Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 608624)
Контекстум

Научно-педагогическое наследие химической школы Г.Х. Камая и его роль в профессиональной подготовке инженеров-химиков (60,00 руб.)

0   0
Первый авторРахимова Сазида Вагизовна
ИздательствоКГТУ
Страниц15
ID292600
АннотацияПредставленная диссертационная работа посвящена научно-педагогическому наследию Г.Х. Камая, как основателя нового направления в области элементоорганических соединений, новых инженерных специальностей и научно-педагогической школы, составляющих основу для дальнейшего развития высшего химико-технологического образования.
УДК378:66
ББК74.58
Рахимова, С. В. Научно-педагогическое наследие химической школы Г.Х. Камая и его роль в профессиональной подготовке инженеров-химиков : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. В. Рахимова .— Казань : КГТУ, 1999 .— 15 с. — URL: https://rucont.ru/efd/292600 (дата обращения: 16.03.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Рахимова Сазида Вагизовна НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХИМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Г.Х. <...> КАМАЯ И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ-ХИМИКОВ 13.00.08 - теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань - 1999 Работа выполнена на кафедре социальной педагогики и психологии Казанского государственного технологического университета. <...> Научные руководители: доктор педагогических наук, доцент Н.Ш.Валеева кандидат технических наук, доцент А.С.Лозовой Официальные оппоненты: доктор химических наук, профессор В.П.Барабанов кандидат педагогических наук, доцент Л.А.Казанцева Ведущая организация: Казанский государственный педагогический университет. <...> С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Казанского государственного технологического университета. <...> Перестройка высшего образования России затронула богатейшие традиции, накопленные в течение многих десятилетий благодаря уму, таланту и неустанному труду многих поколений научно-педагогической интеллигенции. <...> Современный научно-технический и социальный прогресс выдвигает на передний план задачу освоения, анализа, передачи опыта и достижений педагогической науки. <...> В современную эпоху ускорения темпов социального и научнотехнического прогресса, все возрастающий объем научной информации порождает проблему быстрого "старения" ранее добытых знаний. <...> С другой стороны, не менее опасна и искусственная "привязка" исторического опыта к проблемам современности. <...> История развития теории и практики обучения есть результат деятельности конкретных личностей, носителей и разработчиков педагогических идей, положений, опыта, непосредственных творцов многогранной научно-педагогической действительности, чья ".деятельность. отвечающая потребностям прогресса, хотя и представляет собой субъективную сторону исторического процесса, становится <...>
Научно-педагогическое_наследие_химической_школы_Г.Х.Камая_и_его_роль_в_профессиональной_подготовке_инженеров-химиков.pdf
Общая характеристика работы Актуальность исследования. Перестройка высшего образования России затронула богатейшие традиции, накопленные в течение многих десятилетий благодаря уму, таланту и неустанному труду многих поколений научно-педагогической интеллигенции. Среди них оказались и те, что непосредственно связаны с профессиональным становлением студенческой молодежи. В стенах инженерного вуза воспитание приобретает осязаемую профессиональную направленность, что воплощается в профессиональнопедагогическом подходе. С другой стороны, оно содержит обще гуманную составляющую, целенаправленно ориентированную на духовное становление будущего профессионала. Именно в таком диалектическом единстве и взаимопроникновении и заключается то особенное, что существенно для воспитания будущих инженеров. Современный научно-технический и социальный прогресс выдвигает на передний план задачу освоения, анализа, передачи опыта и достижений педагогической науки. В этой связи особенно возрастает проблема изучения "потенциала идей". В современную эпоху ускорения темпов социального и научнотехнического прогресса, все возрастающий объем научной информации порождает проблему быстрого "старения" ранее добытых знаний. При одностороннем подходе к ее решению может нарушиться преемственная связь между накопленными знаниями и их развитием в настоящем, что может привести к искажению научной истины, к субъективизму и, в конечном итоге, негативно отразиться на результатах решения проблем теории и практики. С другой стороны, не менее опасна и искусственная "привязка" исторического опыта к проблемам современности. Необходимость обращения к истории вопроса, факта, явления должна объективно "созреть" в недрах современной действительности. Прошлое должно быть "востребовано" настоящим. История развития теории и практики обучения есть результат деятельности конкретных личностей, носителей и разработчиков педагогических идей, положений, опыта, непосредственных творцов многогранной научно-педагогической действительности, чья "...деятельность... отвечающая потребностям прогресса, хотя и представляет собой субъективную сторону исторического процесса, становится выражением объективной, закономерной его тенденции" (М.А.Данилов). Важная роль в этой связи принадлежит исследованиям творчества выдающихся представителей народного образования и педагогической науки, составляющих предмет отрасли педагогического знания, обозначаемой термином "персоналии". Педагогика высшей профессиональной школы в своем развитии всегда опиралась на богатейшее наследие прогрессивных деятелей отечественной и зарубежной педагогики, как дореволюционного, так и периода после 3
Стр.3
Октябрьской революции. Исследовано и продолжает изучаться педагогическое творчество выдающихся представителей отечественной и зарубежной науки. За годы своего существования педагогическая наука пополнилась именами крупных ученых, которые, опираясь на богатый опыт прошлого, развивали и обогащали теорию и практику обучения и воспитания студентов в условиях индустриально-экономических преобразований в стране и все возрастающих требований к формированию нового человека. Усиление внимания к проблемам воспитания подрастающего поколения в современную эпоху обострения идеологической борьбы стимулировало обращение исследователей к накопленным знаниям в теории вузовского воспитания в рамках творчества отдельных, наиболее известных ученых этого поколения. Исследуется творчество А.Е.Арбузова, положено начало изучению творческого наследия Г.Х.Камая. Но это лишь начало большой чрезвычайно важной работы по поднятию целого исторического пласта химической науки, по изучению деятельности наиболее известных ученых-педагогов высшей школы. Особенно это важно для исследования проблемы формирования личности в процессе познавательной и практической деятельности, где отечественной наукой накоплен богатейший опыт, который недостаточно используется преподавателями в повседневной учебной деятельности, а теоретиками педагогики - для дальнейшего развития теории активного воспитания и развития студентов в процессе обучения. Большое значение имеют для современной высшей профессиональной школы труды известного ученого-химика Г.Х.Камая, внесшего значительный вклад в развитие химической науки. Осмысление творческого наследия Г.Х.Камая, одного из видных представителей Казанской химической школы, выступает в настоящее время как объективная необходимость. Она приобретает очевидность еще и потому, что ни научное наследие Г.Х.Камая в целом, ни отдельные положения его трудов не подвергались до сих пор специальному изучению. Разрозненные ссылки на те или иные положения из его трудов, упоминания о них в различных исследованиях не дают полного представления об истинном вкладе ученого в подготовку специалистов в высшей школе, не позволяют определить основные, наиболее важные для современной теории и практики обучения и воспитания студентов взгляды, идеи и положения, разработанные Г.Х.Камаем. Проведенный анализ, по нашему мнению, отражает объективно сложившуюся противоречивую ситуацию, когда и в теории, и в практике обучения студентов технического вуза возрастает потребность обращения к научному наследию Г,Х.Камая, его работам, раскрывающим развивающие возможности процесса обучения - с одной стороны, и неизученность его творчества в педагогической системе знаний - с другой. В этом видится актуальность изучения трудов Г.Х.Камая в наши дни. Однако мы отдаем себе ясный отчет о том, что в первой же попытке глубоко и системно охватить исследованием все многогранное наследие 4
Стр.4
Г.Х.Камая, создававшееся в течение почти сорока лет, представляется чрезвычайно сложной задачей. Она усугубляется тем обстоятельством, что его научно-педагогическая деятельность почти совпадает по времени со становлением и развитием высшей школы в Татарстане и многое из того, что сделано им, стало органической частью истории высшей школы. Объектом исследования избрано научно-педагогическое наследие как Г.Х.Камая, основателя нового направления в области элементоорганических соединений, новых инженерных специальностей и научно-педагогической школы, составляющих основу для дальнейшего развития высшего химико-технологического образования. Предмет исследования - содержание научных и научнопедагогических работ Г.Х.Камая, определяющих его вклад в развитие химикотехнологического образования, инженеров по специальностям: "Химическая технология органических веществ", "Технология переработки пластических масс и эластомеров", "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", "Инженерная защита окружающей среды в химической промышленности", а также химической науки и производства. Цель исследования - раскрыть содержание творческого наследия Г.Х.Камая и его роли в профессиональной подготовке высококвалифицированных инженеров-химиков. Гипотеза исследования. Мы исходим из предположений о том, что системное изучение научного и научно-педагогического наследия Г.Х.Камая и использование его результатов в учебном процессе существенно повысит уровень фундаментальной и специальной подготовки современных инженеров, а также будет способствовать развитию таких личностных качеств как патриотизм, добросовестное и творческое отношение к труду, самостоятельность, общественная и профессиональная активность. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Показать обусловленность изучения научных работ Г.Х.Камая социальным заказом общества на подготовку высококвалифицированных инженеров, обладающих наряду с профессионально важными качествами, высокой социальной активностью. 2. Показать генезис основных идей и положений, содержащихся в работах Г.Х.Камая, посвященных актуальным проблемам химии и научному творчеству ученых - представителей казанской химической школы и раскрыть их образовательный и воспитательный потенциал. 3. Установить преемственную связь современных подходов к формированию будущих специалистов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним со стороны общества и профессиональной деятельности, с содержанием научного наследия Г.Х.Камая. 4. Провести систематизацию творческого наследия Г.Х.Камая. 5
Стр.5