О Самсоне Силыче Большове в перечне действующих лиц сказано кратко: купец. <...> Таким образом, Большов оха рактеризован прежде всего социальнопрофессиональ но, затем косвенно определено его место в семейном мире. <...> Большов — глава и хо зяин («сам», «большой» — так в народной речи обозна чали главу и хозяина в доме), библейское же имя Сам сон, да еще «укрупненное» отчеством Силыч, как бы предрекает поражение от коварства близких, ведь биб лейский силач Самсон погиб от предательства возлюб ленной. <...> Большов до начала действия прошел уже обычный путь обогащения, не соответствующий, конечно, мораль ным заповедям, но и не выходящий за рамки обыден ной бытовой нечистоплотности. <...> Большов провоцирует предательское жульничество Подхалюзина и сам становится его жерт вой. <...> В отличие от патриархального Большова Подхалюзин представляет уже новые времена. <...> 11 «Порча нравов» проявляется и в том, что если Большов, разрабатывая свой план, целиком полагается на незыб лемость своего патриархального дома и верность чад и домочадцев, то Подхалюзин всех подкупает — сваху, стряпчего и даже мальчика Тишку. <...> Если Большов и Подхалюзин — главные фигуры, характеризующие деловой мир Замоскворечья, то Ли почка и Подхалюзин — важнейшие герои в «любовной» и «культурной» проблематике пьесы. <...> Однако все разговоры в первом действии — обычные «романтические» мечты купеческой барыш ни, но Липочка посвоему искренне начинает любить отвергнутого ею только что с бранью и позором «про тивного» жениха Подхалюзина, когда выясняется, что он может дать ей то, что она считает счастьем. <...> Крайняя черствость Ли почки, ее скупость, наглая уверенность в своем праве всем пренебречь ради своего удобства и спокойствия — словом, неописуемая грубость чувств такова, что даже Подхалюзин на этом фоне более человечен. <...> Здесь Островскому не важно, что Русаков — богатый, а Бородкин — небогатый купец, важно, что они принад лежат к одному <...>
Пьесы.pdf
УДК 821.161.12
ББК 84(2Рос=Рус)16
О77
Текст печатается по изданию:
Островский А. Н. Полн. собр. соч. : В 12 т.
М. : Искусство, 1973—1980.
Составление, вступительная статья, примечания
А. ЖУРАВЛЕВОЙ
Портрет автора работы
И. КУСКОВА
Рисунок на обложке
В. ПАНОВА
Островский А. Н.
О77
Пьесы / А. Н. Островский ; [сост., вступ. ст., примеч.
А. Журавлевой] ; худож. И. Кусков, И. Ильинский,
В. Панов. — М. : Дет. лит., 2010. — 379 с. —
(Школьная библиотека).
ISBN 9785080045387
Сборник пьес великого драматурга, создателя русского на
ционального театра А. Н. Островского.
Для старшего школьного возраста.
УДК 821.161.12
ББК 84(2Рос=Рус)16
© Журавлева А., составление, вступительная статья,
примечания, 1999
© Кусков И., иллюстрации, 1956
ISBN 9785080045387
© Ильинский И., наследники, иллюстрации, 1985
© Панов В., наследники, иллюстрации, 1999
© Оформление серии. Издательство «Детская
литература», 2003
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
А. Журавлева. Театр для всего народа................... 5
СВОИ ЛЮДИ — СОЧТЕМСЯ!
Комедия в четырех действиях. (Илл. И. С. Кускова) 33
НЕ В СВОИ САНИ НЕ САДИСЬ.
Комедия в трех действиях. (Илл. В. Панова) ........103
ГРОЗА.
Драма в пяти действиях. (Илл. В. Панова)...........155
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ.
Комедия в пяти действиях. (Илл. В. Панова) ........217
БЕСПРИДАННИЦА.
Драма в четырех действиях. (Илл. И. Ильинского) 295
Примечания ...............................................375
381
Стр.381