МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФЦП «НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ» НА 2009-2013 ГОДЫ В.Н. <...> Тарасова ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Монография Шуя 2010 1 УДК 371.214.43 ББК 74.202.2 Т 19 Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» Рецензенты: Н.В. Кузьмина – доктор психологических наук, профессор, членкорреспондент РАО; В.И. Назаров – доктор психологических наук, профессор Тарасова В.Н. <...> В монографии рассматривается предмет новой фундаментальной науки акмеологии и особенности ее объекта – национальной системы образования (НСО). <...> Кроме этого, в монографии рассматриваются акмеологические стратегии и технологии развития у будущих специалистов образования готовности к продуктивной самостоятельной деятельности и профессиональному творчеству, а также доказывается, как принцип единства интеграции и дифференциации позволяет обеспечить качество этой готовности. <...> Потенциалы субъекта познания и ресурсы личности ………………. <...> Акмеологические технологии развития готовности к будущей профессиональной деятельности в образовании……………………. <...> Формирование профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов и социальных педагогов в процессе педагогической практики…………………………………………. <...> Она опирается на ценности существования самого человека с его правом на полноценное развитие и защиту, должна ориентировать науку на создание таких концепций, которые рассматривают образование как часть культуры, обеспечивая целостность развития личности и ее активную позицию в созидательной деятельности. <...> Выпускники вуза, вступая в самостоятельную жизнь, должны уметь ставить цели, использовать гуманистические способы решения <...>
Интеграция_и_дифференциация_в_современной_образовательной_практике.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФЦП «НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ
ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ» НА 2009-2013 ГОДЫ
В.Н. Тарасова
ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Монография
Шуя 2010
1
Стр.1
УДК 371.214.43
ББК 74.202.2
Т 19
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Н.В. Кузьмина – доктор психологических наук, профессор, членкорреспондент
РАО;
В.И. Назаров – доктор психологических наук, профессор
Тарасова В.Н.
Интеграция и дифференциация в современной образовательной
практике. Научное издание [Текст]: монография / В.Н. Тарасова. – Шуя:
Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – 250 с.
В монографии рассматривается предмет новой фундаментальной науки
акмеологии и особенности ее объекта – национальной системы образования
(НСО). В данном издании раскрывается роль фундаментальных законов
совершенствования
обосновывается принцип единства интеграции и дифференциации как
средство реализации этих законов в образовательном пространстве
педагогического вуза.
Кроме этого, в монографии рассматриваются акмеологические
стратегии и технологии развития у будущих специалистов образования
готовности к продуктивной самостоятельной деятельности и
профессиональному творчеству, а также доказывается, как принцип
единства интеграции и дифференциации позволяет обеспечить качество
этой готовности.
Научно-исследовательская работа проведена в рамках Федеральной
целевой программы «Научные и научно-педагогическое кадры
инновационной России» на 2009-2013 годы, Госконтракт № П 2404.
ISBN 978-5-86229-201-5
© В.Н. Тарасова, 2010
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010
современной образовательной практики,
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….........
Глава 1. Акмеологическая наука и образовательная практика.........
1.1. Интеграция и дифференциация – фундаментальные законы
развития науки и созидательной практики человека………………..
1.2. Фундаментальная акмеология – наука об образовании…………….
1.3. Национальная система образования и ее особенности……………..
1.4. Взаимосвязь акмеологической науки и образовательной
практики……………………………………………………………......
Глава 2. Интеграция и дифференциация в образовательном
пространстве национальной системы образования…………...
2.1. Интеграция и дифференциация в образовательном пространстве
вуза……………………………………………………………………
2.2. Принцип единства интеграции и дифференциации и стратегии его
реализации в образовательном процессе………………………….
2.3. Потенциалы субъекта познания и ресурсы личности ……………….
2.4. Методы выявления индивидуальных особенностей у студентов…...
Глава 3. Готовность специалиста образования к продуктивной
самостоятельной деятельности и профессиональному
творчеству…………………………………………………………......
3.1. Понятие «готовность» к продуктивной самостоятельной
деятельности в образовании………………………………………......
3.2. Склонность к профессиональному творчеству……………………….
3.3. Стратегии формирования опыта профессионального творчества у
студентов педагогического вуза………………………………………
3.4. Акмеологические технологии развития готовности к будущей
профессиональной деятельности в образовании…………………….
Глава 4. Формирование профессиональной компетентности на
основе принципа единства интеграции и дифференциации……
компетентность
4.1. Профессиональная
–
профессионализма и мастерства……………………………………...
4.2. Формирование профессиональной компетентности у будущих
педагогов-психологов и социальных педагогов в процессе
педагогической практики………………………………………….......
4.3.Формирование экологической компетентности у специалистов ДОУ
в процессе повышения квалификации………………………..............
Приложение…………………………………………………………………
.
3
компонент
4
7
7
12
32
41
51
51
61
70
86
91
91
99
110
121
148
148
156
170
Заключение…………………………………………………………………. 185
Глоссарий…………………………………………………………………… 188
Библиографический список…………..…………………………………..
193
210
Стр.3