Е. В. Воробьева ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА И ВООБРАЖЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Монография Москва 2008 Издательство «Физическая культура» УДК 378.02:372.8 В 75 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С. Д. Неверкович, доктор педагогических наук, доцент А. А. Сахиуллин. <...> В 75 Формирование творчества и воображения в учебной деятельности : монография / Е. В. Воробьева. <...> ISBN 978-5-9746-0098-2 В данной монографии рассмотрена модель учебной деятельности по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин с использованием модульно-целевого подхода, исследовательско-эвристических игр и учебных задач, способствующая формированию процессов творческого мышления и воображения. <...> Системные основы моделирования содержания цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин в высшем звене специального физкультурного образования . <...> Характеристика цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин . <...> Структура и типология учебного материала, методы обучения предметам цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин . <...> Формы организации обучения и программнотехническое оснащение учебного процесса по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин . <...> Организационная структура и технология исследовательско-эвристических игр при изучении цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин . <...> Характеристики содержания игровых процессов, принципов и психолого-педагогических особенностей исследовательско-эвристических игр . <...> Обобщение результатов эксперимента по формированию творчества и воображения специалиста в области физической культуры и спорта . <...> Теоретической основой монографии послужили работы Л.С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина – о теории развивающего обучения, М. Я. Виленского, В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, В. А. Сластина, М. Н. Скаткина, Ж. К. Холодова, Д. В. Чернилевского – о теоретических аспектах высшего профессионального образования; Н. А. Алексеева, Л. С. Выготского <...>
Формирование_творчества_и_воображения_в_учебной_деятельности.pdf
УДК 378.02:372.8
В 75
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор С. Д. Неверкович,
доктор педагогических наук, доцент А. А. Сахиуллин.
Воробьева, Е. В.
В 75
Формирование творчества и воображения в учебной деятельности
: монография / Е. В. Воробьева. – М. : Физическая
культура, 2008. – 240 с.
ISBN 978-5-9746-0098-2
В данной монографии рассмотрена модель учебной деятельности по циклу
общепрофессиональных и специальных дисциплин с использованием модульно-целевого
подхода, исследовательско-эвристических игр и учебных задач,
способствующая формированию процессов творческого мышления и воображения.
Монография
адресуется педагогическому персоналу, аспирантам, магистрам,
а также студентам высших учебных заведений в области физической культуры
и спорта.
УДК 378.02:372.8
ISBN 978-5-9746-0098-2 © Воробьева Е. В., 2008
© Издательство «Физическая культура», 2008
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...................................................................................................... 5
Глава I. Теоретико-методологические подходы к проблеме
формирования творчества и воображения в современном
образовании ................................................................... 8
1.1. Проблемы творчества, формирования творческих
способностей и мышления в современном образовании
........................................................................................ 8
1.2. Понятие воображения как системообразующего
компонента процесса творчества ........................................14
1.3. Вопросы развития творческих способностей, воображения
в концепции общей теории деятельности ..........20
1.4. Реализация деятельностного подхода к развитию
воображения и творческого мышления в процессе
проблемного обучения при профессиональной подготовке
специалистов ...........................................................28
1.4.1. Сущность модульного обучения и его использование
в практике высшей школы ..................28
1.4.2. Факторы повышения эффективности развития
творчества и воображения в процессе
модульного обучения ................................................37
Глава II. Системные основы моделирования содержания
цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин
в высшем звене специального физкультурного
образования .......................................................................43
2.1. Характеристика цикла общепрофессиональных и
специальных дисциплин ......................................................43
2.2. Структура и содержание процесса изучения цикла
общепрофессиональных и специальных дисциплин
и их процессуальные основы ...............................................49
3
Стр.3
2.3. Структура и типология учебного материала, методы
обучения предметам цикла общепрофессиональных
и специальных дисциплин ...................................55
2.4. Формы организации обучения и программнотехническое
оснащение учебного процесса по циклу
общепрофессиональных и специальных дисциплин
..........................................................................................68
Глава III. Модель педагогического процесса цикла общепрофессиональных
и специальных дисциплин, направленная
на формирование творчества и воображения,
составляющие ее компоненты ...................................75
3.1. Технологическая карта учебной деятельности...................75
3.2. Система обучающих модулей учебной деятельности .........78
3.3. Программно-методическое обеспечение учебного
процесса .................................................................................95
3.4. Аппаратурное обеспечение и организация учебного
процесса .................................................................................98
Глава IV. Организационная структура и технология исследовательско-эвристических
игр при изучении цикла
общепрофессиональных и специальных дисциплин .......104
4.1. Организационная структура и технология исследовательско-эвристических
игр .............................................104
4.2. Характеристики содержания игровых процессов,
принципов и психолого-педагогических особенностей
исследовательско-эвристических игр ......................121
Глава V. Технология использования учебных задач в педагогическом
процессе ................................................................153
5.1. Учебная задача как педагогическая проблема .................153
5.2. Педагогическое конструирование учебных задач ...........172
Глава VI. Обобщение результатов эксперимента по формированию
творчества и воображения специалиста
в области физической культуры и спорта ..........................179
Приложения ...........................................................................................197
Библиографический список ...............................................................218
4
Стр.4