Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Введение в языкознание (200,00 руб.)

0   0
АвторыБерезович Е. Л., Кабинина Н. В., Мищенко О. В., Урал. федер. ун-т
ИздательствоИздательство Уральского университета
Страниц102
ID292818
АннотацияВ практикум включены вопросы и задания по 23 темам курса «Введение в языкознание», рассчитанные как на аудиторную, так и на самостоятельную работу студентов. К каждой теме даны методические рекомендации. Задания имеют творческий характер, для их выполнения требуется привлечение знаний по смежным с лингвистикой наукам, обращение к различным словарям и научной литературе, живое наблюдение над фактами современного языка.
Кем рекомендованоМетодическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки 032700 «Филология», 033000 «Культурология», 035700 «Лингвистика»
Кому рекомендованоПредназначено для студентов гуманитарных направлений. Будет полезно при самостоятельной работе.
ISBN978-5-7996-1213-9
УДК81(07)
ББК81.0я7
Введение в языкознание : практикум / Е.Л. Березович, Н.В. Кабинина, О.В. Мищенко; Урал. федер. ун-т .— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014 .— 102 с. — ISBN 978-5-7996-1213-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/292818 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ Практикум МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. <...> В ходе изучения курса ставятся следующие задачи: – ввести студентов в круг понятий и проблем одной из стремительно развивающихся гуманитарных наук – языкознания; – дать целостное представление о языке, его устройстве, функциях, происхождении, формах существования, основных единицах и т. п.; – заложить теоретический фундамент и дать практические навыки для овладения многочисленными дисциплинами лингвистического цикла в системе университетского филологического образования, способствовать развитию межпредметных связей дисциплин лингвистического цикла (латинский язык, современный русский язык, старославянский язык и др.); – развить у студентов умение наблюдать за языковыми фактами, анализировать материал различных языков, навыки типологического подхода к лингвистическим явлениям; – познакомить студентов с основными методами лингвистических исследований, с современной лингвистической терминологией. <...> Основную часть пособия составляют учебно-методические указания к практическим занятиям. <...> В каждый раздел включены перечень теоретических вопросов по теме, практические задания и наиболее важные методические рекомендации, направленные на успешное освоение темы. <...> Однако в некоторых случаях более наглядное представление об устройстве языка и закономерностях его функционирования может дать иностранный материал, поскольку свойства родного языка, в силу его привычности, часто являются скрытыми для его носителей. <...> Поэтому в пособии использован материал различных языков: как западноевропейских, изучаемых в средней школе и вузе (английский, немецкий, французский, латинский), так и языков, которые, как правило, малознакомы студенту (японский, китайский, суахили, эсперанто, финно-угорские и тюркские языки и др.) <...> Вопрос 8 из списка <...>
Введение_в_языкознание_Практикум.pdf
УДК 81(07) ББК Ш1я7 В24 Составители: Е. Л. Березович, доктор филологических наук, профессор, Н. В. К а б и н и н а, доктор филологических наук, доцент, О. В. Мище нк о, кандидат филологических наук, доцент Научный редактор М. Э. Ру т, доктор филологических наук, профессор Рецензенты: кафедра русского, иностранных языков и культуры речи Уральской государственной юридической академии (заведующий кафедрой доктор педагогических наук, профессор К. М. Л е в и т а н); К. В. Осип о в а, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурных коммуникаций (Екатеринбургская академия современного искусства (институт)) Введение в языкознание : практикум : [учеб.-метод. посоВ24 бие] / [сост. Е. Л. Березович, Н. В. Кабинина, О. В. Мищенко ; науч. ред. М. Э. Рут] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 100 с. ISBN 978-5-7996-1213-9 В практикум включены вопросы и задания по 23 темам курса «Введение в языкознание», рассчитанные как на аудиторную, так и на самостоятельную работу студентов. К каждой теме даны методические рекомендации. Задания имеют творческий характер, для их выполнения требуется привлечение знаний по смежным с лингвистикой наукам, обращение к различным словарям и научной литературе, живое наблюдение над фактами современного языка. Предназначено для студентов гуманитарных направлений. Будет полезно при самостоятельной работе. УДК 81(07) ББК Ш1я7 ISBN 978-5-7996-1213-9 2 © Уральский федеральный университет, 2014 © Березович Е. Л., Кабинина Н. В., Мищенко О. В., составление, 2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие .............................................................................................. 3 ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ ..................................................................... 6 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ................................................................. 8 Тема 1. Языкознание как наука .......................................................... 8 Тема 2. Место языкознания среди других наук ................................ 9 Тема 3. Знаковая природа языка ...................................................... 11 Тема 4. Функции языка ..................................................................... 13 Тема 5. Язык и речь ........................................................................... 17 Тема 6. Язык и мышление ................................................................ 18 Тема 7. Система и структура языка ................................................. 21 Тема 8. Происхождение языка ......................................................... 23 Тема 9. Формы существования языка ............................................. 25 Тема 10. Взаимодействие языков .................................................... 27 Тема 11. Фонетика ............................................................................ 32 Тема 12. Фонология .......................................................................... 37 Тема 13. Синтагматические звуковые изменения и звуковые законы ................................................................................................ 39 Тема 14. Фонетическое членение речи. Ударение. Интонация ..... 41 Тема 15. Письмо ................................................................................ 44 Тема 16. Слово. Лексическое значение ........................................... 46 Тема 17. Мотивированность и внутренняя форма слова ............... 47 Тема 18. Лексическая система: полисемия, омонимия .................. 51 Тема 19. Лексическая система: синонимия, антонимия ................ 54 Тема 20. Грамматические значения и способы их выражения ..... 56 Тема 21. Синтаксис ........................................................................... 60 Тема 22. Классификация языков ...................................................... 62 Тема 23. Методы изучения языка .................................................... 65 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ................................................... 67 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ТЕКСТЫ ............................................ 69 СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТАБЛИЦЫ .................................... 77 99
Стр.100