А. В. ТЕРЕМОВ, Н. В. ПЕРЕЛОВИЧ, Р. А. ПЕТРОСОВА, Л. А. КОСОРУКОВА Теория и методика обучения биологии Учебные и педагогические практики Москва 2012 Учебное пособие Московский педагогический государственный университет Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» А. В. Теремов, Р. А. Петросова, Н. В. Перелович, Л. А. Косорукова ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ. <...> УЧЕБНЫЕ ПРАКТИКИ Методика преподавания биологии МПГУ Москва 2012 УДК 57(076.5) ББК 28р30 Т 338 Рецензенты: С. К. Пятунина, декан биолого-химического факультета, доцент кафедры ботаники МПГУ В. П. <...> Викторов, доктор биологических наук, зав. кафедрой ботаники МПГУ Т338 Теремов А. В., Петросова Р. А., Перелович Н. В., Косорукова Л. А. <...> Оно призвано помочь в организации и проведении учебных практик по дисциплине «Методика преподавания биологии». <...> В пособие включены программы прохождения педагогической и полевой практик с учетом формирования необходимых компетенций, представлена тематика занятий на практике, задания для самостоятельной работы студентов, приведены методические материалы, необходимые для студента-практиканта. <...> Полевая практика студентов биолого-химического факультета по методике преподавания биологии . <...> Положение об учебно-опытном участке общеобразовательной школы . <...> Методика проведения экскурсии по теме «Животные пресноводного водоема» . <...> Права и обязанности студентов-практикантов в период прохождения практики . <...> План проведения педагогической практики студентами биолого-химического факультета . <...> Виды деятельности студентов в процессе активной педагогической практики . <...> Вопросы для первой консультации студента-практиканта с учителем-предметником по организации и проведению практики . <...> Организация студентами биолого-химического факультета проектной деятельности учащихся <...>
Теория_и_методика_обучения_биологии._Учебные_и_педагогические_практики_(1).pdf
УДК 57(076.5)
ББК 28р30
Т 338
Рецензенты:
С. К. Пятунина, декан биолого-химического факультета,
доцент кафедры ботаники МПГУ
В. П. Викторов, доктор биологических наук, зав. кафедрой
ботаники МПГУ
Т338 Теремов А. В., Петросова Р. А., Перелович Н. В.,
Косорукова Л. А. Теория и методика обучения биологии.
Учебные практики: Методика преподавания биологии. – М.:
МПГУ, 2012. – 160 с.
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей
педагогических университетов. Оно призвано помочь в организации
и проведении учебных практик по дисциплине «Методика
преподавания биологии».
В пособие включены программы прохождения педагогической
и полевой практик с учетом формирования необходимых
компетенций, представлена тематика занятий на практике, задания
для самостоятельной работы студентов, приведены методические
материалы, необходимые для студента-практиканта.
Коллектив авторов благодарит кафедру педагогики МПГУ за
предоставленный материал образцов отчетных документов к части 2, а
также доцента Е. Н. Арбузову за помощь в сборе материала к части 4.
ISBN 978-5-7042-2356-6
© МПГУ, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Часть 1. Полевая практика студентов
биолого-химического факультета
по методике преподавания биологии . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1. Содержание полевой практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Тематика занятий студентов на полевой практике
по методике преподавания биологии . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. Положение об учебно-опытном участке
общеобразовательной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4. Организация пришкольного участка . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.5. Планирование пришкольного участка . . . . . . . . . . . . . . 18
1.5.1. Методика предпроектных исследований
ландшафта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.5.2. Проектирование пришкольного участка . . . . . . . . 28
1.5.3. Задания для самостоятельной работы студентов
на полевой практике по оформлению
пришкольного участка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
1.6. Общая методика проведения занятий
на пришкольном участке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
1.6.1. Методика проведения урока «Полив и рыхление
почвы. Подготовка почвы к посеву и посадке» . . . 42
1.6.2. Методика проведения урока «Семейство
паслёновые. Разнообразие представителей
семейства» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
1.6.3. Методика проведения экскурсии по теме
«Животные пресноводного водоема» . . . . . . . . . . . 49
1.7. Организация фенологических наблюдений учащихся в
природе. Летние задания по биологии . . . . . . . . . . . . 54
1.7.1. Летние задания по ботанике . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
1.7.2. Летние задания по зоологии . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Часть 2. Педагогическая практика студентов биологохимического
факультета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
2.1. Базы проведения практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
2.2. Права и обязанности студентов-практикантов
в период прохождения практики . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
2.3. Обязанности руководителей практики
от университета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
2.4. Функции учителя, руководящего педагогической
практикой студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
2.5. План проведения педагогической практики
студентами биолого-химического факультета . . . . . . 66
2.6. Содержание педагогической практики . . . . . . . . . . . . . 67
2.6.1. Содержание пассивной педагогической
практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
2.6.2. Содержание активной педагогической
практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
2.6.3. Виды деятельности студентов в процессе
активной педагогической практики . . . . . . . . . . . 72
2.7. Отчетная документация студентов по педагогической
практике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
2.8. Критерии выставления оценки по педагогической
практике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
2.9. Вопросы для первой консультации
студента-практиканта с учителем-предметником
по организации и проведению практики . . . . . . . . . . 79
2.10. Алгоритм подготовки студента-практиканта
к уроку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Часть 3. Организация студентами биолого-химического
факультета проектной деятельности учащихся
на полевой и педагогической практике . . . . . . . . . . . 101
3.1. Метод проектов как педагогическая технология . . . . . 101
3.2. Методика организации школьного проектирования . 108
Часть 4. Исследовательская работа студентов
боиолого-химического факультета в период
педагогической практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
4.1. Методы научно-педагогического исследования . . . . . . 124
4.2. Эмпирические методы педагогического исследования 125
4.3. Обработка результатов, полученных в ходе
педагогического эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
4.4. Магистерская диссертация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
4
Стр.4