Язык и культура. Приложение. 2013. № 2.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
5–18
Антонова Т. Г. Метафорическое моделирование социального конфликта в медиадискурсе: ключевые
дискурсивные метафоры // Язык и культура. Приложение. 2013. № 2. C. 5–18.
19–23
Быконя В. В. Отражение в селькупских наименованиях флоры и фауны когнитивной деятельности человека
// Язык и культура. Приложение. 2013. № 2. C. 19–23.
24–36
Ермоленкина Л. И. , Костяшина Е. А. Особенности восприятия концепта «толерантность» как репрезентанта
томской городской картины мира: опыт экспериментального описания // Язык и культура. Приложение.
2013. № 2. C. 24–36.
37–46
Пановица В. Ю. Метафорическое моделирование дара в трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха» // Язык и
культура. Приложение. 2013. № 2. C. 37–46.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
47–53
Бельтюкова Н. П. , Житкова Е. В. Развитие профессионализма средствами иноязычного акмеологического
проектирования // Язык и культура. Приложение. 2013. № 2. C. 47–53.
54–58
Шилина Е. Н. Язык как культурный код народа // Язык и культура. Приложение. 2013. № 2. C. 54–58.
59–63
Шульгина Е. М. Аутентичность как одно из методических условий при формировании иноязычной
коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб-квест // Язык и культура.
Приложение. 2013. № 2. C. 59–63.
Стр.1
языкозНаНие
УДК 81
меТаФорическое моделироваНие социальНого
коНФликТа в медиадискУрсе:
ключевые дискУрсивНые меТаФоры
Т.г. антонова
аннотация. Рассматривается моделирование социального конфликта в
медиадискурсе на материале новостных и аналитических текстов газет и
информационных служб, посвященных конфликту в Греции. Выявляются
ключевые дискурсивные метафоры и описываются способы метафорической
интерпретации социального конфликта в рамках структурных концептуальных
моделей.
ключевые слова: концептуальная метафора; социальный конфликт; медиадискурс;
метафорическая интерпретация конфликта; ключевая дискурсивная
метафора; метафорическая номинация.
Объектом исследования в данной статье является миромоделирующий
потенциал метафоры, представляющий собой один из наиболее
активно разрабатываемых в современной лингвистике аспектов изучения
метафоры.
Предметом изучения являются способы отражения социального
конфликта в медиадискурсе посредством структурной концептуальной
метафоры.
Цель анализа – определение того, как структурные концептуальные
метафоры, задействованные авторами текстов в процессе языковой
репрезентации социального конфликта, влияют на характер его интерпретации
в СМИ.
Необходимо отметить, что мы рассматриваем метафору в рамках
лингвокогнитивного подхода, при котором анализ языкового материала,
т.е. непосредственно метафорических номинаций, позволяет нам делать
выводы о способах когнитивного моделирования действительности посредством
концептуальной метафоры. Анализ метафорических номинаций
дает возможность нам познать способ восприятия описываемого социального
конфликта говорящим.
Прежде чем перейти непосредственно к анализу метафорической
репрезентации социального конфликта в медиадискурсе, представляется
целесообразным остановиться на самом понятии «конфликт». Конфликт
– сложное явление, изучаемое, прежде всего, в русле социологии,
Стр.2
6
Т.Г. Антонова
психологии и юридической науки. «Социальный конфликт является способом
взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов,
обусловленный их материальными и духовными интересами, определенным
общественным положением, властью; это столкновение, цель которого
– нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника»
[1]. Как отмечает А. Здравомыслов [2] и многие другие исследователи,
причиной большинства конфликтов являются неудовлетворенная потребность
и стремление ее удовлетворить. Неудовлетворенность потребностей,
в свою очередь, чаще всего возникает из-за некого «дефицитного
ресурса» в обществе.
Конфликт как социальное явление имеет свою структуру, т.е. совокупность
устойчивых элементов, которые, как свидетельствуют материалы
ассоциативных экспериментов, актуальны в языковом сознании
говорящих [3. С. 34–42]. К основным компонентам конфликта можно отнести
его участников, объект конфликта, его предмет и среду, в которой
происходит развитие конфликта, конфликтную ситуацию [4]. Что касается
динамики конфликта, то для нас имеют значение три основные стадии
конфликта, назовем их предконфликтная (латентная) стадия, конфликтная
(открытая) стадия (собственно конфликт), завершение конфликта [1, 4, 5].
В статье исследуется один из способов языковой интерпретации
социального конфликта – метафорический. Под языковой репрезентацией
конфликта понимается способ представления / интерпретации конфликта
в различных текстах и дискурсах, т.е. язык здесь выступает в
качестве средства повествования о конфликте. В зависимости от того,
какие цели преследует повествующий о конфликте, у аудитории может
складываться определенный образ конфликта и его участников, могут
формироваться самые разные оценки ситуации. Один и тот же конфликт
может интерпретироваться и представляться по-разному в зависимости
от целеполагания повествователя, его ценностных установок, которые
определяются, в том числе, и условиями самого дискурса.
Е.С. Кара-Мурза [6. С. 51] отмечает, что публикация о конфликте
– это всегда одна из множества возможных интерпретаций, которая
осуществляется либо с личностной позиции самого журналиста, либо
с позиции его издания. Нарратив о конфликте можно рассматривать как
частный случай конструирования социальной реальности, т.е. как «кусочек»
дискурсивной картины мира, являющейся социально обусловленным
вариантом языковой картины мира [7. С. 184–194].
Проблема своеобразия метафорического моделирования конфликта
решается на тематически ограниченном материале. Исследование
проведено на материале новостных и аналитических текстов газет и информационных
служб, информирующих о конфликте в Греции на протяжении
трех лет (2010–2013 гг.), проанализированы 94 статьи 8 СМИ –
Стр.3