Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУРЯТИИ: АДРЕСА ИНТЕРЕСНОГО ОПЫТА (220,00 руб.)

0   0
АвторыДагбаева Нина Жамсуевна, Молонов Гармацырен Цыденович, Доржиев Цыдыпжап Заятуевич
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц82
ID292258
АннотацияВ настоящем сборнике представлен инновационный опыт образовательных учреждений Республики Бурятия в сфере экологического образования для устойчивого развития. В статьях описан опыт работы учреждений дошкольного и дополнительного образования, общеобразовательных школ, учреждений профессионально-го образования. Адресован всем, кто занимается экологическим просвещением и образованием, ученым и специалистам в области экологического образования, учителям-практикам.
ISBN978-5-9793-0636-0
УДК371
ББК74.005
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУРЯТИИ: АДРЕСА ИНТЕРЕСНОГО ОПЫТА / ред.: Н.Ж. Дагбаева [и др.] .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2014 .— 82 с. — ISBN 978-5-9793-0636-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/292258 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУРЯТИИ: АДРЕСА ИНТЕРЕСНОГО ОПЫТА Сборник статей Ответственный редактор Н.Ж. Дагбаева доктор педагогических наук, профессор Улан-Удэ 2013 1 УДК 371:574 (571.54) ББК 74.005.2812 Рос. <...> Бур Э 40 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского госуниверситета Рецензенты Г.Ц. <...> Молонов, доктор педагогических наук, профессор Ц.З. Доржиев, доктор биологических наук, профессор А.П. Кушнарева, кандидат педагогических наук Книга издана при финансовой поддержке Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Э 40 Экологическое образование в Бурятии: адреса интересного опыта: сборник статей / В.А. Бабиков, В.Б. Лыгденова, О.К. Маладаева [и др.]; отв. ред. <...> В настоящем сборнике представлен инновационный опыт образовательных учреждений Республики Бурятия в сфере экологического образования для устойчивого развития. <...> Экологическое воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс развития и обучения молодежи. <...> У нас есть уникальное озеро Байкал – самый большой на планете резервуар пресной воды. <...> Многие страны, регионы, местные сообщества анализируют, что было сделано в системе образования за прошедшие десять лет для достижения устойчивости экономических, социальных, политических систем. <...> В рамках проведения международной научно-практической конференции «Экология, образование, общество: проблемы и перспективы эффективного сотрудничества» был проведен конкурс на издание настоящего методического сборника «Экологическое образование в Республике Бурятии: адреса интересного опыта». <...> В настоящем издании обобщен опыт инновационной деятельности учреждений образования и творческих педагогов в области экологического и межкультурного <...>
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ_ОБРАЗОВАНИЕ_В_БУРЯТИИ_АДРЕСА_ИНТЕРЕСНОГО_ОПЫТА.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.78
Стр.79
Стр.80
Стр.81
Стр.82
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ_ОБРАЗОВАНИЕ_В_БУРЯТИИ_АДРЕСА_ИНТЕРЕСНОГО_ОПЫТА.pdf
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУРЯТИИ: АДРЕСА ИНТЕРЕСНОГО ОПЫТА Сборник статей Ответственный редактор Н.Ж. Дагбаева доктор педагогических наук, профессор Улан-Удэ 2013 1
Стр.1
УДК 371:574 (571.54) ББК 74.005.2812 Рос.Бур Э 40 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского госуниверситета Рецензенты Г.Ц. Молонов, доктор педагогических наук, профессор Ц.З. Доржиев, доктор биологических наук, профессор А.П. Кушнарева, кандидат педагогических наук Книга издана при финансовой поддержке Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Э 40 Экологическое образование в Бурятии: адреса интересного опыта: сборник статей / В.А. Бабиков, В.Б. Лыгденова, О.К. Маладаева [и др.]; отв. ред. Н.Ж. Дагбаева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013.- 82 с. В настоящем сборнике представлен инновационный опыт образовательных учреждений Республики Бурятия в сфере экологического образования для устойчивого развития. В статьях описан опыт работы учреждений дошкольного и дополнительного образования, общеобразовательных школ, учреждений профессионального образования. Адресован всем, кто занимается экологическим просвещением и образованием, ученым и специалистам в области экологического образования, учителям-практикам. Environmental education in Buryatia: the best practiceis / V.A. Babikov, V.B. Lygdenova, O.K. Maladaeva [and et. al.]; ex. Et. N.Zh. Dagbaeva. – Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 2013. - 82 p. This collection of materials represents innovative experience of educational institutions of the Republic of Buryatia in the sphere of environmental education for sustainable development. The collection contains work experience description of institutions of preschool and supplementary education, secondary schools, and institutions of professional education. The book is addressed to everyone working in the sphere of environmental education: scientists and specialists in the field of ecological education, practicing teachers. © Бурятский госуниверситет, 2013 2
Стр.2
Дорогие друзья! Вопросы управления охраной окружающей среды, обеспечение рационального природопользования, улучшение качества состояния окружающей среды – все эти проблемы напрямую связаны с экологическим образованием. Экологическое воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс развития и обучения молодежи. Именно в этой сфере мы можем решать задачи по формированию у учащейся молодежи гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности. Мы будем активно поддерживать социальное партнерство со школами, учреждениями дополнительного образования, профессиональными образовательными учреждениями, общественниками и СМИ, со всеми, кто не равнодушен к проблемам охраны окружающей среды и способствует экологическому просвещению граждан. Уходящий год насыщен экологическим датами. Он объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Годом охраны окружающей среды, 2013 год – Всемирный год Воды. Знаменательно, что и наш сборник выходит в свет в этом году. Дорогие коллеги, мы живем с вами в удивительном крае. У нас есть уникальное озеро Байкал – самый большой на планете резервуар пресной воды. И, конечно, мы в ответе за сохранность его чистых вод. Я хочу поблагодарить всех неравнодушных педагогов за их труд, за неустанную реализацию идей, имеющих практическое применение в области формирования и развития экологической культуры граждан нашей республики. Министр природных ресурсов РБ кандидат юридических наук Б.Д. Ангаев 3
Стр.3
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ В декабре 2014 г. завершается, объявленное ООН Десятилетие образования в интересах устойчивого развития. На глобальном уровне его итоги будут подведены на всемирной конференции по образованию в 2014 г. в Японии. Многие страны, регионы, местные сообщества анализируют, что было сделано в системе образования за прошедшие десять лет для достижения устойчивости экономических, социальных, политических систем. В рамках проведения международной научно-практической конференции «Экология, образование, общество: проблемы и перспективы эффективного сотрудничества» был проведен конкурс на издание настоящего методического сборника «Экологическое образование в Республике Бурятии: адреса интересного опыта». В составлении сборника приняли участие педагоги учреждений дошкольного образования, средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного и профессионального образования всех уровней. В настоящем издании обобщен опыт инновационной деятельности учреждений образования и творческих педагогов в области экологического и межкультурного образования, общественного участия в решении экологических проблем Байкальского региона. Сборник состоит из четырех частей, каждая часть содержит краткое представление об организации, а также наиболее удачные фрагменты методических разработок педагогов практиков. Мы хотим, чтобы контактные адреса, приведенные в конце информации о каждом учреждении, помогли вам развивать сотрудничество, обмениваться опытом, и чтобы мы смогли вместе раскрыть потенциал образования для устойчивого развития и адаптировать вызовам времени и образовательной специфике Байкальского региона. директор Педагогического института БГУ доктор педагогических наук, профессор Н.Ж. Дагбаева 4
Стр.4
Заключение В настоящем сборнике представлен опыт только практической реализации идей образования для устойчивого развития. Вместе с тем, много сделано в экологическом образовании и учеными нашего региона. Теоретические направления научных исследований за прошедшее десятилетие были нацелены на поиск подходов по реализации Местной Повестки ХХI в местном сообществе и развитие социального партнерства, выявлении роли общественных экологических организаций в образовании и просвещении, на изучение и сохранение природного и культурного разнообразия Байкальского региона, институализацию образования для устойчивого развития (ОУР). Для решения этих глобальных целей решались тактические задачи по разработке содержания экологического образования в школьной и вузовской практике в различных условиях социоприродного окружения; определению дидактических основ экологического образования в процессе преподавания школьных дисциплин; формированию межкультурной компетентности личности в поликультурном обществе. В технологической части решались задачи по внедрению инновационных методов в современной системе непрерывного образования, в том числе проектных, адаптивных, кейс-стади; использованию технологии формирования у школьников субъектного исследовательского опыта в учебной и внеурочной учебно-исследовательской деятельности. Энтузиазм школьных педагогов, нацеленность на результат общественных экологических организаций, неравнодушие работников библиотек и музеев, национальных парков и заповедников позволяет нам с уверенностью смотреть в завтрашний день. Ученые и практики Байкальского региона внесли свой, достойный вклад в Десятилетия образования для устойчивого развития. 78
Стр.78
СОДЕРЖАНИЕ От составителей ………………………………………… Часть 1. Войди в природу другом: опыт учреждений дошкольного образования Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67 «Подснежник» комбинированного вида г. Улан-Удэ……………………………….. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 «Аленушка» комбинированного вида. г. Улан-Удэ…………………………………… Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №59 «Золотой ключик»………………………. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка № 86 «Оюна»………. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №111 «Дашенька»…………………………………………. Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №232 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»…………………………….. Социально – познавательный проект «Зачем человеку каша?» для детей старшего дошкольного возраста из программы Н.И. Малтугуевой детского сада № 72 «Аленушка» г. Улан-Удэ……………………………………………….. Часть II. Юные защитники природы: опыт общеобразовательных учреждений Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»……. Муниципальное автономное образовательное учреждение «Бурятская гимназия № 29»……………………………….. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гильбиринская средняя общеобразовательная школа»…. 22 23 25 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гусиноозёрская гимназия»………………………………… 26 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Заиграевская средняя общеобразовательная школа»……. 28 79 5 6 8 9 11 12 «Детский сад № 234» открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ОАО «РЖД»………………. 13 Из мастерской педагога…………………………………. 15 18 4
Стр.79
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кабанская средняя общеобразовательная школа» ………. 29 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кижингинский лицей имени В.С. Мункина»……………… 31 Муниципальное образовательное учреждение «Музыкально-гуманитарный лицей им. Д. Аюшеева…………………. 33 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Онохойская средняя общеобразовательная школа №1»… 35 Автономное некоммерческое образовательное учреждение Школа-интернат №21 ОАО РЖД, ст. Танхой …………….. 37 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Туркинская средняя общеобразовательная школа»………. 38 Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 г.Улан-Удэ»… 40 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Российская гимназия №59»………………………………. Часть III. Образовательные учреждения 41 дополнительного образования, музеи и библиотеки, особо охраняемые природные территории, экологические общественные организации Республиканский эколого-биологический центр учащихся 46 Экологическая школа «ЭКОС» (Городского дворца детского и юношеского творчества)………………………………… 47 Национальный музей Республики Бурятия (Музей природы Бурятии)…………………………………………………….. 49 Государственная Республиканская юношеская библиотека им. Р. Батожабая……………………………………………… 51 Бурятская государственная детская библиотека им. Б. Абидуева……………………………………………………….. Забайкальский национальный парк……………………….. Байкальский парк……………………………………………. 52 53 55 Тункинский национальный парк…………………………… 57 Региональная общественная организация «Байкальский информационный центр «ГРАНЬ»…………………………. Большая Байкальская тропа (ББТ)…………………………. 59 63 Бурятское республиканское отделение Всероссийской общественной организации «Русское Географическое общество» (БРО РГО)………………………………………………. 64 80
Стр.80
Часть IV. Готовим будущих экологов: опыт учреждений среднего и высшего профессионального образования Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бурятский лесопромышленный колледж»………………………………. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова»……………………. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусства»………………………………………………….. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления»………………………………………….. 66 67 69 70 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет»…………………… 72 Заключение…………………………………………………. 78 81
Стр.81
Научно-популярное издание ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУРЯТИИ: АДРЕСА ИНТЕРЕСНОГО ОПЫТА Сборник статей Составители Владимир Александрович Бабиков, Валентина Базаровна Лыгденова, Ольга Климентьевна Маладаева, Алла Ардановна Манкетова, Эльвира Прокопьевна Нархинова, Маргарита Михайловна Стрекаловская, Татьяна Платоновна Федорова, Светлана Александровна Юн-Хай В авторской редакции Компьютерная верстка Ч.Н. Цыренжаповой Дизайн обложки: З.И. Пазниковой Свидетельство о государственной аккредитации №1286 от 23 декабря 2011 Подписано в печать 19.12.13. Формат 60х84 1/16. Уч.-изд.л. 3,85. Усл. печ.л. 4,77. Тираж 200. Заказ 698. Цена договорная. Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24 а riobsu@gmail.com Отпечатано в типографии БГУ 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 3 а 82
Стр.82