКОВЕДЕНИЕ Издательство Московского университета Вестник НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Основан в ноябре 1946 г. № 4 · 2010 · ОКТЯБРЬ−ДЕКАБРЬ Выходит один раз в три месяца СОДЕРЖАНИЕ Филология Рейснер М.Л. «Утверждение единобожия» (таухид) в персидской классической литературе: от религиозного концепта к поэтической теме . . . История Кобищанов Т.Ю. Военно-политические контакты России и османских властей в Сирии в последней трети XVIII – начале XIX в. . . . . . . . . . . 27 Жантиев Д.Р. «Шиитский фактор» в общественно-политической жизни Саудовской Аравии (1979–2009-е гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Захарьин А.Б. Эволюция мусульманского образования в Китае . . . . . . . . . 56 Филимонова А.Л. Концепция «исламизации» в политике формирования пакистанской нации (1970–1980-е гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 Матвеев Ю.В. Исторические предпосылки политического кризиса в индийском штате Джамму и Кашмир: этноконфессиональный контекст Критика и библиография Панченко К.А. К и р и л л и н а С.А. Очарованные странники. Арабоосманский мир глазами российских паломников XVI–XVIII столетий. М.: Ключ-С, 2010. 564 с. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Указатель статей и материалов, опубликованных в «Вестнике Московского университета. Серия 13. Востоковедение» в 2010 г. . . . . . . . . . . . . . . . . 118 . . . 90 3 Репенкова М.М. Религиозный дискурс в постмодернистском романе Ихсана Октая Анара «Рассказы Афрасиаба» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Стр.1
CONTENTS Philology Rejsner M.L. Affi rming of Monotheism in the Persian Classic Literature: from Religious Concept to Poetic Theme . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . History Kobishchanov T. Yu. Military and Political Contacts between Russia and the Ottoman Authorities in Syria During the Last Third of XVIII – the Beginning of XIX Century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Zhantiev D.R. “Shia factor” in Social and Political Life of Saudi Arabia (1979–2009) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Zakharyin A.B. Evolution of Islamic Learning in China . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 Filimonova A.L. The Concept of “Islamization” in the Policy of Formation of the Pakistani Nation (1970–1980) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 Matveev Yu. V. The Historical Background of the Political Crisis in the Indian State of Jammu and Kashmir: Ethno-Confessional Context . . . . . . . . . . . . 90 Criticism and Bibliography Panchenko K.A. Ki r i l l i n a C.A. Arab-Ottoman World Through the Eyes of Russian Pilgrims XVI–XVIII Centuries. M.: Key-C, 2010. 564 p. . . . . . . . 111 Index of Articles and Materials Published in «The Bulletin of Moscow University. Series 13. Vostokovenie» in 2010 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 3 Repenkova M.M. Religious Discursys in the Postmodernist Novel “Afrasiab’s Stories” by Ihsan Oktay Anar . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 © Издательство Московского университета. «Вестник Московского университета», 2010
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2010. № 4 ФИЛОЛОГИЯ М.Л. Рейснер «УТВЕРЖДЕНИЕ ЕДИНОБОЖИЯ» (ТАУХИД) В ПЕРСИДСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ОТ РЕЛИГИОЗНОГО КОНЦЕПТА К ПОЭТИЧЕСКОЙ ТЕМЕ Статья посвящена одному из ключевых религиозных концептов ислама – утверждению единобожия (таухид). В персидской классической поэзии этот термин использовался в поэтике для обозначения стихов во славу Божию. В ранней эпической поэзии на новоперсидском языке – «Шах-нама» Фирдауси и «Вис и Рамин» Гургани (X–XI вв.) мотивы славословия Господу служили маркировкой начала сочинения. Таухид как одна из тем персидской касыды появляется только в XII в. Очевидно, что в лироэпический жанр (касыда) эти мотивы проникли путем транспозиции (накл) из эпоса (маснави) и получили новую интерпретацию в рамках канона касыды. В касыде мотивы таухид отчасти сохранили свою композиционную функцию. Стихотворения, посвященные «утверждению единобожия», как правило, рифмовались на алиф, первую букву арабского алфавита, и в соответствии с правилом расположения стихов помещались в начале дивана (собрание монорифмических стихов). В ранних собраниях персидской поэзии (XI в.) в позиции «открывающей» касыды могли выступать стихотворения весенней календарной тематики. Календарные мотивы по ряду признаков идентифицируются как субститутом мотивов таухид. Ключевые слова: ислам, единобожие, религиозный концепт, поэтика, канон, персидская эпическая и лироэпическая поэзия, календарная тема. The article is devoted to the tawhid (“affi rming of monotheism”), one of key s. In the Persian Classic literature this word is also used as the term of Poetics. In the early New-Persian epic poetry as Shah-nama by Firdawsi or Vis and Ramin by Gurgani (10–11 centuries) the motifs of God’s praise marked the beginning of the compositions. Tawhid as one of themes of Persian qasida appeared only in 12 century. It’s obvious that some motifs of tawhid were transferred with the help well-known poetic device of naql (transposition) from epic (masnawi) to lyric-epic poetry (qasida) and got new interpretation in the frame of qasida’s canon. In the same time this theme itself partly preserved its structural function. The tawhid qasidas, rhymed on the fi rst letter of the Arabic alphabet – alif, often played the role of opening texts in the Persian diwans (collections of mono-rhyming poems). In the early Persian diwans (11 century) one can fi nd qasidas beginning with the spring descriptions (bahariya, nawruziya) in the position of opening poems. Spring calendar theme in Persian poetic tradition in some cases could be a substitute of tawhid. Key words: Islam, tawhid, religious concept, poetics, canon, Persian epic and lyric-epic poetry, calendar theme. 3
Стр.3