Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методы определения и оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков

0   0
Первый авторПетров Владимир Александрович
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц168
ID293643
АннотацияУчебное пособие представляет дидактический материал для освоения студентами важного блока Федерального государственного образовательного стандарта по специальности Педиатрия с учетом соответствующих компетенций для овладения будущими педиатрами. Этот материал раскрывает сущность методологии определения и оценки состояния здоровья и физического развития детей и под- ростков, которая широко востребована специалистами-педиатрами. В качестве базиса в учебном пособии использованы современные информационные ресурсы, в том числе официальные методические документы Министерства здравоохранения Российской Федерации. При подготовке представляемого методического издания применен многолетний опыт его составителя в преподавании соответствующего раздела учебных программ для студентов указанной выше специальности.
Кем рекомендованоРИС ТГМУ
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности Педиатрия.
УДК613.96(075.8)
ББК51.28
Петров, В.А. Методы определения и оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков / В.А. Петров .— Владивосток : Медицина ДВ, 2014 .— 168 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/293643 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВОЗ ЖЕЛ ЖКТ КЖС МКБ-10 МР ПДК ФГОС ЧСС Принятые в учебном пособии аббревиатуры – артериальное давление максимальное – артериальное давление минимальное – Всемирная организация здравоохранения – жизненная емкость легких – желудочно-кишечный тракт – кожно-жировая складка – Международная классификация болезней 10-го пересмотра – методические рекомендации – предельно допустимая концентрация Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Федеральный государственный образовательный стандарт – частота сердечных сокращений Введение Физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья. <...> Причем, когда речь идет об изучении состояния здоровья детских контингентов, подразумевается и анализ их физического развития. <...> Если используют словосочетание «здоровье и физическое развитие», то это означает желание авторов дифференцировать понятия «здоровье» и «физическое развитие» по методологии исследования показателей, характеризующих эти понятия. <...> Систематическое наблюдение за физическим развитием одних и тех же детей (индивидуализирующий метод) необходимо для индивидуальной оценки их развития. <...> При этом детский контингент, как наиболее чувствительный к неблагоприятным воздействиям, выступает в роли маркера этих воздействий. <...> Методы определения физического развития детей и подростков Объективные законы роста и развития организма детей и подростков как теоретический базис реализации методов оценки физического развития Теоретические аспекты методологии определения физического развития детей и подростков чрезвычайно важны для практической деятельности в данном направлении. <...> Методы определения физического развития детей и подростков 7 и обратное соотношение. <...> Хронологический возраст – период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день <...>
Методы_определения_и_оценки_состояния_здоровья_и_физического_развития_детей_и_подростков.pdf
Министерство здравоохранения Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет В.А. Петров Методы определения и оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования – программам специалитета по специальности Педиатрия Владивосток Медицина ДВ 2014
Стр.1
УДК 613.96 ББК 51.28 П305 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Савченков М.Ф. – д.м.н., академик РАМН, заведующий кафедрой общей гигиены ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Перевалов А.Я. – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены питания и гигиены детей и подростков ГБОУ ВПО «Пермская медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Заслуженный работник высшей школы РФ, академик РАЕН Петров, В.А. П305 Методы определения и оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков : учебное пособие / В.А. Петров. – Владивосток : Медицина ДВ, 2014. – 168 с. Учебное пособие представляет дидактический материал для освоения студентами важного блока Федерального государственного образовательного стандарта по специальности Педиатрия с учетом соответствующих компетенций для овладения будущими педиатрами. Этот материал раскрывает сущность методологии определения и оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков, которая широко востребована специалистами-педиатрами. В качестве базиса в учебном пособии использованы современные информационные ресурсы, в том числе официальные методические документы Министерства здравоохранения Российской Федерации. При подготовке представляемого методического издания применен многолетний опыт его составителя в преподавании соответствующего раздела учебных программ для студентов указанной выше специальности. Учебное пособие предназначено для обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности Педиатрия. УДК 613.96 ББК 51.28 © В.А. Петров, 2014 © «Медицина ДВ», 2014
Стр.2
АД макс. АД мин. ВОЗ ЖЕЛ ЖКТ КЖС МКБ-10 МР ПДК ФГОС ЧСС Принятые в учебном пособии аббревиатуры – артериальное давление максимальное – артериальное давление минимальное – Всемирная организация здравоохранения – жизненная емкость легких – желудочно-кишечный тракт – кожно-жировая складка – Международная классификация болезней 10-го пересмотра – методические рекомендации – предельно допустимая концентрация Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Федеральный государственный образовательный стандарт – частота сердечных сокращений
Стр.3
Введение Физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья. Причем, когда речь идет об изучении состояния здоровья детских контингентов, подразумевается и анализ их физического развития. Если используют словосочетание «здоровье и физическое развитие», то это означает желание авторов дифференцировать понятия «здоровье» и «физическое развитие» по методологии исследования показателей, характеризующих эти понятия. Критерий физического развития при оценке здоровья детей и подростков имеет особенно большое значение, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития. Исследование физического развития, как правило, производят одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных (плановых) медицинских осмотров, проводимых во всех детских и подростковых учреждениях, детских поликлиниках, подростковых кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах. Систематическое наблюдение за физическим развитием одних и тех же детей (индивидуализирующий метод) необходимо для индивидуальной оценки их развития. Помимо указанных наблюдений, проводятся массовые исследования физического развития детей и подростков, проживающих в определенной местности, в относительно короткие сроки (генерализующий метод). Данные этих массовых исследований разрабатываются статическим методом с целью получения средних показателей физического развития каждой возрастно-половой группы. Они являются возрастными стандартами и отражают уровень физического развития определенных контингентов детей и подростков. Местные (региональные) стандарты физического развития используются врачами детских и подростковых учреждений для индивидуальной оценки физического развития отдельных детей. Динамические наблюдения за физическим развитием детей и подростков, проводимые генерализующим методом через более и менее длительные интервалы времени, позволяют выявить сдвиги в их физическом развитии под влиянием меняющихся социально-бытовых условий, в частности, дать оценку процессам акселерации или ретардации. 4 Введение
Стр.4
Изучение состояния здоровья детей и подростков в настоящее время широко применяется в эпидемиологических наблюдениях для выявления связи состояния здоровья населения с теми или иными факторами и условиями среды обитания. При этом детский контингент, как наиболее чувствительный к неблагоприятным воздействиям, выступает в роли маркера этих воздействий. Систематическое наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей позволяет своевременно наметить и осуществить ряд оздоровительных мероприятий, входит в систему социальногигиенического мониторинга, в решении задач которого должны принимать участие и специалисты в области педиатрии. В связи с определением предназначения настоящего учебного пособия (специальность Педиатрия) важно, что согласно приказу Минздравмедпрома России от 14 марта 1995 г. № 60, «центральной фигурой в организации профилактических осмотров и их комплексной оценке является педиатр». Причем в процессе указанных осмотров обязательным становится определение уровня и особенностей физического развития детей и подростков. В информационных ресурсах достаточно много источников, посвященных тематике настоящего учебного пособия. Причем, указанные источники, в большинстве случаев подготовлены профессионалами высочайшего уровня. Из этих источников необходимо особо выделить учебные издания, которые подготовил ведущий специалист в области гигиены детей и подростков в России профессор В.Р. Кучма с помощью созданной им школы гигиенистов. В связи с этим, правомерен вопрос о целесообразности привнесения в указанные дидактические источники еще одного методического документа. Приводим обоснование целесообразности издания настоящего учебного пособия, которое заключается в следующих основных положениях: 1. Предшествующие настоящему учебному пособию дидактические материалы локального характера по обсуждаемой теме были созданы в 2002 и 2006 годах. Эти материалы получили положительные отзывы студентов и доказали свою эффективность при проведении различных видов контрольных мероприятий. 2. Изданные учебные материалы содержат огромную и разнообразную информационную базу. При подготовке компонентов этой базы авторами далеко не всегда проведен тщательный отбор дидактического материала. В большинстве случаев этот материал содержит излишнюю, зачастую, слишком детализированную информацию, что Введение 5
Стр.5
в значительной степени затрудняет освоение студентами данной темы. Один из постулатов педагогики: чем больше информации дается обучаемым, тем меньше они запомнят и усвоят. Поэтому одним из оснований издания учебного пособия является попытка составителя произвести рациональный отбор дидактического материала. 3. Во многих информационных источниках не учитываются распорядительные, нормативные и методические документы, регламентирующие изучение состояния здоровья и физического развития детей и подростков. Между тем, использование этих документов – необходимое условие этой деятельности, обеспечивающее, в частности, унифицированность методологии, а значит, и сравнимость результатов изучения состояния здоровья и физического развития детей и подростков. Кроме того, выполнение распорядительных документов – показатель исполнительской дисциплины, в данном случае специалистов педиатрического профиля. Выход за рамки содержания указанных выше документов в настоящем учебном пособии обусловлен только необходимостью овладения студентами элементами научноисследовательской деятельности. 4. Важным основанием для издания настоящего учебного пособия стала необходимость приведения качества и количества дидактического материала по теме учебного пособия в соответствие с требованиями ФГОС по специальности подготовки Педиатрия. Для удобства пользователей учебного пособия в приложении 1 представлен краткий понятийный аппарат (основные понятия и термины), а в приложениях 2 и 3 – указатель таблиц и рисунков. В заключение данного раздела необходимо указать, что представляемое учебное пособие является самодостаточным, то есть содержит весь необходимый материал для освоения темы, для работы с контрольными заданиями. В случаях необходимости уточнения отдельных вопросов по теме, можно использовать информационные источники, представленные в рубрике «Рекомендуемая литература». 6 Введение
Стр.6
Глава I. Методы определения физического развития детей и подростков Объективные законы роста и развития организма детей и подростков как теоретический базис реализации методов оценки физического развития Теоретические аспекты методологии определения физического развития детей и подростков чрезвычайно важны для практической деятельности в данном направлении. В частности, незнание или игнорирование объективных законов роста и развития организма детей и подростков, как правило, приводит к грубейшим ошибкам при интерпретации результатов обследования. Несмотря на то, что объективные законы роста и развития организма детей и подростков часто встречаются во всех без исключения учебных изданиях по данной тематике, для обеспечения логической взаимосвязи настоящего учебного пособия эти законы должны быть в кратком изложении в него включены. Итак, приводим объективные законы роста и развития организма детей и подростков с отдельными комментариями. 1 закон. Неравномерность темпа роста и развития Процессы роста и развития детей протекают непрерывно, носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития. Это наиболее наглядно отражают повозрастные показатели длины тела (табл. 1). На рисунке 1 показаны темпы роста детей до 22 месяцев в зависимости от возраста. Данные этого рисунка – еще одна убедительная иллюстрация обсуждаемого закона морфофункционального развития детей и подростков. Изменения массы тела, окружности грудной клетки, а также развитие отдельных органов и систем в целом происходят неравномерно. Неодновременность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст. Возможно Глава I. Методы определения физического развития детей и подростков 7
Стр.7
и обратное соотношение. В связи с этим термин «возраст ребенка» должен конкретизироваться: хронологический или биологический. Хронологический возраст – период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день, месяц, год). Биологический возраст – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития. Одним из важных критериев установления соответствия биологического возраста хронологическому является степень развития костной системы ребенка, которая определяется с помощью рентгенографических исследований только при наличии особых медицинских показаний – при резко выраженных нарушениях развития. Так как данный критерий не учтен в соответствующем разделе учебного пособия, приводим примеры развития костей у детей разного возраста (рис. 2). Таблица 1 Изменения длины тела детей и подростков в разные возрастные периоды Период жизни, годы 1 2 3 Увеличение длины тела, % на 47 на 13 на 9 4-7 8-10 11–17 (полового созревания) 18-20 на 5-7 на 3 скачок роста прекращается Рис. 1. Темпы роста ребенка в зависимости от возраста. 8 Глава I
Стр.8
Кости запястья ребенка 19 дней. Ядра окостенения отсутствуют. Кости запястья ребенка 5 лет. В запястье 6 ядер окостенения, включая эпифизы лучевой и I пястной кости. Кости запястья ребенка 8 лет. Образуется 10-е ядро окостенения в эпифизе локтевой кости. Рис. 2. Кости запястья у детей разного возраста. 2 закон. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность роста и развития). Фундаментальная закономерность роста и развития организма состоит в том, что фазы максимальной интенсивности деления клеток (фазы митоза) и фазы их дифференцировки у растущего ребенка не совпадают во времени. Общая тенденция взаимосвязи этих процессов определяется законом прогрессивного дифференцирования И.И. Шмальгаузена: относительная масса индифферентных (недифференцированных, незрелых) тканей в организме уменьшается обратно пропорционально возрасту. На рисунке 3 отражено соотношение темпов роста различных тканей. Изучая физическое развитие детей и подростков, необходимо учитывать сущность обсуждаемого закона, так как при оценке результатов исследований отдельных показателей физического развития неучет закона может привести к грубым ошибкам. На рисунке 4 демонстрируются пропорции тела детей и подростков в зависимости от возраста. Это рисунок также весьма наглядно показывает сущность обсуждаемого закона. Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем является научной основой дифференцированного нормирования факторов окружающей среды и деятельности детей и подростков. Методы определения физического развития детей и подростков 9
Стр.9
Рис. 3. Соотношение темпов роста различных тканей по Скаммону (за 100% принят размер, достигнутый к 20 годам): а – лимфатическая ткань; б – нервная ткань; в – масса тела; г – половые органы. Рис. 4. Изменение пропорций тела в зависимости от возраста. Еще более наглядно сущность обсуждаемого закона представлена в таблице 2. 3 закон. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Половой диморфизм проявляется в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания это соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. Наблюдается 1-й перекрест возрастных кривых этих показателей. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. 10 Глава I
Стр.10