Т.И. Кузнецова Русский язык и культура профессионального общения неР693 филологов: методологические и теоретико-практические основы коммуникативно-речевой подготовки специалистов в техническом вузе: Монография / под. общ. ред. <...> В контексте эволюции роли языкового обучения в высшей технической школе анализируются требования действующего ГОС ВПО по дисциплине «Русский язык и культура речи» к формированию коммуникативно-речевой компетенции специалистов-нефилологов. <...> Рассматриваются теоретические основы организации языкового учебного процесса в нефилологических вузах и возможности его методического обеспечения. <...> В монографии обобщены многолетние исследования авторами методологических и теоретико-практических основ формирования коммуникативно-речевой компетенции будущих специалистов инженерно- технического профиля в сферах их профессионального общения. <...> Актуальность предлагаемой работы определяется осознанной потребностью высшей школы в решении всего комплекса вопросов, связанных с содержанием и организацией языкового образовательного процесса в техническом вузе. <...> Именно комплексное и многоаспектное исследование проблемы позволило авторам разработать эффективную системно-уровневую модель языкового обучения нефилологов. <...> Социальный заказ последней авторы видят в формировании целостной научно-методической концепции обучения профессиональному речевому общению студентов нефилологических вузов. <...> В книге глубоко анализируется специфика вузовской лингводидактики: коммуникативно-деятельностный подход к обучению, прикладной характер социально значимых целей и задач, ментальные и психологические особенности субъектов учения, образовательные парадигмы, концепции и модели языкового обучения. <...> В связи с этим языковая и речевая способности определяются как ключевой вопрос психологии образования, а также основа овладения речевой деятельностью. <...> Определяются предмет, сферы <...>
_Русский_язык_и_культура_профессионального_общения_нефилологов_методологические_и_теоретико-практические_основы_коммуникативно-речевой_подготовки_специалистов_в_техническом_вузе.pdf
УДК 811.161.1
ББК 81.2 Ðóñ-5
Ð693
Авторы:
С.Н. Белухина, О.А. Жилина, О.В. Константинова,
И.В. Михалкина, Н.Н. Романова, Т.П. Скорикова
Научный редактор – д-р филол. наук О.А. Крылова
Рецензенты:
ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. Î.ß. Ãîéõìàí,
ä-ð ôèëîë. íàóê, ïðîô. Ë.Ô. Êîïîñîâ,
доц. Т.И. Кузнецова
Русский язык и культура профессионального общения неР693
филологов:
методологические и теоретико-практические основы
коммуникативно-речевой подготовки специалистов в техническом
âóçå: Монография / ïîä. îáù. ðåä. Í.Í. Романовой.
– Ì.: Èçä-âî МГТУ èì. Í.Ý. Áàóìàíà, 2008. – 312 ñ.: èë.
ISBN 978-5-7038-3183-0
Монография создана в рамках исследовательского проекта Федеральной
целевой программы «Интеграция науки и высшего образования
России». В контексте эволюции роли языкового обучения
в высшей технической школе анализируются требования действующего
ГОС ВПО по дисциплине «Русский язык и культура речи» к
формированию коммуникативно-речевой компетенции специалистов-нефилологов.
Рассматриваются теоретические основы организации
языкового учебного процесса в нефилологических вузах и
возможности его методического обеспечения.
Для специалистов в области лингводидактики, преподавателей
русского языка и слушателей ФПКП.
УДК 811.161.1
ББК 81.2 Ðóñ-5
Белухина С.Н., Жилина О.А., Константинова
Î.Â., Михалкина È.Â., Романова Í.Í.,
Скорикова Ò.Ï., 2008
МГТУ èì. Í.Ý. Áàóìàíà, 2008
ISBN 978-5-7038-3183-0
Издательство МГТУ èì. Í.Ý. Áàóìàíà, 2008
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .......................................... 3
Ââåäåíèå.............................................. 7
Глава 1. Психолого-методологические основы обучения русскому языку
как средству профессионального общения в высшей технической
школе .................................. 11
1.1. Образовательные модели, концепции, парадигмы подготовки
специалистов в высшей школе ......................... 11
1.1.1. Образование как социальный институт: история и современное
состояние .............................. 11
1.1.2. Традиции и новаторство российской инженерной школы:
динамика образовательных целей и задач ............. 21
1.1.3. Сущность и содержание основных моделей обучения в системе
высшего образования ........................ 24
1.1.4. Социальные и психологические особенности обучения
взрослых ..................................... 29
1.1.5. Язык и речемыслительная деятельность субъектов учения
в аспекте психологии образования .................. 41
1.2. Социолингвистические и психолингвистические основы профессионально
ориентированного обучения речевому общению
в высшей школе .................................... 46
1.2.1. Формирование коммуникативной компетенции носителей
русского языка в сфере профессионального общения
....................................... 46
1.2.2. Профессиональное общение: сферы, темы, ситуации
общения ..................................... 52
Глава 2. Теоретические основы дисциплины «Русский язык и культура
речи» для высших технических учебных заведений в ракурсе
системно-уровневого подхода ................... 68
2.1. Дисциплина «Русский язык и культура речи» в государственном
образовательном стандарте и учебных программах технических
вузов: структурно-содержательные характеристики .... 68
2.2. Примерные (типовые) и вариативные языковые программы
для нефилологов, основные учебники и учебные пособия, внутривузовские
материалы к учебным êóðñàì................ 72
310
Стр.309
2.3. Базовый уровень обучения: основы языковой и речевой культуры
............................................. 85
2.3.1. Язык как средство общения ....................... 85
2.3.2. Речь и речевая деятельность ....................... 90
2.3.3. Речевые æàíðû................................. 93
2.3.4. Нормативная база ÿçûêà.......................... 96
2.3.5. Речевой этикет ................................. 101
2.3.6. Функциональные стили речи ...................... 104
2.4. Аспектный уровень. Язык делового и научного общения. Культура
публичной речи ................................. 113
2.4.1. Общая функциональная характеристика официально-делового
стиля ðå÷è............................... 113
2.4.2. Письменная деловая коммуникация ................. 123
2.4.3. Устная деловая коммуникация ..................... 168
2.4.4. Общая функциональная характеристика научного стиля
речи ......................................... 184
2.4.5. Письменная научно-техническая коммуникация ....... 199
2.4.6. Устная научно-техническая êîììóíèêàöèÿ............ 215
2.4.7. Устная публичная ðå÷ü........................... 243
2.5. Специальный уровень: речевое оформление квалификационной
научной работы ................................. 258
2.5.1. Содержательные и композиционно-речевые особенности
подготовки и написания квалификационной научной
работы ....................................... 259
2.5.2. Организационные и языковые особенности защиты квалификационной
работы .......................... 262
Глава 3. Практическая реализация программного содержания дисциплины
«Русский язык и культура речи» в высших технических
учебных заведениях ............................... 274
3.1. Организация языкового учебного процесса в российских нефилологических
вузах: характер, место и объем речеведческих
êóðñîâ............................................ 274
3.2. Учебно-методическое сопровождение дисциплины в технических
âóçàõ: реалии и перспективы ....................... 289
Çàêëþ÷åíèå............................................ 292
Список литературы ...................................... 294
Стр.310